«Я и представления не имел, что могут быть настолько бедные люди»

17 Январь 2020
6829

Интервью с руководителем благотворительного фонда «Инсан» Мухаммадрасулом Ахмедовым

До встречи с руководителем благотворительного фонда «Инсан» Мухаммадрасулом Ахмедовым я знал, что в республике проводится масштабная и в какой-то степени беспрецедентная работа по оказанию помощи нуждающимся. Но, только оказавшись внутри фонда и ознакомившись с его работой изнутри, понимаешь, насколько она масштабна, структурирована, а самое главное – актуальна.

Мы можем об этом даже не подозревать, но у нас большое количество людей, находящихся за чертой бедности, людей, остро нуждающихся в заботе и опеке. И лишь благодаря подобным организациям мы можем протянуть руку помощи этим людям, дать им шанс выкарабкаться.

Когда мы поднялись в здание фонда после обеденного намаза, Мухаммадрасул был весь в работе и спешил на очередной выезд. Вместо предварительно обговорённых 20 минут мы беседовали с ним 40.

- Завершился календарный 2019 год. Каким он выдался лично для вас и каким – для фонда?

- Если я попытаюсь разграничить свою личную жизнь и работу фонда, то практически не о чем будем сказать, поскольку после рабочего дня тоже начинается работа, вернее, она продолжается.

Мой выходной день от будней отличается лишь сменой официальной одежды. Семья часто проявляет недовольство этим, но факт остается фактом – большая часть моего времени уходит на работу. Такова моя личная жизнь.

А если говорить об итогах работы фонда за прошедший 2019 год, то я выразил бы это одной ёмкой фразой: «Сделано многое, но ещё больше предстоит».

Если сравнить с 2018 годом, то 2019-ый, естественно, был более успешным, показатели по всем нашим направлениям выросли, объём оказанной помощи стал в разы больше. Кроме того, в 2019 году мы заключили ряд договоров с федеральными проектами, занимающимися благотворительной деятельностью.

Также Глава республики Владимир Васильев отметил работу фонда почётной грамотой, Министерство по национальной политике и делам религий Республики Дагестан вручило нам медаль за укрепление межнационального мира и согласия, а Министерство здравоохранения Республики Дагестан – благодарственное письмо.

- Сколько лет вы уже находитесь во главе фонда? И какие главные выводы можно сделать за время, проведённое в благотворительной сфере?

 - В фонде я работаю с 2014 года, а его создание состоялось двумя годами ранее. Хотя меня и назначали директором, свою работу начинал, что называется, с низов – инспектировал, проходил обучение, набирался опыта.

Долгое время я вникал в эту работу, адаптировался к совершенно новой и незнакомой для меня деятельности. А если говорить о главных выводах, то для меня в корне изменилось представление о таких понятиях, как бедность, отношение к людям.

Я и представления не имел, что могут быть настолько бедные люди. Для меня это стало открытием. До работы в фонде я считал, что наша семья относится к категории бедных, но когда я пришёл сюда, подумал: а ведь мы богато живём, мы – богатая семья. И это сравнив с тем, как живут другие люди – как они в буквальном смысле выживают.

Не зная работу фонда изнутри, мы этого понять не сможем. Если рассказать обо всех проблемах людей, с которыми мы сталкиваемся ежедневно, то люди просто не поверят, потому что они не знают всю тяжесть проблемы.

Возвращаясь к выводам, я бы посоветовал всем, кто вовлечён в эту сферу, заниматься качественной благотворительностью. И тем, кто желает быть социальным донором, меценатом, рекомендовал бы обращаться в организации, а не уповать на такое общераспространённое явление, как благотворительные сборы в Интернете, которыми зачастую занимаются частные лица.

И я не говорю только о фонде «Инсан». У нас функционирует несколько подобных организаций. Почему это так важно? Потому что у организаций имеется единая база данных, информация об инспектировании и оказанной помощи.

Другими словами, фонды располагают информацией, которая неизвестна простому обывателю – почему тот или иной человек и вправду нуждается. Это во-первых.

А во-вторых, те, кто занимается частными сборами, не несёт никакой ответственности перед теми, кому они оказывают помощь. Я уже не говорю об отчётности. А организация – юридическое лицо, которое проходит процедуру налогообложения и тщательно контролируется со стороны соответствующих структур.

- Читателям Исламдага будет интересно узнать, сколько сотрудников вовлечено в работу головного офиса фонда, а также о количестве филиалов. И есть ли планы по открытию филиалов в других регионах России, включая Северный Кавказ?

