День Арафа – девятый день месяца зуль-хиджа
День Арафа – самый дорогой из всех дней года. День Арафа приходится в этом году на 15 июня. Праздник Курбан-байрам состоится 16 июня, в этом году это среда. За совершение благих поступков в этот день вознаграждение увеличивается многократно. Воистину, никто, кроме Аллаха, не знает его истинную ценность.
Что касается горы Арафа, то это место, которым Аллах почтил паломников, а День Арафа – это подарок Аллаха для всех Его рабов, где бы они ни находились. Поэтому тот, кто хочет утешить себя в том, что ему не удалось совершить хадж, посетить дом Аллаха и побывать на горе Арафа, должен воспользоваться этим днём.
Какое бы благочестивое деяние ни совершил человек, стремясь к Аллаху с чистым намерением, в Судный день он, несомненно, увидит вознаграждение за него. И один из самых важных поступков, которые приближают нас к Аллаху – это пост в День Арафа.
Пост в День Арафа
День Арафа – это девятый день месяца зуль-хиджа. Соблюдение поста в этот день является желательным действием (сунна). В достоверном хадисе, переданном Муслимом и другими учёными, сообщается, что Абу Катада (да будет доволен им Аллах) сказал:
وَسُئِلَ عَنْ صَوْمِ يَوْمِ عَرَفَةَ، فَقَالَ: يُكَفِّرُ السَّنَةَ الْمَاضِيَةَ وَالْبَاقِيَةَ
«Когда Пророка ﷺ спросили о посте в День Арафа, он ответил: "Грехи того, кто постится в этот день, смоются за предыдущий и последующий годы"». (Муслим, 1162)
От Масрука (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Аиша (да будет доволен ею Аллах) сказала ему:
أَوَ مَا سَمِعْتَ يَا مَسْرُوقُ أَنَّ رَسُولَ اللهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ كَانَ يَعْدِلُهُ بِصَوْمِ أَلْفِ يَوْمٍ؟
«Не слышал ли ты, о Масрук, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сравнивал пост в День Арафа с постом в течение тысячи дней?» (Байхаки, «Шу‘аб аль-иман», 3487)
Имам Ар-Рамли поклялся, что пост в День Арафа смоет большие и малые грехи за два года. Но грехи перед людьми смоются лишь после того, как грешник попросит прощения у тех, кого обидел.
В этот день могут не поститься больной и путник (при трудностях). Если нет трудностей, поститься можно. Тому, кто совершает хадж, в этот день желательно не поститься, чтобы иметь силы для богослужения на горе Арафа.
Значимость стояния на Арафе
Все паломники, совершающие хадж, в этот день собираются на горе Арафа. Стояние на горе Арафа является основной составной частью (рукном) хаджа. Без него хадж недействителен.
Стоянием на Арафе считается нахождение на горе Арафа хотя бы в течение одного мига девятого дня месяца зуль-хиджа, то есть Дня Арафа, в промежутке от полудня до рассвета следующего дня. Сбор на горе Арафа является самым крупным ежегодным сборищем людей в исламском мире.
Здесь собираются разнообразные приближённые любимцы Аллаха, будалаи, кутбу, автады, сиддикины, мукаррибуны, алимы, имамы, мударрисы, захиды, поминающие Аллаха, щедрые, любящие Аллаха и его Посланника ﷺ мусульмане. Здесь ниспосылаются блага и милости Аллаха, которые никогда и ни в каком другом месте не ниспосылаются.
