Одним из злейших врагов верующего является шайтан. Это враг, борьбу с которым человек ведёт на протяжении всей своей жизни. Что ни говори, шайтан делает свою работу на совесть, прибегая в этой борьбе к всевозможным хитростям и уловкам.
Шайтан никогда не зайдёт к верующему через парадную дверь и никогда не скажет ему в лицо, что он хочет сделать так, чтобы он оказался в Аду. Напротив, шайтан скрытно наущает человека, внушает ему сомнения относительно религиозных вопросов, умело скрывая своё существование.
В достоверных хадисах передаётся, что шайтан очень близок к человеку, более того, он может проходить по его кровеносным сосудам и внушать ему дурные мысли, когда он беспечен.
От Джабира (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
إِنَّ الشَّيْطَانَ يَحْضُرُ أَحَدَكُمْ عِنْدَ كُلِّ شَيْءٍ مِنْ شَأْنِهِ
«Поистине, шайтан неотлучно находится рядом с каждым из вас, что бы вы ни делали». (Муслим, 2033)
Также от Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал:
إِنَّ الشَّيْطَانَ يَجْرِي مِنَ الانسان مجْرى الدَّم
«Поистине, шайтан передвигается в (теле) человека, подобно крови». (Бухари, 3281; Муслим, 2175)
Шайтан способен заставить беспечного человека поверить в то, что эти наущения — его собственные мысли, а также в правильность этих дурных мыслей.
Если человек не способен отличить наущения шайтана от своих мыслей, он может оказаться полностью под контролем шайтана. Распознать наущения шайтана возможно, если знать особенности его поведения и ловушки, которые он устраивает людям.
Как было выше сказано, чтобы сбить человека с пути истины, шайтан прибегает ко всем мыслимым уловкам и не упускает ни единой возможности исполнить свой замысел. Но шайтан не может навредить человеку, пока крепка его вера и связь с Господом.
Всевышний Аллах в Священном Коране, обращаясь к шайтану, сказал:
إِنَّ عِبَادِي لَيْسَ لَكَ عَلَيْهِمْ سُلْطَانٌ إِلَّا مَنِ اتَّبَعَكَ مِنَ الْغَاوِينَ
(смысл): «Поистине, нет у тебя власти над моими рабами, которые уверовали (нет у тебя силы ввести их в заблуждение), кроме тех из заблудших, которые последуют за тобой (то есть тех, которые сами сошли с пути истины и заблудились — только над ними у тебя власть)». («Сафват ат-тафасир», сура Аль-Хиджр: 42)
Однако истинный верующий может одолеть врага, который способен тайно внушать наущения сердцу человека. Тому, кто почувствовал, что стал целью наущений шайтана, следует выполнять то, что предписывает Коран, и прибегнуть к защите Аллаха, этим можно нейтрализовать шайтана.
Всевышний Аллах в Священном Коране сказал:
وَإِمَّا يَنْزَغَنَّكَ مِنَ الشَّيْطَانِ نَزْغٌ فَاسْتَعِذْ بِاللَّهِ ۚ إِنَّهُ سَمِيعٌ عَلِيمٌ إِنَّ الَّذِينَ اتَّقَوْا إِذَا مَسَّهُمْ طَائِفٌ مِنَ الشَّيْطَانِ تَذَكَّرُوا فَإِذَا هُمْ مُبْصِرُونَ
(смысл): «А если коснётся тебя, о Мухаммад, какое-нибудь наваждение от шайтана, и он начнёт заставлять тебя сомневаться в истине, то обратись за защитой к Аллаху и ищи у Него убежища, – ведь, поистине, Он слышит все речи, знает все деяния. Те, которые остерегаются наказания Аллаха, исполняя Его повеления и отстраняясь от того, что Он запретил, когда их касаются сомнения и наущения от сатаны, вспоминают наказание и награду от Аллаха, и вот они видят благодаря свету разума, что есть истина, и спасаются этим от наущений шайтана». («Сафват ат-Тафасир», сура Аль-А‘раф: 200, 201)
В этом аяте Всевышний указывает нам, что верующий человек обладает нуром (светом разума) и проницательностью, благодаря которым он может отличить свои собственные мысли, свой внутренний голос, голос совести от наущений шайтана.
