Почему опасно обижать верующего?

21 Декабрь 2022
10022

Всевышний Аллах создал всех людей равноправными. Поэтому никто не имеет права нарушать границы другого человека без права на то. Истинный верующий никогда не станет обижать брата по вере, ибо Всевышний даровал каждому человеку достоинство и определённые права.

Ислам упорядочил взаимоотношения между людьми и установил определённые правила поведения в обществе и границы, которые не дозволено переходить. Посланник Аллаха ﷺ в своих хадисах запрещал обижать верующего и причинять ему даже незначительный вред.

От Абу Са‘ида передаётся, что Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) сказал:

لَا تَحَاسَدُوا وَلَا تَنَاجَشُوا، وَلَا تَبَاغَضُوا، وَلَا تَدَابَرُوا، وَلَا يَبِعْ بَعْضُكُمْ عَلَى بَيْعِ بَعْضٍ، وَكُونُوا عِبَادَ اللهِ إِخْوَانًا، الْمُسْلِمُ أَخُو الْمُسْلِمِ لَا يَظْلِمُهُ، وَلَا يَخْذُلُهُ، وَلَا يَحْقِرُهُ التَّقْوَى هَاهُنَا وَيُشِيرُ إِلَى صَدْرِهِ ثَلَاثَ مَرَّاتٍ بِحَسْبِ امْرِئٍ مِنَ الشَّرِّ أَنْ يَحْقِرَ أَخَاهُ الْمُسْلِمَ، كُلُّ الْمُسْلِمِ عَلَى الْمُسْلِمِ حَرَامٌ دَمُهُ، وَمَالُهُ، وَعِرْضُهُ

«Посланник Аллаха ﷺ сказал: “Не завидуйте друг другу, не взвинчивайте цены, откажитесь от взаимной ненависти, не поворачивайтесь спиной друг к другу, не перебивайте торговлю друг другу и будьте братьями, о рабы Аллаха, ведь мусульманин мусульманину брат, и поэтому никто из мусульман не должен ни притеснять другого, ни относиться к нему с презрением, ни оставлять его без помощи, а богобоязненность скрыта здесь!”, — и [Посланник Аллаха ﷺ] трижды указал рукой себе на грудь, после чего сказал: “Человеку, который презирает своего брата мусульманина, этого будет достаточно для вреда. Для каждого мусульманина должны быть неприкосновенными жизнь, имущество и честь другого мусульманина”». (Муслим, 2564)

Передаётся множество хадисов, в которых Посланник Аллаха ﷺ категорически запрещает причинять вред верующему и обижать его. Пророк ﷺ таким образом удерживал своих последователей от причинения всякого вреда братьям по вере, каким бы малым ни был этот вред и как бы он ни был причинён: словами, действиями или по-другому.

От Абу Са’ида аль-Худри (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Пророк ﷺ сказал:

إِيَّاكُمْ وَالْجُلُوسَ عَلَى الطُّرُقَاتِ، فَقَالُوا: مَا لَنَا بُدٌّ، إِنَّمَا هِيَ مَجَالِسُنَا نَتَحَدَّثُ فِيهَا، قَالَ: فَإِذَا أَبَيْتُمْ إِلَّا الْمَجَالِسَ، فَأَعْطُوا الطَّرِيقَ حَقَّهَاقَالُوا: وَمَا حَقُّ الطَّرِيقِ؟ قَالَ: غَضُّ الْبَصَرِ، وَكَفُّ الْأَذَى، وَرَدُّ السَّلَامِ، وَأَمْرٌ بِالْمَعْرُوفِ، وَنَهْيٌ عَنِ الْمُنْكَرِ

«Вам ни в коем случае не следует сидеть на дорогах». Люди сказали: «Но мы обязательно должны делать это, ведь только там мы можем собраться и побеседовать друг с другом». Тогда Пророк ﷺ сказал: «Если уж вам непременно нужно собираться там, то воздавайте дороге должное». Люди спросили: «А что значит воздавать должное дороге?» Он ответил: «Это значит потуплять взоры, никому не причинять вреда, отвечать на приветствия, побуждать к одобряемому и удерживать от порицаемого». (Имам Ахмад, 11436; Бухари, 2465; Муслим, 2121; Абу Дауд, 4815)

Совершение всего, что причиняет вред мусульманину и обижает его, становится причиной гнева, недовольства Всевышнего Аллаха и Его наказания. Поэтому очень опасно обижать верующего и причинять ему даже незначительный вред.