От Тальхи ибн ‘Убайдуллаха (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
مَا رؤي الشَّيْطَانُ يَوْمًا هُوَ فِيهِ أَصْغَرُ، وَلَا أَدْحَرُ، وَلَا أَحْقَرُ، وَلَا أَغْيَظُ مِنْهُ يَوْمِ عَرَفَةَ، وَمَا ذَاكَ إِلَّا لِمَا يرَى مِنْ تَنَزُّلِ الرَّحْمَةِ، وَتَجَاوُزِ اللَّهِ عَنِ الذُّنُوبِ الْعِظَامِ، إِلَّا مَا أُرِيَ من يَوْمَ بَدْرٍ
«Ни в один из дней шайтана не видели настолько ничтожным, посрамлённым, презренным и разгневанным, как в День Арафа, потому что он увидел, как нисходит милость и как Аллах прощает великие грехи, кроме того, что ему было показано в день Бадра». (Имам Малик, 1461)
Здесь смываются большие грехи, которые нигде в другом месте никогда не смоются. На это указывает хадис, который передаётся от ‘Абдуллаха Ибн ‘Умара (да будет доволен ими обоими Аллах):
أعظم الناس جرما من انصرف من عرفات، ويرى أن الله لم يغفرْ له
«Самый большой грешник – тот, который покинул гору Арафа (постояв на ней) и считает, что его грехи не смыты». (Дайлами, 1452; Аль-Хатиб)
В этот день Аллаха поминают так, как никогда и нигде не поминают. Ему больше поклоняются, мусульмане больше молят Его, проливают больше слёз, больше читают Коран, поминают Аллаха и восхваляют Его.
В этот день мольба (дуа), в которой содержится просьба за хороших людей, принимается даже у тех, кто имел грехи. Также грешные мусульмане получают баракат и благодать от хороших дуа праведников.
От Биляла ибн Рабаха (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Пророк ﷺ сказал:
إِنَّ اللَّهَ تَطَوَّلَ عَلَيْكُمْ فِي جَمْعِكُمْ هَذَا، فَوَهَبَ مُسِيئَكُمْ، لِمُحْسِنِكُمْ، وَأَعْطَى مُحْسِنَكُمْ مَا سَأَلَ، ادْفَعُوا بِاسْمِ اللَّهِ
«Поистине, Аллах оказал вам милость во время вашего собрания: Он одарил того, кто совершал дурное среди вас, ради того, кто совершал благое, и даровал тому, кто совершал благое, то, о чём он просил. Отправляйтесь же в путь с именем Аллаха». (Ибн Маджах, 3024)
1. От ‘Аиши (да будет доволен ею Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺсказал:
مَا مِنْ يَوْمٍ أَكْثَرَ مِنْ أَنْ يُعْتِقَ اللهُ فِيهِ عَبْدًا مِنَ النَّارِ مِنْ يَوْمِ عَرَفَةَ، وَإِنَّهُ لَيَدْنُو، ثُمَّ يُبَاهِي بِهِمُ الْمَلَائِكَةَ، فَيَقُولُ: مَا أَرَادَ هَؤُلَاءِ
«Нет другого такого дня, когда Аллах освобождал бы от огня больше Своих рабов, чем в День Арафа. Поистине, Он в этот день приближается к людям и гордится ими перед ангелами. Он спрашивает, чего же они хотят». (Муслим, 1348; Ибн Маджах, 3014; Ан-Насаи, 3003)
2. От ‘Абдуллаха ибн ‘Амра (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Пророк ﷺ сказал:
إِنَّ اللهَ عَزَّ وَجَلَّ يُبَاهِي مَلَائِكَتَهُ عَشِيَّةَ عَرَفَةَ بِأَهْلِ عَرَفَةَ، فَيَقُولُ: انْظُرُوا إِلَى عِبَادِي أَتَوْنِي شُعْثًا غُبْرًا
«Поистине, к вечеру Дня Арафа Всевышний Аллах хвалится перед Своими ангелами теми, кто стоит на Арафе, и говорит: “Посмотрите на Моих рабов, они прибыли ко Мне с растрёпанными волосами, запылённые!”». (Имам Ахмад, 7089; Табарани, «Му’джам ас-Сагир», 575)