Вместе с этим верующему необходимо прибегнуть к защите своего Создателя от шайтана, его наущений и козней, как указывает Всевышний Аллах. Лучше всего делать это, произнеся общеизвестное выражение:
أَعُوذُ بِاللَّهِ مِنَ الشَّيْطَانِ الرَّجِيمِ
«А‘узу би-Ллахи мина-ш-шайтани-р-раджим (Прибегаю к Аллаху за защитой от проклятого шайтана)».
От Сулаймана ибн Сурада (да будет доволен им Аллах) передаётся:
كُنْتُ جَالِسًا مَعَ النَّبِيِّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ وَرَجُلَانِ يَسْتَبَّانِ، فَأَحَدُهُمَا احْمَرَّ وَجْهُهُ، وَانْتَفَخَتْ أَوْدَاجُهُ، فَقَالَ النَّبِيُّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: إِنِّي لَأَعْلَمُ كَلِمَةً لَوْ قَالَهَا ذَهَبَ عَنْهُ مَا يَجِدُ، لَوْ قَالَ: أَعُوذُ بِاللَّهِ مِنَ الشَّيْطَانِ، ذَهَبَ عَنْهُ مَا يَجِدُ
«Однажды, когда я сидел в обществе Пророка ﷺ, двое людей вступили в перебранку между собой, и у одного из них покраснело лицо и вздулись вены на шее. Увидев это, Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал: "Поистине, я знаю такие слова, произнеся которые, он обязательно успокоился бы. Если бы он сказал: “А‘узу би-Ллаһи мин аш-шайтани-р-раджим (Прибегаю к Аллаху за защитой от проклятого шайтана)”, — то перестал бы гневаться"». (Бухари, 3282; Муслим, 2610)
Мы знаем, что человек, у которого достаточно сил, не нуждается в помощи для победы над своим врагом, но тот, кто бессилен в этом, вынужден всегда обращаться за помощью, как это делает верующий человек, произнося выражение: «А‘узу би-Ллахи мин аш-шайтани-р-раджим».
Как только человек почувствует, что стал мишенью шайтана, ему необходимо выполнить эти предписания Священного Корана и прибегнуть к защите Аллаха, ведь наущения шайтана не произведут никакого воздействия на того, кто поминает Всевышнего Аллаха.
От Аль-Хариса Аль-Аш‘ари (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
إِنَّ اللَّهَ أَمَرَ يَحْيَى بْنَ زَكَرِيَّا بِخَمْسِ كَلِمَاتٍ أَنْ يَعْمَلَ بِهَا وَيَأْمُرَ بني إسرائيل أَنْ يَعْمَلُوا بِهَا
«Поистине, Всевышний Аллах дал Яхье, сыну Закарии (мир ему), пять повелений, чтобы он следовал им сам, а также велел сынам Исраиля следовать им».
Пятым из этих повелений было следующее:
وَآمُرُكُمْ أَنْ تَذْكُرُوا اللَّهَ فَإِنَّ مَثَلَ ذَلِكَ كَمَثَلِ رَجُلٍ خَرَجَ العَدُوُّ فِي أَثَرِهِ سِرَاعًا حَتَّى إِذَا أَتَى عَلَى حِصْنٍ حَصِينٍ فَأَحْرَزَ نَفْسَهُ مِنْهُمْ، كَذَلِكَ العَبْدُ لَا يُحْرِزُ نَفْسَهُ مِنَ الشَّيْطَانِ إِلَّا بِذِكْرِ اللَّهِ
«И повелеваю вам часто поминать Аллаха, ибо поминание Его подобно случаю, когда человека преследовали враги, но он укрылся от них в неприступной крепости и спасся. Также наибольшую защиту от шайтана раб Аллаха находит в поминании Всевышнего». (Тирмизи, 2863)
Вся жизнь верующего является испытанием, он ежедневно попадает в различные непредвиденные ситуации, и шайтан всегда поджидает его в засаде. Любой промах человека может стать для шайтана шансом, которым он воспользуется, стараясь при этом не выдавать себя.
Верующий должен помнить, что у него в тылу всё время промышляет такой враг, как шайтан. Учитывая всё это, он должен постоянно прибегать к помощи Аллаха для защиты от этого врага и вести с ним ожесточённую борьбу, которая может ослабить его и его приспешников.
Муслим Абдулаев
Фото: freepik.com