В чём преимущество бедняков по сравнению с богатыми?

21 Март 2022
2302

В Судный день каждый человек будет отчитываться перед Всевышним Аллахом. Одним из самых трудных для человека испытаний в Судный день будет отчёт за имущество. Чем больше имущества было у человека в этом мире, тем больше времени займёт его отчёт.

Каждый человек должен отвечать за всё своё имущество: как он его заработал – дозволенным или запретным путём, и на что он его расходовал – на благие и дозволенные пути или на запретные цели.

От Абу Барзата (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал:

لَا ‌تَزُولُ ‌قَدَمَا ‌عَبْدٍ ‌يَوْمَ ‌القِيَامَةِ ‌حَتَّى ‌يُسْأَلَ ‌عَنْ ‌عُمُرِهِ فِيمَا أَفْنَاهُ، وَعَنْ عِلْمِهِ فِيمَ فَعَلَ، وَعَنْ مَالِهِ مِنْ أَيْنَ اكْتَسَبَهُ وَفِيمَ أَنْفَقَهُ، وَعَنْ جِسْمِهِ فِيمَ أَبْلَاهُ

«В Судный день раб не сдвинется с места, пока не будет спрошен о своей жизни – как он её провёл; и о знании его – на что он его использовал; и о его имуществе – как он приобрёл его и на что потратил; и о теле его – как он его использовал». (Тирмизи, 2417)

Исходя из этого, мы можем сказать, что отчёт бедного, неимущего человека займёт намного меньше времени, чем отчёт богатого человека. То есть чем состоятельнее человек, тем больше времени займёт его отчёт, даже если его имущество было заработано дозволенным путём и расходовалось только на благие цели.

О том, что неимущие люди завершат свой отчёт быстрее и раньше богатых войдут в Рай, говорится в многочисленных хадисах Посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего).

От Абу Ас-Сиддика Ан-Наджи передаётся, что Абу Са‘ид аль-Худри (да будет доволен им Аллах) сказал:

جَلَسْتُ فِي عِصَابَةٍ مِنْ ضُعَفَاءِ الْمُهَاجِرِينَ وَإِنَّ بَعْضَهُمْ لَيَسْتَتِرُ بِبَعْضٍ مِنَ العُرْيِ، وَقَارِئٌ يَقْرَأُ عَلَيْنَا إِذْ جَاءَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فَقَامَ عَلَيْنَا، فَلَمَّا قَامَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ سَكَتَ الْقَارِئُ، فَسَلَّمَ، ثُمَّ قَالَ: مَا كُنْتُمْ تَصْنَعُونَ؟ قُلْنَا: يَا رَسُولَ اللَّهِ، إِنَّهُ كَانَ قَارِئٌ لَنَا يَقْرَأُ عَلَيْنَا، فَكُنَّا نَسْتَمِعُ إِلَى كِتَابِ اللَّهِ، قَالَ: فَقَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: الْحَمْدُ لِلَّهِ الَّذِي جَعَلَ مِنْ أُمَّتِي مَنْ أُمِرْتُ أَنْ أَصْبِرَ نَفْسِي مَعَهُمْ قَالَ: فَجَلَسَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ وَسْطَنَا لِيَعْدِلَ بِنَفْسِهِ فِينَا، ثُمَّ قَالَ: بِيَدِهِ هَكَذَا، فَتَحَلَّقُوا وَبَرَزَتْ وُجُوهُهُمْ، لَهُ قَالَ: فَمَا رَأَيْتُ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ عَرَفَ مِنْهُمْ أَحَدًا غَيْرِي، فَقَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: أَبْشِرُوا يَا مَعْشَرَ صَعَالِيكِ الْمُهَاجِرِينَ بِالنُّورِ التَّامِّ يَوْمَ الْقِيَامَةِ، تَدْخُلُونَ الْجَنَّةَ قَبْلَ أَغْنِيَاءِ النَّاسِ ‌بِنِصْفِ ‌يَوْمٍ وَذَاكَ خَمْسُ مِائَةِ سَنَةٍ

«Однажды я сидел с группой бедных мухаджиров, и некоторые из них прятались за другими, потому что на них почти не было одежды. Кто-то читал нам Коран, и к нам подошёл Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) и встал возле нас.

Тогда чтец замолчал, и Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) поприветствовал нас и спросил: “Что вы делали?” Мы сказали: “О Посланник Аллаха, этот человек читал нам Коран, и мы слушали Книгу Аллаха”.