3. От Аль-Фазля ибн ‘Аббаса (да будет доволен ими обоими Аллах) передаётся, что Пророк ﷺ сказал:
مَنْ حَفِظَ لِسَانَهُ وَسَمْعَهُ وَبَصَرَهُ يَوْمَ عَرَفَةَ، غُفِرَ لَهُ مِنْ عَرفَةَ إِلَى عَرَفَةَ
«Тому, кто в День Арафа убережёт от греха свой язык, уши и глаза, смоются грехи, в том числе в том числе те, которые он совершит до наступления следующего Арафата». (Байхаки, «Шу‘аб аль-Иман», 3768)
4. ‘Амр ибн Шу‘айб передаёт слова своего отца о том, что его дед сказал, что Пророк ﷺ сказал:
خَيْرُ الدُّعَاءِ دُعَاءُ يَوْمِ عَرَفَةَ، وَخَيْرُ مَا قُلْتُ أَنَا وَالنَّبِيُّونَ مِنْ قَبْلِي: لَا إِلَهَ إِلَّا اللَّهُ وَحْدَهُ لَا شَرِيكَ لَهُ، لَهُ المُلْكُ وَلَهُ الحَمْدُ وَهُوَ عَلَى كُلِّ شَيْءٍ قَدِيرٌ
«Лучшей мольбой (дуа) является та, с которой обращаются к Аллаху в День Арафа, а лучшим из того, что говорил я, как и другие пророки (мир им), являются слова: “Ля иляhа илля-Ллаhу вах'да-hу ля шарикя ля-hу, ля-hу-ль-мульку, ва ля-hу-ль-х'амду, ва hува ‘аля кулли шайъин кадир (Нет бога, кроме одного лишь Аллаха, у Которого нет сотоварища; Ему принадлежит власть, Ему хвала, и Он всемогущ)”». (Тирмизи, 3585)
Один из саляфов (праведных предшественников) сказал: «Если День Арафа и пятничный день совпадут, то смоются грехи всех, кто находятся на горе Арафа. Этот день является самым достойным в мире».
В этот день Посланник Аллаха ﷺ совершил прощальный хадж. В этот день был ниспослан аят:
الْيَوْمَ أَكْمَلْتُ لَكُمْ دِينَكُمْ وَأَتْمَمْتُ عَلَيْكُمْ نِعْمَتِي وَرَضِيتُ لَكُمُ الْإِسْلَامَ دِينًا
{اليوم أَكْمَلْتُ لَكُمْ دِينَكُمْ} أي أكملت لكم الشريعة ببيان الحلال والحرام {وَأَتْمَمْتُ عَلَيْكُمْ نِعْمَتِي} بالهداية والتوفيق إِلى أقوم طريق {وَرَضِيتُ لَكُمُ الإسلام دِيناً} أي اخترت لكم الإِسلام ديناً من بين الأديان وهو الدين المرضي الذي لا يقبل الله ديناً سواه
(смысл): «Сегодня Я (Аллах) сделал завершённой и совершенной для вас вашу религию (то есть шариат, разъяснив дозволенное и запретное) и довёл до конца для вас Мою благодать, выведя вас из мрака невежества к свету истинной веры, и Я доволен Исламом как религией для вас (выбрал для вас среди религий Ислам, являющийся религией, которой доволен Всевышний, и он не принимает другой религии, кроме неё)». (сура Аль-Маида: 5)
Один иудей сказал, что если этот аят был бы ниспослан им, то они сделали бы этот день постоянным праздником, тогда ‘Абдуллах ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал:
فَإِنَّهَا نَزَلَتْ فِي يَوْمِ عِيدَيْنِ اثْنَيْنِ: يَوْمَ عِيدٍ وَيَوْمَ جُمُعَةٍ
«Поистине, этот аят был ниспослан в двойной праздничный день – в День Арафа и в пятницу». (Ибн Джарир; «Тафсир Ибн Касир»)
Значение стояния на Арафе
Когда видишь множество людей на Арафе и слышишь, как они следуют за своими предводителями, нужно вспомнить ‘Арасат (место, где все соберутся в Судный день). Надо представить, как там будут толпиться люди, и как они группами пойдут за своими пророками, и как одних примут, а других отвергнут.