От ‘Абдуллаха ибн ‘Умара (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ поднялся на минбар, затем громко провозгласил:

يَا مَعْشَرَ مَنْ أَسْلَمَ بِلِسَانِهِ وَلَمْ يُفْضِ الإِيمَانُ إِلَى قَلْبِهِ، لَا تُؤْذُوا المُسْلِمِينَ وَلَا تُعَيِّرُوهُمْ وَلَا تَتَّبِعُوا عَوْرَاتِهِمْ، فَإِنَّهُ مَنْ تَتَبَّعَ عَوْرَةَ أَخِيهِ المُسْلِمِ تَتَبَّعَ اللَّهُ عَوْرَتَهُ، وَمَنْ تَتَبَّعَ اللَّهُ عَوْرَتَهُ يَفْضَحْهُ وَلَوْ فِي جَوْفِ رَحْلِهِ

«О те, которые уверовали на словах, но в чьи сердца не проникла вера! Не вредите мусульманам, уличая их и выискивая их недостатки. Поистине, Аллах разоблачит того, кто будет выискивать недостатки брата по вере, а кого Аллах разоблачит, того Он унизит, даже если будет скрываться в дальней комнате своего дома». (Тирмизи, 2032; Абу Дауд, 4880)

Все эти предания указывают на запрет обижать верующего и причинять ему вред, будь он взрослым или ребёнком, мужчиной или женщиной. Нельзя причинять вред человеку, даже если это делается ради благих целей.

От Абу Ааз-Захирийя передаётся, что ‘Абдуллах ибн Буср (да будет доволен им Аллах) сказал:

جَاءَ رَجُلٌ يَتَخَطَّى رِقَابَ النَّاسِ يَوْمَ الْجُمُعَةِ، وَالنَّبِيُّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ يَخْطُبُ، فَقَالَ لَهُ النَّبِيُّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: اجْلِسْ فَقَدْ آذَيْتَ

«Однажды в пятницу в мечеть пришёл человек, который стал расталкивать людей, чтобы пройти, и Пророк ﷺ, который в это время произносил проповедь (хутбу), сказал ему: “Сядь, ибо ты уже побеспокоил людей”». (Тирмизи, 1118)

Этот человек опоздал в мечеть и стал расталкивать людей, желая попасть в первые ряды. Но, несмотря на его благую цель – попасть в первые ряды, где коллективный намаз вознаграждается выше, – Пророк ﷺ приказал ему сесть там, где он находится, потому что он причиняет людям неудобство своими попытками пройти к первым рядам.

Если таково положение того, кто ради благой цели непреднамеренно причиняет вред верующим, то каким будет положение того, кто обижает верующего преднамеренно и целенаправленно?

Поэтому нельзя обижать верующего с какой бы то ни было целью. Однако грех человека ещё более увеличивается, если он обижает или причиняет вред своему родственнику, соседу, праведнику, учёному-богослову и т. п.

От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

مَنْ كَانَ يُؤْمِنُ بِاللهِ وَالْيَوْمِ الْآخِرِ فَلَا يُؤْذِي ‌جَارَهُ

«Пусть тот, кто верует в Аллаха и в Последний день, не причиняет вреда своему соседу». (Бухари, 5185; Муслим, 48)

Также от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

إِنَّ اللَّهَ قَالَ: مَنْ عَادَى لِى وَلِيًّا فَقَدْ آذَنْتُهُ بِالْحَرْب

«Поистине Аллах сказал: "Я объявлю войну всякому, кто проявляет вражду к тем, кто близок ко Мне (валию, праведнику)"». (Бухари, 6502)

Тот, кто притесняет и обижает верующего, должен помнить, что притеснённый обладает очень острым и высокоэффективным оружием. Причинение любого вреда человеку является его притеснением (зульмом), а мольба притеснённого не отвергается Всевышним.

