Самым великим достижением человека в этой жизни является любовь Всевышнего Аллаха к нему. Если Аллах полюбил человека, он достигнет всего, что пожелает. А добиться этой любви человек может, только обретя те черты характера, которые любит Аллах, и отдалившись от всего того, что Он не любит.
А если человек попадёт в число тех, кого не любит Аллах, это станет для него самым большим бедствием. В этой статье мы приведём несколько категорий людей, которых не любит Аллах.
1. Преступающие запреты
Преступание границ подразумевает причинение вреда человеку, который этого не заслуживает, или преступание установленных границ, выражающееся в несоблюдении прав. Также к этому относится добровольное лишение человеком себя того, что ему дозволил Всевышний Аллах.
Также к преступанию границ относятся мольбы человека к Всевышнему Аллаху содержащие неуместные просьбы, чрезмерную строгость в мольбах или слишком громкое чтение дуа.
О том, что Аллах не любит преступающих границы, в Священном Коране говорится три раза:
- в суре Аль-Бакара:
وَلَا تَعْتَدُوا إِنَّ اللَّهَ لَا يُحِبُّ الْمُعْتَدِينَ
(смысл): «Не преступайте тех границ, которые установил Аллах. Поистине, Аллах не любит преступающих установленные Им границы» (сура Аль-Бакара: 190);
- в суре Аль-Маида:
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا لَا تُحَرِّمُوا طَيِّبَاتِ مَا أَحَلَّ اللَّهُ لَكُمْ وَلَا تَعْتَدُوا إِنَّ اللَّهَ لَا يُحِبُّ الْمُعْتَدِينَ
(смысл): «О вы, которые уверовали! Не запрещайте себе блага, которые дозволил вам Аллах, и не преступайте границ того, что Он дозволил или запретил. Поистине, Аллах не любит преступающих установленные Им границы» (сура Аль-Маида: 87);
- в суре Аль-А‘раф:
ادْعُوا رَبَّكُمْ تَضَرُّعًا وَخُفْيَةً ۚ إِنَّهُ لَا يُحِبُّ الْمُعْتَدِينَ
(смысл): «Обращайтесь с мольбами к своему Господу со смирением и скрытно. Поистине, Он (Аллах) не любит преступающих установленные Им границы» (сура Аль-Аʻраф: 55).
2. Притесняющие
Притеснение (зульм) – это попирание прав, покушение на людей, на их имущество и честь. Зульм включает в себя убийство и наказание невиновных, воровство, посягательство на честь, кровь и имущество других людей.
О том, что Аллах не любит притеснителей, в Священном Коране упоминается три раза:
- в суре Али ‘Имран:
وَأَمَّا الَّذِينَ آمَنُوا وَعَمِلُوا الصَّالِحَاتِ فَيُوَفِّيهِمْ أُجُورَهُمْ وَاللَّهُ لَا يُحِبُّ الظَّالِمِينَ
(смысл): «А что касается тех, которые уверовали, то Аллах полностью и без убавления даст им награду за праведные деяния, которые они совершали только ради Него. Ведь Аллах не любит притеснителей» (сура Али ‘Имран: 57);
- в суре Али ‘Имран:
وَاللَّهُ لَا يُحِبُّ الظَّالِمِينَ
(смысл): «Ведь Аллах не любит притеснителей» (сура Али ‘Имран: 140);
- в суре Аш-Шура:
وَجَزَاءُ سَيِّئَةٍ سَيِّئَةٌ مِثْلُهَا فَمَنْ عَفَا وَأَصْلَحَ فَأَجْرُهُ عَلَى اللَّهِ إِنَّهُ لَا يُحِبُّ الظَّالِمِينَ
(смысл): «И воздаянием за нанесённую им обиду должна быть обида, равная ей, но не больше. А кто же простит обидчика и примирится с ним, стремясь тем самым к довольству Аллаха, того Аллах Сам вознаградит. Поистине, Он [Аллах] не любит притеснителей». (сура Аш-Шура: 40)
Зульм подразделяется на несколько видов:
1) зульм человека по отношению ко Всевышнему Аллаху – это ширк, который является самым большим зульмом;
2) зульм человека по отношению к себе, который проявляется в отказе от исполнения своих обязанностей перед Всевышним и перед людьми, а также в погружении в большие и малые грехи;
3) зульм человека по отношению к человеку и к другим созданиям Всевышнего Аллаха.