Помня об этом, постоянно держи сердце в кротости, боязни, в надежде и мольбе. Это очень ценно, ведь это день, когда сердца любимцев Аллаха направлены к Нему. Если ты так будешь молиться Аллаху, есть надежда на то, что Он смилуется и воскресит тебя в Судный день счастливым. Всевышний ниспосылает блага через сердца праведников, вали, будалаев, автадов и т. д.
Когда мысли их направлены к Аллаху, когда в мольбе и просьбе все сердца направлены к Аллаху, когда все с возведёнными руками, благоговея и пьянея от любви к Аллаху, обращают свои взоры к небесам, когда в надежде на милость их шеи вытягиваются, когда раздаются плачущие голоса, когда все вместе просят Аллаха о милости – не думай, что милостивый Аллах оставит их надежду несбывшейся, что их дуа будет безответным и их просьбы будут отклонены, что их труд окажется бесполезным и Всевышний не ниспошлёт им блага и милости, в которые они будут погружаться.
В хадисе говорится: «Самый большой грех для человека – стоять на горе Арафа и думать, что его грехи не смыты». Когда люди собираются вместе со всеми праведниками, просьба о ниспослании благ является самой большой мудростью, тайной и смыслом хаджа. («Ихья ‘улюм ад-Дин», т. 1, стр. 401)
Поэтому Посланник Аллаха ﷺ сказал в хадисе, который передаётся от ‘Абдуррахмана ибн Я‘мара:
الحَجُّ عَرَفَةُ
«Хадж –это стояние на Арафе». (Ахмад, 18774; Ибн Маджах, 3015; Тирмизи, 889)
Нет человека глупее и несчастнее, чем проводящий этот день безалаберно – в поисках еды, в разговорах или за другими ненужными и вредными делами. Подумайте только, это самое большое собрание людей в мире; это время, когда те, кто заслуживает Ада, освобождаются от него; пора, когда Аллах гордится паломниками; день, когда сатане сломят спину; день, когда ниспосылаются самые большие милости и блага Аллаха.
Также целью стояния на горе Арафа является объединение мусульман: бедняка и богача, царя и раба, араба и неараба, белого и чёрного – не разделяя никого, одевшись в одинаковые белые ихрамы с непокрытыми головами, выражая нужду, бедность и потребность в милости и жалости Аллаха – протягивая вперёд руки, они будут просить Аллаха о прощении грехов. Нет другого такого равноправия в истории человечества – так соблюдает равенство народов религия Ислам.
Этикет Дня Арафа
1. В день выхода из долины Мины к подножию горы Арафа желательно совершить полное омовение (ритуальное купание). Это лучше делать в местности Намират. Но так как ныне это трудно, можно искупаться ещё в Мине. Можно также искупаться по прибытии на Арафу. Если искупаться с утра до обеда, то сунна считается выполненной. («Хашият аль-жамаль», т. 4, стр. 70.)
2. По возможности желательно идти с Мины на Арафу пешком. Если это затруднительно, то не запрещено отправиться на транспорте. Это касается не только Арафы, но и Мины и Муздалифы. То есть, желательно всюду ходить пешком.
3. По пути на гору Арафа читают «Лаббайка», зикру-тасбих, Коран и следующее дуа.
«Аллаhумма-дж‘альhа хайра гадатин гадавтуhа ва акрабаhа иля ризваника ва аб‘адаhа мин сахат'ика. Аллаhумма иляйка гадавту ва ийяка и‘тамадту ва ваджhака арадту, фа-дж‘альни мимман тубаhи-ль-явма ман hува хайрун минни. Аллаhумма иляйка тваджаhту ва ваджhака-ль-карима арадту, фа-дж‘аль занби магфуран ва х'аджжи мабруран ва са‘йи машкуран. Ва ля тухаййибни, иннака ‘аля кулли щайъин кадир».