Тогда Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал: “Хвала Аллаху, Который включил в мою общину тех, вместе с кем мне велено проявлять терпение”. С этими словами Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сел рядом с нами как один из нас, а потом сделал нам знак рукой, чтобы мы сели кругом, и он мог видеть лица сидящих.

Я думаю, что из всех сидящих там он не знал никого, кроме меня. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал: “Радуйтесь, о бедняки из числа мухаджиров, совершенному свету в Судный день. Вы войдёте в Рай на полдня раньше богатых, а это пятьсот лет”». (Абу Давуд, 3666)

В другом хадисе, который передаётся от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему благословение Всевышнего) сказал:

يَدْخُلُ فُقَرَاءُ المُسْلِمِينَ الجَنَّةَ قَبْلَ أَغْنِيَائِهِمْ بِنِصْفِ يَوْمٍ وَهُوَ خَمْسُمِائَةِ عَامٍ

«Бедные (малоимущие) мусульмане войдут в Рай на полдня раньше богатых мусульман, а это (полдня) пятьсот лет (земной жизни)». (Тирмизи, 2354)

Также от Джабира ибн ‘Абдуллаха (да будет доволен им Аллаха) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему благословение Всевышнего) сказал:

يَدْخُلُ فُقَرَاءُ المُسْلِمِينَ الجَنَّةَ قَبْلَ أَغْنِيَائِهِمْ بِأَرْبَعِينَ خَرِيفًا

«Бедные (малоимущие) мусульмане войдут в Рай на сорок лет раньше богатых». (Тирмизи, 2355)

В той версии этого хадиса, которую передаёт имам Муслим от ‘Абдуллаха ибн ‘Амра ибн аль-‘Аса (да будет доволен ими обоим Аллаха), сообщается, что он слышал, как Посланник Аллаха (мир ему благословение Всевышнего) сказал:

إِنَّ ‌فُقَرَاءَ ‌الْمُهَاجِرِينَ ‌يَسْبِقُونَ ‌الْأَغْنِيَاءَ ‌يَوْمَ ‌الْقِيَامَةِ ‌إِلَى ‌الْجَنَّةِ، ‌بِأَرْبَعِينَ ‌خَرِيفًا

«Поистине, в День воскрешения бедные мухаджиры войдут в Рай на сорок лет раньше богатых». (Муслим, 37)

В другой версии этого хадиса, которую передаёт имам Тирмизи от Абу Са‘ида Аль-Худри (да будет доволен им Аллах), сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему благословение Всевышнего) сказал:

‌فُقَرَاءُ ‌المُهَاجِرِينَ ‌يَدْخُلُونَ ‌الجَنَّةَ قَبْلَ أَغْنِيَائِهِمْ بِخَمْسِمِائَةِ سَنَةٍ

«Бедные из числа мухаджиров войдут в Рай на пятьсот лет раньше богатых мусульман». (Тирмизи, 2351)

Имам ‘Абдуррауф Аль-Манави в своей книге «Файз аль-кадир», комментируя этот хадис, приводит разные его версии и, разъясняя разногласия между ними, пишет следующее:

«Аль-Куртуби сказал: "Разногласия в этих хадисах подразумевают, что положение одного неимущего в Судный день отличается от положения другого неимущего. Так же будет и с положением богатых. Это разногласие устраняется, возвращая обобщённое значение к обусловленному в обеих версиях хадисов, которые передаёт имам Тирмизи.

В итоге получится, что в обеих версиях подразумеваются бедные мусульмане из числа мухаджиров. А если сопоставить эти две версии Тирмизи и версию имама Муслима, то получается, что тот неимущий, кто первым войдёт в Рай, войдёт туда на сорок лет раньше тех, кто войдёт туда первым из состоятельных людей, и на пятьсот лет раньше тех, кто войдёт туда последним из состоятельных людей"».

Стоит отметить, что поздний вход в Рай не умаляет достоинства богатого человека, который распоряжался своим имуществом согласно предписаниям Всевышнего Аллаха и не расходовал средства на запретные цели. Ведь малоимущий не совершает так много благодеяний, как состоятельный человек.

Расчёт же состоятельного человека продолжается долго, потому что он владел многочисленным имуществом, но это не делает его положение ниже. Ведь Всевышний не уменьшает никому воздаяния за безупречно совершённые благодеяния.

Муслим Абдулаев

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

Аналитика
Все об Исламе
Все об Исламе