От Анаса (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:
الظُّلْمُ ثَلَاثَةٌ: فَظُلْمٌ لَا يَتْرُكُهُ اللهُ، وَظُلْمٌ يُغْفَرُ، وَظُلْمٌ لَا يُغْفَرُ، فَأَمَّا الظُّلْمُ الَّذِي لَا يُغْفَرُ فَالشِّرْكُ لَا يَغْفِرُهُ اللهُ، وَأَمَّا الظُّلْمُ الَّذِي يُغْفَرُ فَظُلْمُ الْعَبْدِ فِيمَا بَيْنَهُ وَبَيْنَ رَبِّهِ، وَأَمَّا الظُّلْمُ الَّذِي لَا يُتْرَكُ فَظُلْمُ الْعِبَادِ
«Притеснение бывает трёх видов: притеснение, которое Аллах не оставляет; притеснение, которое прощается; притеснение, которое не прощается. Что касается притеснения, которое не прощается, то это ширк (придание Аллаху сотоварища). Что касается притеснения, которое прощается, то это притеснение рабом самого себя в религии. Что же касается притеснения, которое не прощается, то это угнетение людей друг друга». (Абу Ну‘айм, «Хилья аль-авлияъ»)
3. Горделивые
Горделивый человек – это тот, кто гордится собой и занимается самовосхвалением. Он ходит кичливо, хвастается своими предками, происхождением и положением в обществе, смотрит на людей надменно и прикидывается тем, кем на самом деле не является.
О том, что Аллах не любит горделивых, в Священном Коране также говорится три раза:
- в суре Ан-Ниса:
إِنَّ اللَّهَ لَا يُحِبُّ مَنْ كَانَ مُخْتَالًا فَخُورًا
(смысл): «Поистине, Аллах не любит тех, кто горделив и хвастлив» (сура Ан-Ниса: 36);
- в суре Лукман:
وَلَا تُصَعِّرْ خَدَّكَ لِلنَّاسِ وَلَا تَمْشِ فِي الْأَرْضِ مَرَحًا ۖ إِنَّ اللَّهَ لَا يُحِبُّ كُلَّ مُخْتَالٍ فَخُورٍ
(смысл): «И не отворачивайся от людей, надменно [кривя свою щеку], и не ходи по земле высокомерно. Ведь Аллах не любит всякого гордеца, [высокомерного] и хвастливого» (сура Лукман: 18);
- в суре Аль-Хадид:
لِكَيْلَا تَأْسَوْا عَلَى مَا فَاتَكُمْ وَلَا تَفْرَحُوا بِمَا آتَاكُمْ وَاللَّهُ لَا يُحِبُّ كُلَّ مُخْتَالٍ فَخُورٍ
(смысл): «Чтобы вы чрезмерно не печалились о мирских благах, что миновали вас, и чрезмерно не радовались им. Ведь Аллах не любит всякого гордеца, [высокомерного] из-за мирских благ, хвастающегося этими благами перед другими» (сура Аль-Хадид: 23).
Аллах не любит тех, кто проявляет высокомерие, ставит себя выше других, тех, кто хвастается и гордится собой из-за богатства, положения, статуса и т. д.
4. Предатели
Предатели – это те, кто не исполняет обещания, нарушает договоры и обязательства. Нарушение обещаний Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) посчитал одним из признаков лицемера (мунафика).
