«Чистый отдых»

4 Май 2019
2393

Вот и апрель сыграл в ящик, и на смену ему пришел долгожданный май, символизирующий собой сезон отдыха и последних звонков.

В воздухе предсказуемо повис запах наструганного салата и замаринованного опытными дагестанскими руками шашлыка. Ну а туда, где шашлыки, как правило, незамедлительно подтягивается хорошее настроение и кураж.

«Хорошее настроение» в эти дни рождается разными способами. Кто-то создаёт его сам, в то время как другие предпочитают прибегнуть к помощи пресловутого зелёного змия.

Ясен пень, что рабочий класс, отбарабанивший рабочие месяцы, наконец-то может себе позволить расслабить ремень и как следует оттопыриться. Руки автоматически набирают в контактах номера старых и проверенных друзей, с которыми обговаривается «праздничная программа».

Далее наскоки в супермаркеты и мясные павильоны, откуда под аккомпанемент стеклотары разнокалиберные компании разъезжаются по привычным маршрутам – по лесам и полянам нашей славной республики. Это май, детка!

Как мы прекрасно знаем, майские выходные зачастую означают дополнительную нагрузку на окружающую среду и нехило отражаются на природе, которой в первых числах мая приходится ой как несладко. Причём ежегодный репертуар практически не меняется: мусор, поломанные деревья, остатки еды и яркие следы «бычьего кайфа».

 Вообще, если уж говорить о природе, то в священном Коране об этом сказано следующее:

الَّذِي جَعَلَ لَكُمُ الْأَرْضَ فِرَاشًا وَالسَّمَاءَ بِنَاءً وَأَنْزَلَ مِنَ السَّمَاءِ مَاءً فَأَخْرَجَ بِهِ مِنَ الثَّمَرَاتِ رِزْقًا لَكُمْ

(смысл): «Служите Господу, Который расстелил для вас землю ковром, чтобы жизнь была легче, а небо – крышей, и низвёл с неба воду, и вывел ею [водой] разные плоды как пропитание для вас». (сура Аль-Бакара: 22)

То есть Всевышний «заточил» этот бренный мир и цветущие материки Земли лишь для того, чтобы Его раб чувствовал себя здесь максимально комфортно. Но означает ли это, что нам дали право забыть, что находимся мы всё же в гостях, а не в своем собственном доме? Конечно же, нет!

Миротворец

Наша религия на протяжении долгого времени учила нас гармонировать с природой и минимизировать причиняемый ей урон. Именно поэтому существуют определённые «нормы взаимоотношений» с окружающей средой, основанные на стремлении сберечь экологию и донести ее красоту до потомков.

Эти «нормы» зиждутся на идее, что отношение человека к природе не должно строиться на личной выгоде, при которой нанесение ущерба является нормой. Всевышний Аллах не приемлет те народы, которые не ценят дарованные им блага:

وَلاَ تُفْسِدُواْ في الأَرْضِ بَعْدَ إِصْلاَحِهَا

(смысл): «И не сейте беспорядок на земле после того, как Аллах устроил её, отправив своих посланников». (сура Аль-Аʻраф: 56)

Дары небес

Наука открыла нам, что помимо того, что Всевышний максимально щедро одарил Землю благами, Он также упростил процессы её ресурсовозмещения. В священной Книге говорится:

هُوَ الَّذِي أَنْزَلَ مِنَ السَّمَاءِ مَاءً ۖ لَكُمْ مِنْهُ شَرَابٌ وَمِنْهُ شَجَرٌ فِيهِ تُسِيمُونَ يُنْبِتُ لَكُمْ بِهِ الزَّرْعَ وَالزَّيْتُونَ وَالنَّخِيلَ وَالْأَعْنَابَ وَمِنْ كُلِّ الثَّمَرَاتِ ۗ إِنَّ فِي ذَٰلِكَ لَآيَةً لِقَوْمٍ يَتَفَكَّرُونَ