Кто не умеет читать дуа на арабском, может передать его смысл на своём языке:
«О мой Аллах! Сделай этот выход самым хорошим утренним выходом, приближающим меня к Твоему довольству и отдаляющим меня от Твоего гнева. О мой Аллах! Я с утра вышел к Тебе в путь. На одного Тебя я полагаюсь и желаю Твоего довольства. Сделай меня тем, кем Ты будешь гордиться перед ангелами.
О мой Аллах! Я повернулся к Тебе. Я пожелал Твоего довольства мной. Смой мой грех, прими мой хадж, вознагради меня за мой труд. Не оставь меня без ничего, поистине, Ты Всемогущий».
Затем следует читать «Лаббайка» и салават: «Аллаhумма салли ‘аля набиййина Мух'аммадин ва ‘аля алиhи ва сах'биhи ва саллим». («Ифсах», стр. 270)
4. В день отправления на Арафу следует как можно тщательнее отдалиться от греховного и сомнительного. Нужно есть халяль и носить халяль, ибо дуа, прочитанное после употребления запретного может быть не принято. Если нет другой еды, кроме харама и сомнительного, то есть нужно очень мало, плача, сожалея и прося пощады у Всевышнего.
В День Арафа паломнику не предписано поститься, чтобы сохранить силы для совершения поклонения. Из этого понятно, что на Арафе огромное значение имеют мольбы и славословия, ибо желательный для других пост в День Арафа для паломников является нежелательным.
5. В этот день нужно мало есть (и халяльное тоже), употреблять лёгкую пищу, дабы не затруднить свой ‘ибадат.
6. В этот день не надо откладывать всякие дела на послеполуденное время (еда, питьё – всё готовится до обеда). После полудня нужно полностью посвятить себя поклонению (‘ибадату).
7. Во время совершения поклонения на Арафе следует сесть лицом к Каабе. Нужно избегать бесполезных и лишних разговоров, особенно споров.
8. Нужно много читать «Лаббайка», много поминать Аллаха, читать дуа, салават, Коран.
9. При чтении дуа не стоит ограничиваться просьбами за себя. Нужно упомянуть родителей, родных, близких, друзей и всех мусульман.
10. Не надо пытаться подняться на гору Джабаль ар-Рахма. В этом нет никакой необходимости. Подъём на неё является нововведением. Более того, подъём на неё порицаем: время уходит зря, тело устаёт, жара и солнечные лучи ослабляют человека, и самое драгоценное время, предназначенное для поминания Аллаха, тратится даром.
11. На горе Арафа желательно всегда сидеть, повернувшись лицом к Кибле.
12. Пребывание на Арафе должно пройти в поклонении Аллаху. Человеку следует просить у Всевышнего, не привязывая сердце к мирскому, плача (если не удаётся, то делая вид).
13. Нельзя в этот день никого считать униженным, нельзя кричать на просящих. Желательно раздать как можно больше милостыни. Во всех нужно видеть любимцев Аллаха (вали).
14. Говоря коротко, в этот день, начиная с полудня, нужно, оберегая тело от всего противоречащего шариату, очистив сердце от мирских забот, привязав тело и сердце к поклонению Аллаху, читать тасбих (субхана Ллаh), тахмид (аль-х'амду ли-Ллях), зикру, такбир (Аллаhу Акбар), «Лаббайка», Коран, салават Пророку ﷺ, прося о смывании грехов, всего себя отдавать этим деяниям.
Арафа – очень восхвалённое место. Не всем даётся благо находиться там. Возможность пребывания на Арафе является величайшим благом, за которое и нужно воздать хвалу (хотя мы никогда не сможем этого сделать в полной мере). Каждый миг, который здесь упускается зря, для разумного человека ценнее целого мира и всего, что в нём есть. Упущение одного мига равноценно потере всего мира.
15. На Арафе нужно надеяться на жалость, прощение и милость Аллаха, на то, что Всевышний смоет грехи.
