Всевышний и ангелы благословляют этих людей, и за них делает дуа Пророк ﷺ

7 Сентябрь 2021
4023

Всевышний Аллах в Священном Коране повелевает нам обращаться к Нему с мольбами и обещает отвечать на них. Однако не у каждого человека принимается дуа. Если человек принимает запретную (харам) еду, питьё, носит запретную одежду, вряд ли Аллах примет его мольбы.

От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся:

ثُمَّ ذَكَرَ الرَّجُلَ يُطِيلُ السَّفَرَ أَشْعَثَ أَغْبَرَ، يَمُدُّ يَدَيْهِ إِلَى السَّمَاءِ، يَا رَبِّ، يَا رَبِّ، وَمَطْعَمُهُ حَرَامٌ، وَمَشْرَبُهُ حَرَامٌ، وَمَلْبَسُهُ حَرَامٌ، وَغُذِيَ بِالْحَرَامِ، فَأَنَّى يُسْتَجَابُ لِذَلِكَ

«Пророк упомянул покрытого пылью человека с растрёпанными волосами, который долгое время находится в пути и просит, воздев руки к небу: "О Господь, о Господь!", но при этом употребляет в еду запретное, пьёт запретное, носит запретное и был вскормлен запретным. "Разве дождётся такой человек ответа на свои мольбы?!"». (Муслим, 1015)

В этом хадисе Посланник Аллаха ясно указывает на то, что человек, употребляющий запретное, лишён милости Аллаха настолько, что его мольбы не будут приняты. Следовательно, дуа праведного человека, который остерегается всего запретного, имеет больше шансов быть принятым.

Если Всевышний принимает дуа праведного человека, представьте себе, как будут приняты дуа любимца Аллаха Пророка Мухаммада , и каково счастье людей, за которых просил прощения сам Пророк Мухаммад и которого благословляет Всевышний Аллах и его ангелы.

От ‘Абду-р-Рахмана ибн ‘Ауфа (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха сказал:

إنّ الله وملائِكتَهُ يُصَلُّونَ على الصَّفِّ الأَوَّلِ

«Поистине, Всевышний Аллах и ангелы Его благословляют первый ряд!» (Ибн Маджах, 999; Имам Ахмад; Абу Дауд, 664)

В той версии этого хадиса, которую приводит имам Абу Дауд, сообщается, что аль-Бараъ ибн ‘Азиб (да будет доволен ими обоими Аллах) сказал:

كَانَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ يَتَخَلَّلُ الصَّفَّ مِنْ نَاحِيَةٍ إِلَى نَاحِيَةٍ يَمْسَحُ صُدُورَنَا وَمَنَاكِبَنَا وَيَقُولُ: لَا تَخْتَلِفُوا فَتَخْتَلِفَ قُلُوبُكُمْ وَكَانَ يَقُولُ: إِنَّ اللَّهَ وَمَلَائِكَتَهُ يُصَلُّونَ عَلَى الصُّفُوفِ الْأُوَلِ

«Обычно Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) проходил между рядами из конца в конец, брал нас за плечи, касался груди и говорил: "Не нарушайте единообразия, иначе сердца ваши придут к расхождениям!" И он часто говорил: "Поистине, Аллах и ангелы Его благословляют первые ряды"». (Абу Давуд, 664)

Получить благословение от Всевышнего Аллаха и Его ангелов – это большое достоинство, и его заслуживают те, кто при совершении джамаат-намаза находятся в первом ряду. Помимо этого, Пророк трижды просил о прощении грехов для тех, кто совершает коллективный намаз в первом ряду.

От ʻИрбаза ибн Сарийя (да будет доволен им Аллах) передаётся:

أَنَّ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ كَانَ يَسْتَغْفِرُ لِلصَّفِّ الْمُقَدَّمِ ثَلَاثًا وَلِلثَّانِي مَرَّةً

«Посланник Аллаха трижды просил о прощении для тех, кто совершал намаз в первом ряду, а для тех, кто совершал намаз во втором ряду, он просил о прощении дважды». (Имам Ахамад, 17141; Ибн Маджа, 996)

Вознеся дуа за тех, кто совершал намаз в первых рядах, Пророк подчеркнул важность совершения джамаат-намаза в первом ряду и указал на его ценность и достоинства. Поэтому каждый верующий должен стараться не только совершать намаз в мечети, но и делать это в первом ряду.