(смысл): «Он [Аллах] – Тот, Который низвёл с облаков воду (дождь (. Для вас от неё (от воды) питьё, и от неё же деревья и растения, на которых вы пасёте ваш скот. Он взращивает ею (водой) для вас разные посевы, маслины, пальмы, виноградники и все остальные плоды. Поистине, в этом – знамение для людей размышляющих». (сура Ан-Нахль: 10-11)

Исходя из этого, мы должны ясно понимать, что подарок запрещено использовать в греховных целях, косяча и зарабатывая себе терабайты грехов. Суть в том, что мы можем использовать все дозволенные плоды, мясо чистых животных, древесину для строительства и многое другое. Но не надо преступать границ и превращать свои вылазки на природу в акты вандализма и бескультурья.

Всевышний в Коране говорит:

وَإِذَا تَوَلَّى سَعَى فِي الأَرْضِ لِيُفْسِدَ فِيِهَا وَيُهْلِكَ الْحَرْثَ وَالنَّسْلَ وَاللّهُ لاَ يُحِبُّ الفَسَادَ

(смысл): «А когда он отворачивается [уходит от тебя], то идёт по земле, чтобы сеять на ней нечестие [смуту, неверие и грехи] и уничтожить посевы и потомство людей и скота, – а Аллах не любит нечестия!» (сура Аль-Бакара: 205).

Древо веры

Несомненно, нас запомнят по тому, что мы оставили после себя. Кто-то запомнится разрушениями и вероломством, в то время как другие – возведёнными жилищами и плодоносящими пальмами, плоды которых будут чьим-то пропитанием.

По этому поводу Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) в хадисе, переданном со слов Анаса (да будет доволен им Аллах), сказал:

 مَا مِنْ مُسْلِمٍ يَغْرِسُ غَرْسًا ، أَوْ يَزْرَعُ زَرْعًا ، فَيَأْكُلُ مِنْهُ طَيْرٌ أَوْ إِنْسَانٌ أَوْ بَهِيمَةٌ ، إِلاَّ كَانَ لَهُ بِهِ صَدَقَةٌ

«(Если) какой-нибудь мусульманин посадит дерево или посеет что-нибудь, а затем птица, человек или животное съест что-то из посеянного или посаженного им, это непременно зачтётся ему как садака (милостыня)». (Бухари, 2320; Муслим, 1552)

Смысл этого хадиса заключается в том, что созидание – это дорога в Рай, и нужно постоянно стремиться к нему в этот короткий период пребывания на Земле. В хадисе говорится:

إنْ قامَتِ السّاعَةُ وفي يَدِ أحَدِكُمْ فَسِيلَةٌ فإن اسْتَطَاعَ أنْ لا يَقُومَ حَتَّى يَغْرِسَها فلَيَغْرِسْها

«Если будет наступать Судный Час, а в руке кого-либо из вас будет росток, то если он успеет посадить его прежде, чем Час настанет, пусть сделает это». (Бухари в «Аль-Адабуль-муфрад», 479)

Несмотря на то, что ты видишь, что наступил Судный час, всё равно посади его! От этого будет польза.

Постскриптум

Из вышесказанного можно понять, что окружающая нас природа – не что иное, как аманат от Всевышнего, и отношение к ней по принципу «как по кайфу» недопустимо.

Помни, что у всего на этой Земле есть единоличный владелец, который приказал тебе соблюдать «правила пользования», дабы потом тебя не наказывать. Из истории мы помним, что праведный Халиф Абу-Бакр (да будет доволен им Аллах), давая наставления своим войскам перед битвой, говорил: «Не рубите пальмы, не сжигайте, не губите плодоносящие деревья!».

И поэтому даже на полях сражений асхабы стремились всеми силами избежать причинения вреда окружающей среде.

Пусть Всевышний поможет нам трезво смотреть на вещи и беречь то, чем Он нас наделил, чтобы в Судный день не стоять в одном ряду с неблагодарными из Его рабов.

Камаль Магомедов

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.