«Верю в душе, делаю что хочу»

21 Сентябрь 2022
835

«Я ничего плохого не делаю, я стольким людям помогаю, и я не считаю, что грешу тем, что не молюсь», – услышала как-то от знакомой. Фраза о том, что намаз обязателен, и невыполнение его влечёт за собой серьёзную расплату, вызвала её раздражение, это не то, что она хотела услышать.

Но к каждому в своё время приходит нужда в диалоге с Богом. И хорошо, если это осознание пришло ещё в детстве. Многих мусульман родители с детства научили молиться и приучили к мысли делать это всегда, покуда жив. Но немало и тех, кто не приучен к молитве с детства, а во взрослой жизни обходит стороной этот долг мусульманина и делает это вопросом собственного выбора.

О том, что происходит, если мусульмане живут под лозунгом «Верю в душе, ибо не грешу», рассказал имам мечети им. Имама Шамиля Мухаммад Сулейманов:

«Относительно этого можно привести такой пример: человеку звонит друг, который живёт в Москве или где-нибудь в Тюмени, и предлагает ему оставить свою семью, родину, приехать к нему: "Здесь для тебя есть работа, в месяц будешь получать триста тысяч. Поработаешь года три, потом там в Махачкале откроешь что-нибудь своё".

Несмотря на то, что тот, кому это предлагают, прежде никуда не выезжал из республики, не знает ничего о том городе, куда его зовут, он доверяется своему другу. Если бы у него не было достаточного доверия другу, он бы не поехал. Но он едет, потому что у него есть убеждённость и вера в правдивость, честность этого друга. Вот он едет, его доверие оправдалось, он заработал обещанные деньги.

То же самое и с нашей верой. Наши действия в Исламе зависят от нашей веры. Зависят от того, насколько мы верим в то, что наши действия обязательны, отчёт обязателен и т. д. Вот такую аналогию можно провести.

От ‘Абдуллаха Ибн Мас‘уда (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

فَإِنَّ الرَّجُلَ مِنْكُمْ لَيَعْمَلُ حَتَّى مَا يَكُونُ بَيْنَهُ وَبَيْنَ الْجَنَّةِ إِلَّا ذِرَاعٌ فَيَسْبِقُ عَلَيْهِ كِتَابُهُ فَيَعْمَلُ بِعَمَلِ أَهْلِ النَّارِ. وَيَعْمَلُ حَتَّى مَا يَكُونُ بَيْنَهُ وَبَيْنَ النَّارِ إِلَّا ذِرَاعٌ فَيَسْبِقُ عَلَيْهِ الْكِتَابُ فَيَعْمَلُ بِعَمَلِ أَهْلِ الْجَنَّةِ

«И, поистине, любой человек из вас совершает дела обитателей Рая, пока он не окажется от Рая на расстоянии всего лишь одного или двух локтей, и тогда сбывается записанное ему на роду, и он начинает совершать дела обитателей огня и входит в огонь. И, поистине, человек совершает дела обитателей Ада, пока он не окажется от Ада на расстоянии всего лишь одного локтя, и тогда сбывается записанное ему на роду, и он начинает совершать дела обитателей Рая и заходит в Рай». (Бухари, 3208; Муслим, 2643)

Здесь возникает вопрос – если человек ведёт праведную жизнь, почему Аллах отправляет его в Ад? Потому что он считал себя чистым, верующим, искренним человеком, а других, тех, кто не делал так, как он, он в глубине души даже за людей не считал.

То есть глубоко внутри он был человеком с нравом обитателей Ада, хотя внешне и казалось, что он праведный человек, а он таковым никогда не был. Он не был избранным, каким он считал себя.

А тот, который грешил, в глубине души считал себя самым ничтожным человеком. Ему бывало стыдно заходить в мечеть, здороваться с богословами и т. д. Почему? Потому что он считал себя грязным человеком. И Аллах видел его сердце, видел, что всю жизнь он был чист от гордыни, высокомерия и чувства собственного превосходства. И поэтому по воле Всевышнего он начинает совершать дела обитателей Рая и попадает в Рай».

 

- Бывает, люди не молятся и утверждают, что они искреннее, чем те, кто совершают намаз и другие богослужения.

- Такой человек, даже не совершая намаз, считает, что он лучше тех, кто молится. Если бы он был искренен в душе, считал бы себя плохим верующим, потому что он не молится, его можно было бы оправдать.

Но тут обратная ситуация – он говорит, что он лучше, что он более правдив, более искренен. Человек не делает намаз и считает себя лучше тех, кто делает намаз. Такому человеку нельзя доверять, во-первых, потому что он не совершает намаз, а это значит, что в его вере есть сомнения, и с другой стороны, он считает себя, даже не делающего намаз, как это ни парадоксально, лучшим и более искренним, чем те, кто его совершает.

 

- Часто те, кто «верят в душе», упрекают молящихся людей за ошибки, которые те совершают, и утверждают: «Мы, хоть и не молимся, но лучше и чище тех, кто молится».

- Когда Аллах повелел иблису поклониться Адаму (мир ему), иблис ответил: «Я только Тебе поклонюсь». Вроде бы он выказывает послушание Всевышнему, показывая, что хочет быть хорошим, не поклонившись никому, кроме Аллаха, и говоря: «О Аллах, я поклонюсь только Тебе». Аллах же его призывает поклониться, утверждая, что его поклон Адаму и является подчинением Ему. А иблис возразил: «Нет, это неправильно, это будет ширком».

То есть у иблиса свой взгляд на религию, и он пытается подстроить религию под своё понимание. Такие же взгляды были у мутазилитов и кадаритов. В наше время тоже есть люди, которые подходят к религии через своё разумение.

Человек, который не хочет себя напрягать, вести себя в рамках, установленных Аллахом, находит любые причины для того, чтобы делать то, что ему хочется. Он для себя нашёл зону комфорта, хотя на самом деле это зона дискомфорта, но не понимает этого. Такие люди боятся менять что-то в себе и в своей жизни. А если бы они совершали намаз, они бы почувствовали, что в этом есть счастье.

 

- Что ждёт таких людей?

- Ну что может ожидать людей, которых Пророк ﷺ назвал огнепоклонниками своей уммы? Людей, которые соблюдают религию по своему разумению и подстраивают закон Аллаха под своё видение?

Они убеждены, что всё делают правильно. Люди даже могут выйти из религии (упаси нас Всевышний Аллах), если станут утверждать, что намаз делать необязательно. Следовательно, они могут попасть навечно в Ад.

У них и в этой жизни может возникнуть множество проблем, потому что их сердца заросли грязью, как обувь в дождливую погоду, которая запачкана толстым слоем слякоти. В такой обуви тяжело ходить. А вот когда человек отмывает грязную и тяжёлую обувь, ему становится легче и свободнее ходить. Так же и сердца – они покрываются грязью, и душа от этого тяжелеет. У такой души много проблем не только на этом свете, но и на том.

 

***

Всевышний Аллах дал каждому человеку возможность в любой день и час принять правильное решение – вернуться к Создателю, и обещал принять покаявшегося, какие бы грехи он ни совершал.

В жизни каждого человека случаются озарения, события, которые подталкивают на путь Аллаха. Каждая проблема, болезнь, несправедливость лишают сердце опоры в земном, чтобы мы искали опору в Аллахе.

Дай Аллах каждому обрести эту опору в Аллахе, в диалоге с Ним.

Айша Тухаева

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

Аналитика
Мусульманка