 - В штате фонда числятся шесть человек, внештатников – 20. Но на работу фонда это бюрократическое разделение никак не влияет. Мы – единая команда.

Что касается количества филиалов, то они представлены во всех муниципальных образованиях и районах нашей республики (52), плюс функционирует филиал в г. Москве.

Надо отметить, что каждый филиал работает автономно, средства, которые стекаются в эти них, расходуются по месту фактического проживания, то есть на односельчан, земляков.

Касательно расширения, мы для себя границы не ставим, у нашего фонда нет региональной привязки. По мере необходимости и возможности будем расширять границы добра.

- Фонд запустил большое количество социальных программ, среди которых «Закят», «Я опекун», «Будь здоров», «Шатёр Рамадана» и другие. Какие из этих программ фонд считает для себя приоритетными, и какие из них получают больше поддержки со стороны меценатов и рядовых граждан?

- Все эти программы, безусловно, важны, поэтому-то они и разработаны фондом. Но если мы говорим о приоритетах, то в приоритете всегда здоровье человека. Это медицинская программа «Будь здоров», и она всегда в авангарде. Обороты оказанной помощи по этой программе за 2019 год превысили помощь по всем другим действующим у нас программам.

Когда встаёт вопрос о человеческой жизни, а параллельно идут такие социальные программы, как оказание продуктовой помощи или восстановление ветхого жилья, то в приоритете, естественно, человеческое здоровье.

- А спонсоры? На какие программы они больше обращают внимание?

- Подавляющее большинство спонсоров выделяют средства на помощь больным детям, и эта тенденция развивается в полном соответствии с политикой Фонда. Например, есть люди, которые хотят, чтобы средства с их закятного имущества расходовались именно на больных детей.  Среди спонсоров есть также и те, кто целенаправленно оказывает помощь детям-сиротам.

- Поднимая тему закята. Летом 2018 года в интервью телекомпании ННТ вы отмечали, что имеется проблема по выплате закята. С чем это связано и есть ли улучшение в понимании сути этого важнейшего столпа Ислама?

- Эта проблема актуальна и сегодня. Хотя по сравнению с предыдущими годами улучшения, естественно, есть. Каждый год мы ставим перед собой задачу поднять эту планку, но, к сожалению, такая проблема имеет место быть.

Если бы все те, кто облагается закятом, выплачивали закят в должной мере, то проблему с бедностью в Дагестане мы смогли бы решить. Сегодня благотворительность – на уровне латания дыр, то есть проблемы решаются локально, а не основательно.

Недавно ознакомился с статистикой, согласно которой даже если бы все благотворительные фонды нашей страны объединились, то они смогли бы решить лишь один процент проблем у одного процента населения. Настолько всё тяжело.

Когда мы говорим, что в 2019 году мы оказали помощь на 125 млн. рублей, со стороны это кажется большой суммой, но в действительности это мизер. А ведь у некоторых фондов миллиардные обороты, но даже при этом проблема не решается.

- Как вы психологически и морально справляетесь со всем этим? Ведь сложно сохранять хладнокровие и психологическую устойчивость, особенно когда приходится делать выбор в пользу того или иного нуждающегося.

- Конечно, это очень тяжело. Как правило, социальный работник выгорает морально, эмоционально и психологически. Например, за рубежом социальный работник, проработав полгода, должен сменить профессию. Так у них принято. А нам оставаться морально устойчивым помогают различные тренинги, участие в форумах. Коллектив нашего фонда уделяет этому большое внимание. Мы приглашаем на тренинги даже тренеров федерального уровня. Да, мы пропускаем проблемы людей через себя, но решение принимаем на холодную голову.

- Какими вам видятся перспективы фонда, и ждать ли нам в наступившем году новых проектов и программ?

- Мы точно не будем останавливаться на достигнутом. Планируем продолжить работу по развитию федеральных благотворительных площадок. Собираемся также выйти на один из федеральных каналов, где мы сможем осуществлять благотворительную деятельность в масштабах всей страны.

- Что бы вы пожелали читателям портала «Исламдаг.ру»?

- Хотелось бы пожелать вашим читателям оглянуться вокруг и обратить внимание на тех, кто проживает рядом. Зачастую, когда мы привлекаем волонтёров для развозки продуктов нашим подопечным, они совершенно случайно попадают к своим же соседям.

Они удивляются и говорят, что понятия не имели, что их сосед или соседка остро нуждались. И таких семей немало. Не оставайтесь в стороне, друзья, принимайте участие в благотворительности, но качественной и гарантированной.

Беседовал Мурад Гайдарбеков

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.