За семью печатями

11 Ноябрь 2021
1890

Всевышний Аллах в Своей Книге сказал:

وَأَنْفِقُوا مِنْ مَّا رَزَقْنَاكُمْ مِنْ قَبْلِ أَنْ يَأْتِيَ أَحَدَكُمُ الْمَوْتُ فَيَقُولَ رَبِّ لَوْلَا أَخَّرْتَنِي إِلَىٰ أَجَلٍ قَرِيبٍ فَأَصَّدَّقَ وَأَكُنْ مِنَ الصَّالِحِينَ وَلَنْ يُؤَخِّرَ اللَّهُ نَفْسًا إِذَا جَاءَ أَجَلُهَا ۚ وَاللَّهُ خَبِيرٌ بِمَا تَعْمَلُونَ

(смысл): «И расходуйте ради довольства Аллаха из того, чем Мы наделили вас, до того, как придёт к кому-нибудь из вас смерть, и тогда он скажет: "Господи! Если бы Ты дал мне бы небольшую отсрочку, то я стал бы давать милостыню, совершать благие деяния и вошёл бы в число праведников". Но никогда Аллах не даст отсрочки душе, когда придёт время её смерти. И Аллах сведущ в том, что вы делаете». («Сафват ат-тафасир», сура Аль-Мунафикун: 10-11)

Как же начать? Ок. Не так давно, как это обычно бывает, по воле его величества Случая, я наткнулся в социальных сетях на весьма интересный пост. А точнее, на реально крутой пример благотворительности, который в последнее время стал скорее исключением, нежели правилом.

Суть в том, что в данном случае крутость вышеперечисленного поступка заключалась не в размере кэша (который, к слову, тоже оказался весьма внушительным), а, скорее, в том, что автор щедрейшего жеста предпочёл остаться в тени. Речь идёт о некоем неизвестном, пожертвовавшем фонду «Инсан» 1 700 000 рублей и так нигде и не засветившимся. Просто пушка!

Конечно же, кто-то скажет, что в принципе так и должно быть – все хорошие дела, а тем более садака, должны делаться исключительно скрыто и вдали от глаз людских.  Полностью согласен, однако в наш цифровой век многие добрые дела, в том числе благотворительность, совершаются зачастую публично ради цепной реакции подобного рода деяний у окружающих. Несомненно, доля логики здесь есть, но, как ни крути, скрытая форма садака в Судный день на Мизане (особых весах, которые будут взвешивать наши деяния) окажется более весомым аргументом, и с этим вряд ли кто-то поспорит.

Именно поэтому сегодня меня вдруг пробило раскачать немного за искренность и скрытое вознаграждение, которые подстерегают нас практически за каждым углом и мимо которых мы порой проходим, не глядя под ноги.

 

Чистая монета

Всевышний так говорит в Коране об искренности:

إِلاَّ الَّذِينَ تَابُواْ وَأَصْلَحُواْ وَاعْتَصَمُواْ بِاللّهِ وَأَخْلَصُواْ دِينَهُمْ لِلّهِ فَأُوْلَـئِكَ مَعَ الْمُؤْمِنِينَ وَسَوْفَ يُؤْتِ اللّهُ الْمُؤْمِنِينَ أَجْرًا عَظِيمًا

(смысл): «Кроме тех, которые раскаялись, исправили свои поступки, придерживались договора с Аллахом и проявляли искренность в религии Аллаха, таковые будут вместе с уверовавшими, и скоро Всевышний даст верующим великое вознаграждение». («Тафсир уль-Джалалайни», сура Ан-Ниса: 146)

Если уж говорить об искренности, то, как мне кажется, именно в наше время как никогда ценно быть по-настоящему искренним и скромным в силу ряда причин. Первая из них, на мой взгляд, заключается в том, что на сегодняшний день совершать благие дела с «открытым забралом» стало ультрамодным, вокруг уже пруд пруди примеров, когда люди становятся народными героями и этакими Робин Гудами, регулярно совершающими добрые поступки в сопровождении оператора и петличного микрофона.