От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
آيَةُ المُنافِقِ ثَلاثٌ: إذا حَدّثَ كَذَبَ، وَإِذَا وَعَدَ أخْلَفَ، وَإِذَا ائتُمن خَانَ
«Лицемера отличают три признака: когда он рассказывает, то лжёт; когда обещает, то нарушает (своё обещание); а когда ему доверяются, он предаёт». (Бухари, 33; Муслим, 59; Тирмизи, 2631)
О том, что Аллах не любит предателей и вероломных людей, в Священном Коране также сказано три раза:
- в суре Аль-Анфаль:
إِنَّ اللَّهَ لَا يُحِبُّ الْخَائِنِينَ
(смысл): «Поистине, Аллах не любит предателей, которые нарушают свои договоры» (сура Аль-Анфаль: 58);
- в суре Аль-Хадж:
إِنَّ اللَّهَ يُدَافِعُ عَنِ الَّذِينَ آمَنُوا إِنَّ اللَّهَ لَا يُحِبُّ كُلَّ خَوَّانٍ كَفُورٍ
(смысл): «Поистине, Аллах защищает тех, которые уверовали, и охраняет их от зла и козней неверующих. Поистине, Аллах не любит всякого настойчивого предателя, который нарушает договоры и не сохраняет доверенное, неблагодарного, отрицающего благодеяния Всевышнего Аллаха» (сура Аль-Хадж: 38);
- в суре Ан-Ниса:
وَلَا تُجَادِلْ عَنِ الَّذِينَ يَخْتَانُونَ أَنْفُسَهُمْ إِنَّ اللَّهَ لَا يُحِبُّ مَنْ كَانَ خَوَّانًا أَثِيمًا
(смысл): «Не препирайся за тех, кто предаёт самих себя (ослушивается Аллаха), ведь Аллах не любит того, кто является предателем (изменником), грешником» (сура Ан-Ниса: 107).
Предательство бывает нескольких видов:
- предательство в вероубеждении;
Это совершение того, что противоречит вере и делает её недействительной, например, мнение о дозволенности того, что запретил Всевышний Аллах.
- предательство чести;
К такому предательству относится то, что делает человек по отношению к своей семье, совершая дела, которые портят их религию. Это является обманом доверия по отношению к тем, кого Всевышний Аллах доверил человеку.
- предательство мусульман.
Это предательство подразумевает оскорбление мусульман, захват их имущества и попирание их прав.
Имам Аз-Захаби сказал: «Предательство мерзко в любом виде. Один его вид хуже другого. Однако тот, кто совершил предательство в нужде, не подобен тому, кто предал вас в отношении имущества, семьи, или совершил тяжкие грехи».
5. Расточители
Расточительство (исраф) – это нарушение ограничений во всех своих делах. Ведь говорят, что человек проявляет исраф по отношению к себе, совершая грехи, хотя более известное значение исрафа подразумевает излишнюю трату средств.
В священном Коране два раза упоминается, что Всевышний Аллах не любит расточителей:
в суре Аль-Ан‘ам:
وَلَا تُسْرِفُوا إِنَّهُ لَا يُحِبُّ الْمُسْرِفِينَ
(смысл): «Не излишествуйте, [не переходите граней, которые установил Аллах] во всём этом, ведь, поистине, Он не любит излишествующих – как в еде и питье, так и в остальном» (сура Аль-Ан‘ам:141);
- в суре Аль-А‘раф:
يَا بَنِي آدَمَ خُذُواْ زِينَتَكُمْ عِندَ كُلِّ مَسْجِدٍ وكُلُواْ وَاشْرَبُواْ وَلاَ تُسْرِفُواْ إِنَّهُ لاَ يُحِبُّ الْمُسْرِفِينَ
(смысл): «О потомки Адама (люди)! Надевайте свои украшения, [облекайтесь в свои самые красивые и чистые одежды] для каждой мечети [при совершении намаза и тавафа]; ешьте и пейте, но не излишествуйте, [не переходите граней, которые установил Аллах] во всём этом, ведь, поистине, Он не любит излишествующих – как в еде и питье, так и в остальном» (сура Аль-Аʻраф: 31).
Аллах не любит тех, кто проявляет излишество, нескромность и крайность в любом деле.
Расточительство (исраф) проявляется в совершении грехов, в придании Всевышнему сотоварища, в излишестве в дозволенном и даже в обязательном. Всё что преступает границы, установленные Всевышним, и нарушает то, чем Он доволен, является исрафом.
В этой статье мы привели пять категорий людей, которых не любит Всевышний Аллах. Таких категорий ещё много, но мы сегодня ограничимся этими, чтобы не надоедать читателю длинными текстами.
Муслим Абдулаев