Имам ан-Навави в своей книге «Аль-Маджму‘ шарх аль-мухаззаб» пишет об этом следующее:

«Авторитетные учёные шафиитского мазхаба (асхаб) и другие учёные-богословы согласились с тем, что желательно (мустахабб) совершать джамаат-намаз в первом ряду, а также побуждать других к этому.

Относительно этого (желательности совершать джамаат-намаз в первом ряду), а также о желательности совершать намаз в ряду справа от имама, закрывать промежуток в рядах, заполнить сначала первый ряд, потом следующий и так далее до конца, не вставать в следующий ряд, не заполнив предыдущий, выравнивать ряды передаётся множество достоверных хадисов.

Следовательно, когда молящиеся уже выстроили ряды, нельзя, чтобы кто-то из них вышел вперёд грудью или другой частью тела или отошёл назад. Также желательно, чтобы имам встал впереди посередине ряда, ибо Абу Давуд передал от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха сказал:

وَسِّطُوا الْإِمَامَ وَسُدُّوا الْخَلَلَ

"Помещайте имама посередине и заполняйте промежутки в рядах". (Абу Дауд, 681)».

Далее имам Ан-Навави пишет:

«Мы выше упомянули, что желательно совершать джамаат-намаз в первом ряду, потом следующем, потом следующем и так далее до конца. Однако это решение действительно относительно рядов мужчин, когда коллективный намаз совершают только мужчины, и рядов женщин, когда коллективный намаз совершают только женщины, отдельно от мужчин.

Что касается случая, когда женщины совершают намаз вместе с мужчинами в одном коллективе и между ними нет преграды (ширмы), лучшим рядом для женщин будет последний, согласно хадису, переданному от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), в котором сообщается, что Посланник Аллаха сказал:

خَيْرُ صُفُوفِ الرِّجَالِ أَوَّلُهَا، وَشَرُّهَا آخِرُهَا، وَخَيْرُ صُفُوفِ النِّسَاءِ آخِرُهَا، وَشَرُّهَا أَوَّلُهَا

"Во время совершения джамат-намаза (который мужчины совершают вместе с женщинами) лучшим из рядов для мужчин является первый, а худшим – последний, лучшим же из рядов для женщин является последний, а худшим – первый (из рядов женщин)". Этот хадис передал Муслим (440).

Знайте, что под первым рядом подразумевается ряд, который идёт сразу за имамом вне зависимости от того пересекается этот ряд с минбаром (кафедрой), комнатой, столбами (колоннами) и прочим или не пересекается.

От Абу Са’ида аль-Худри (да будет доволен им Аллах) передаётся, что когда Посланник Аллаха увидел, что некоторые из его сподвижников стараются держаться позади (предпочитают занимать места в последних рядах во время совершения джамаат-намаза), он сказал им:

تَقَدَّمُوا فَأْتَمُّوا بِي، وَلْيَأْتَمَّ بِكُمْ مَنْ بَعْدَكُمْ، لَا يَزَالُ قَوْمٌ يَتَأَخَّرُونَ حَتَّى يُؤَخِّرَهُمُ اللهُ

"Проходите вперёд и следуйте моему примеру, а стоящие за вами пусть берут пример с вас, ибо люди будут продолжать держаться позади до тех пор, пока Аллах не отодвинет их назад (пока Аллах не лишит их Своей милости и награды)". Этот хадис передал Муслим (438)».

Смысл того, что молящиеся, занимающие в коллективном намазе первый ряд, обретают особое достоинство, состоит в том, что они ближе других находятся к имаму и к милости Всевышнего.

Также для того, чтобы занять место в первом ряду, зачастую необходимо приложить определённые усилия, например, прийти в мечеть раньше других и быть готовым к намазу. Находясь в ожидании намаза, человек получает вознаграждение как за зикр, так и за простое молчание.

Понравилась статья?

Будем благодарны за репост!

Мухаммад Султанов

Важное примечание: Букву «х» в слове «Аллах» следует произносить как английскую букву «h».

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

Комментарии для сайта Cackle