От ‘Абдулаха Ибн ‘Аббаса (да будет доволен ими обоими Аллах) передаётся, что когда Пророк ﷺ посылал Му’аза ибн Джабаля (да будет доволен им Аллах) в Йемен, он сказал ему:

اتَّقِ دَعْوَةَ المَظْلُومِ، فَإِنَّهَا لَيْسَ بَيْنَهَا وَبَيْنَ اللَّهِ حِجَابٌ

«Бойся мольбы притеснённого, ибо, поистине, между ней и Аллахом нет преграды». (Бухари, 2448; Муслим, 19; Абу Дауд 1584; Тирмизи, 2014; Ибн Маджах, 1783)

Как видите, в причинении вреда верующему кроется большая опасность, поэтому каждый человек должен остерегаться этого. А если вдруг получилось такое, он должен постараться устранить этот вред и загладить свою вину перед тем, кого он обидел, не откладывая решение этого вопроса до того дня, когда ему не будет пользы ни от его имущества, ни от его сыновей.

От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся:

أَنَّ رَسُولَ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، قَالَ: أَتَدْرُونَ مَا الْمُفْلِسُ؟ قَالُوا: الْمُفْلِسُ فِينَا مَنْ لَا دِرْهَمَ لَهُ وَلَا مَتَاعَ، فَقَالَ إِنَّ الْمُفْلِسَ مِنْ أُمَّتِي يَأْتِي يَوْمَ الْقِيَامَةِ بِصَلَاةٍ، وَصِيَامٍ، وَزَكَاةٍ، وَيَأْتِي قَدْ شَتَمَ هَذَا، وَقَذَفَ هَذَا، وَأَكَلَ مَالَ هَذَا، وَسَفَكَ دَمَ هَذَا، وَضَرَبَ هَذَا، فَيُعْطَى هَذَا مِنْ حَسَنَاتِهِ، وَهَذَا مِنْ حَسَنَاتِهِ، فَإِنْ فَنِيَتْ حَسَنَاتُهُ قَبْلَ أَنْ يُقْضَى مَا عَلَيْهِ أُخِذَ مِنْ خَطَايَاهُمْ فَطُرِحَتْ عَلَيْهِ، ثُمَّ طُرِحَ فِي النَّارِ

«Однажды Посланник Аллаха ﷺ спросил людей: "Знаете ли вы, кто является неимущим (банкротом)?" Они ответили: "Неимущим среди нас называют тех, у кого нет ни денег, ни имущества". Тогда Пророк ﷺ сказал: "Поистине, неимущим из числа членов моей общины окажется тот, кто в День воскрешения принесёт с собой намазы, посты и закят, но при этом выяснится, что он оскорбил этого, оклеветал того, присвоил имущество этого, пролил кровь того и ударил третьего, и тогда что-то из его благих дел будет отдано этому, и что-то – тому, а если запас его благих дел иссякнет прежде, чем он сумеет рассчитаться со всеми, то станут брать грехи обиженных им и возлагать на него, а потом его ввергнут в Ад"». (Имам Ахмад, 8842; Муслим, 2581; Тирмизи, 2418; Байхаки в «Шу’аб аль-иман», 338)

Несмотря на то, что верующего обижать опасно, люди причиняют множество неприятностей тем, кто этого не заслуживает. Мы все знаем, что хула, сплетни, клевета, распространение информации из личной жизни человека и тому подобные деяния являются мерзкими поступками, но не спешим отказываться от них.

Дурные поступки вредят человеку и причиняют ему обиду на всю жизнь, портят его репутацию и судьбу. Более того, они вносят смуту в общество, вовлекая его членов во множество тяжких грехов.

Все верующие, несмотря на имеющиеся у них пороки, – это люди, уверовавшие в Всевышнего Аллаха и преисполненные верностью Ему. Ведь даже если верующие совершают ошибки и грехи, за прощением и защитой они обращаются к Всевышнему.

Всевышний Аллах берёт верующих под Свою личную защиту, поэтому мы должны помнить, насколько опасно обижать того, кто находится под Его защитой и покровительством!

Муслим Абдулаев

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.