Фузайль ибн ‘Ияз посмотрел на плачущих людей в День Арафа и спросил: «Скажите, если эти люди отправились бы к щедрому благоразумному царю и попросили бы монету, отправил бы он их обратно ни с чем?» «Нет, не отправил бы», – ответили ему.
Тогда он сказал: «Клянусь Аллахом, дать всем людям на горе Арафа всё, о чём они просят, Всевышнему легче, чем тому царю дать монету».
16. Очень желательно в День Арафа раздать милостыню, хотя бы немного.
В книге «‘Умдат аль-абрар» пишется, что желательно стоять на том месте, где стоял Пророк ﷺ, то есть у подножья горы Джабаль ар-Рахма, где большие камни. Стоять следует так, чтобы между человеком и Киблой оказалась гора Джабаль ар-Рахма.
Не стойте на проходе. Много читайте дуа за родителей, своих устазов и других мусульман. Следует воздеть руки к небу (направив ладони к небу или к груди) при просьбе одарить добром или отвести грядущие беды. Но при просьбе об освобождении от уже наступившей беды руки следует держать ладонями вниз.
Тысячу раз читайте суру Аль-Ихляс и один раз – суру Аль-Хиджр, как можно больше читайте Коран и возносите дуа. От всей души просите о прощении грехов. Много плачьте, усердно просите Творца, надеясь на то, что ваши мольбы примутся, просите, стоя под солнцем, а если это затруднительно, то просите в тени.
17. По наидостовернейшему слову имама Аш-Шафии, желательно объединить этот день и ночь на День Арафа. Есть учёные (алимы), которые говорят, что это фарз. Поэтому после захода солнца до полного исчезновения зари лучше оставаться на Арафе.
18. При возвращении с Арафы вечером нужно быть очень вежливыми и в ожидании транспорта не отвлекаться на мирские разговоры, а читать «Лаббайка», салават, Коран или дуа.
Многие спрашивают, чем заниматься и что лучше делать на Арафе, поэтому ниже мы приводим пояснения о том, какие деяния считаются благими в этот день.
Имам Ан-Навави в книге «Аль-Изах' фи манасик аль-Хаджи ва-ль-‘умара» пишет, что на Арафе после намаза сразу переходят на вукуф, то есть на стояние. Если возможно, стоит постараться встать на том месте, где стоял Посланник. Это место у подножия горы Джабаль ар-Рахма, возле больших камней.
Говорят, если встать здесь лицом к Каабе так, чтобы Джабаль ар-Рахма оказалась между стоящим и Каабой, то можно оказаться на том месте, где стоял Пророк ﷺ. Можно стоять и в другом месте. Находящемуся далеко от этого места человеку необязательно туда идти.
В этот день паломнику не надо поститься, даже если это не ослабляет тело. Надо содержать себя в чистоте и стоять лицом в сторону Киблы, будучи в омовении. Нужно всегда думать об Аллахе. Не надо отвлекаться на мирские темы, следует много читать дуа, зикр, Коран.
Стояние на Арафе является основной составной частью хаджа. И тот, кто в этот день упускает зря время, потеряет очень многое. Дуа следует читать, стоя и сидя. Руки не следует поднимать выше головы. Нужно больше просить, плакать перед Аллахом, выражая перед Ним свою бедность, слабость, униженность и нищету. Не надо ожидать немедленного ответа на дуа. Просить Аллаха надо усердно. Важно очень надеяться на принятие дуа.
Обращайтесь к Всевышнему с мольбами, повторяя их три раза. Дуа следует начинать с воздания хвалы Всевышнему, чтения салавата Пророку ﷺ, этим же и завершать, а в конце дуа говорить «Амин».
В этот день надо остерегаться употреблять в пищу греховное и сомнительное, а также облачаться в такую одежду. Следует часто читать «Субхана Ллаh», «Аль-Хамду ли-Лляh», «Ла иляhа илля Ллаh», «Аллаhу Акбар». («Аль-Изах фи манасик Аль-Хадж ва аль-‘Умра», стр. 283–285)
ISLAMDAG.RU