Нет, конечно, ничего плохого в том, что люди пытаются популяризировать благотворительность через социальные сети и таким способом заразить других. Однако говорить, что «я делаю всё перед камерой, чтобы это было примером для других» и т. д., мне кажется, сегодня уже не актуально. Возможно, это было ноу-хау лет этак десять назад, в эпоху становления крупнейших медиаплатформ и постепенного вовлечения в них большей части населения Земли.  Но именно здесь и сейчас, по моему скромному разумению, в этом уже нет былой необходимости. Давайте уже, положа руку на сердце, признаем, что сегодня все прекрасно знают, что добро – это хорошо, а быть жадным – это очень плохо.

И поэтому, если у нас открывается малейший шанс для совершения любого, даже самого незначительного дела без участия «Коламбии Пикчерз», то лучше поступить именно так, потому что это намного значимее перед Всевышним, тут, как говорится, без вариантов.

 

Обратная сторона Луны

Всевышний Аллах в Священном Коране сказал:

الَّذِي خَلَقَ الْمَوْتَ وَالْحَيَاةَ لِيَبْلُوَكُمْ أَيُّكُمْ أَحْسَنُ عَمَلًا وَهُوَ الْعَزِيزُ الْغَفُورُ

(смысл): «…Который создал в этом мире смерть и жизнь, оживил, кого пожелает, и умертвил, кого пожелает, чтобы испытать вас, о люди, кто из вас лучше, а кто хуже. И Он – Наказывающий тех, кто не повиновался, Прощающий тех, кто покаялся и раскаялся». («Сафват ат-тафасир», сура Аль-Мульк: 2)

Фузайль ибн ‘Ияз (да смилуется над ним Аллах), комментируя эти слова Всевышнего, сказал:

«То есть это о том, у кого из вас деяния окажутся более искренними и более правильными». Его спросили: «О Абу Али! Что значит: более искренними и более правильными?» Он ответил: «Если деяние совершено искренне, но не является правильным, оно не принимается. Если же оно правильное, но совершено неискренне, оно также не принимается. Деяние принимается лишь тогда, когда оно является искренним и правильным». («Мадаридж ас-Саликин»)

Вторая причина, по которой для современного поколения творить добро без огласки неинтересно, это то, что в молодёжной «вселенной» понимание религии немного исковеркано. Де-юре все всё знают, но де-факто поступают в большинстве своём не так, как надо, а так, как это будет лучше выглядеть со стороны. Казалось бы, при чём тут искренность?  А я скажу: очень даже при чём, ведь искренность перед Всевышним во многом сопровождается скромностью, и от того, насколько ты скромен, напрямую зависит уровень ихсана в твоих деяниях.

Я хочу сказать, что человек, который привыкает делать всё «по красоте» и публично, постепенно уже не может мотивировать себя на скрытое совершение добра. И наоборот, когда кто-то ставит себе целью не афишировать свои дела и творит добро втихую, то постепенно начинает терять необходимость в призах зрительских симпатий и т. д. Таким людям реально фиолетово, как окружающие оценят тот или иной их поступок и оценят ли они его вообще. Они совершают добро исключительно ради довольства Господа Миров и на хайп им плевать.

Но на обратной стороне Луны сегодня целый десант тех, кто, совершая вроде бы рядовой акт добра, с замиранием сердца ждёт камазов с лайками и тысячи репостов, где обязательно должен мелькнуть его благородный фейс с дорисованным нимбом.

И если на словах это пояснение кажется проще пареной репы, то на деле это тот ещё гордиев узел (в том числе благодаря иблису), поэтому, дорогие братья и сёстры, а также их родители, если у вас вдруг появится возможность совершить что-то хорошее скрыто и без прямого эфира, то цепляйтесь за этот шанс всеми свободными конечностями и забейте на все советы типа «покажи всем, чтобы и им было примером».

В конце концов, львиную часть вознаграждения за демонстративную благотворительность у вас могут отчекрыжить в Судный день именно те люди, чьи хвалебные оды задели-таки струны вашей тонкой души и сподвигли мутить добро с удвоенной энергией.

Однако, если вы отсрочите возможность получения «чека» до Судного дня и скроете большую долю того, что делали, то, скорее всего, получите весь нал целиком в виде довольства Создателя. А это, как известно, уже другой уровень...

Понравилась статья?

Будем благодарны за репост!

Камаль Магомедов

Важное примечание: Букву «х» в слове «Аллах» следует произносить как английскую букву «h».

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.