Месяц Зуль-ка‘ада. Что нужно знать об этом месяце?

2 Май 2025
990

Зуль-Ка‘ада — это одиннадцатый месяц мусульманского лунного календаря. Само слово «ка‘ада» означает «сидение», то есть бездействие. Этот месяц был назван Зуль-Ка‘адой (месяцем сидения) потому, что в этот период люди воздерживались от сражений.

Он считался запретным ещё в доисламскую эпоху, то есть это был один из четырёх месяцев, во время которых нельзя было начинать войны и конфликты и даже охотиться на территории вокруг Каабы.

Говорят, что запрет на войны в месяце Зуль-Ка‘ада берёт своё начало в эпохе джахилии (доисламский период) — тогда запрет на военные действия практиковался из-за путешествий для хаджа, которые начинались в этом месяце.

Всевышний Аллах в Священном Коране сказал:

إِنَّ عِدَّةَ الشُّهُورِ عِندَ اللَّهِ اثْنَا عَشَرَ شَهْرًا فِي كِتَابِ اللَّهِ يَوْمَ خَلَقَ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضَ مِنْهَا أَرْبَعَةٌ حُرُمٌ ذَلِكَ الدِّينُ الْقَيِّمُ فَلَا تَظْلِمُوا فِيهِنَّ أَنفُسَكُمْ

(смысл): «Поистине, число лунных месяцев у Аллаха, которые используются для исчисления в Его Законах и Его установлениях — двенадцать, и это было записано в писании Аллаха (в Хранимой Скрижали) в тот день, когда Он сотворил небеса и землю. Из них четыре месяца — запретные: Зуль-Ка‘ада, Зуль-Хиджжа, Мухаррам и Раджаб. Их назвали запретными из-за того, что это великие и почитаемые месяцы, во время которых увеличивается награда за поклонение и в течение которых Аллах запретил воевать. Это прямой (правильный) Закон: не причиняйте же в них (в эти запретные месяцы) зла самим себе, посягая на их запретность и совершая грехи». («Сафват ат-Тафасир», сура Ат-Тавба: 36)

Из этого аята вытекает, что грех, совершённый в эти запретные месяцы, считается более тяжким, чем в другие периоды времени, а воздаяние за благие дела, совершённые в это время, увеличивается. Учёные шафиитского мазхаба и множество других учёных посчитали, что дия (выкуп за убийство человека) в запретные месяцы увеличивается.

От Абу Бакрата (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Пророк ﷺ сказал:

الزَّمَانُ قَدِ اسْتَدَارَ كَهَيْئَتِهِ يَوْمَ خَلَقَ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضَ ‌السَّنَةُ ‌اثْنَا ‌عَشَرَ ‌شَهْرًا ‌مِنْهَا ‌أَرْبَعَةٌ ‌حُرُمٌ ‌ثَلَاثَةٌ ‌مُتَوَالِيَاتٌ: ذُو الْقَعْدَةِ وَذُو الْحِجَّةِ وَالْمُحَرَّمُ وَرَجَبُ مُضَرَ الَّذِي بَيْنَ جُمَادَى وَشَعْبَانَ

«Время вернулось, приняв тот вид, который оно имело в тот день, когда Аллах создал небеса и землю. Год состоит из двенадцати месяцев, четыре из которых являются запретными. Три из них — зуль-ка’да, зуль-хиджжа и мухаррам — следуют друг за другом, а четвёртым является Раджаб Музара (этот месяц особенно почитался членами племени Музар), занимающий место между месяцами джумада и ша’баном». (Бухари, 3197; Муслим, 1679)

Месяц Зуль-Ка‘ада обладает множеством достоинств. Всевышний Аллах в Священном Коране упомянул этот месяц и сказал:

الشَّهْرُ الْحَرَامُ بِالشَّهْرِ الْحَرَامِ

(смысл): «Запретный для сражения месяц — за запретный для сражения месяц. То есть если они сражаются с вами в запретный месяц, то и вы сражайтесь с ними в запретный месяц». («Сафват ат-Тафасир», сура аль-Бакара: 194)

Здесь под запретным месяцем подразумевается Зуль-Ка‘ада. Имам Ибн Касир в своей книге «Тафсир Аль-Куръан аль-‘Азим», комментируя этот аят, пишет следующее:

«Икрима, Ибн Аббас, Аз- Заххак, Ас-Судди, Катада, Муксим, Ар-Раби ибн Анас, ‘Ата и другие сказали: "Здесь речь о том, как язычники помешали Пророку ﷺ и его сподвижникам войти в Мекку на шестой год хиджры, когда был подписан Худайбийский мир, а мусульманам было позволено совершить паломничество лишь на следующий год.

Противостояние мусульман с курейшитами и заключение мирного договора пришлись на запретный месяц Зуль-Ка‘ада, и поэтому Аллах утешил сердца сподвижников, сказав, что упущенное в одном запретном месяце они непременно восполнят в другом и выполнят обряды паломничества надлежащим образом, а также обещал отомстить язычникам за их вероломство».

 

Что же именно произошло в этом месяце в тот год?

Знаменитое Худайбийское перемирие было заключено в начале месяца Зуль-Ка‘ада. В конце месяца Шавваль, который приходится на начало марта 628 года, Пророк Мухаммад ﷺ объявил о своём намерении совершить малое паломничество в Мекку. К первому дню месяца Зуль-Ка‘ада подготовка к путешествию завершилась, и из Медины в сторону Мекки отправился большой караван.

Мекканские язычники решили воспрепятствовать мусульманам совершить умру и с оружием в руках закрыли им путь в Мекку. Чтобы избежать кровопролития, Пророк ﷺ и его последователи остановились в долине аль-Худайбийя, расположенной в 24 километрах к западу от Мекки. В этой местности и было подписано знаменитое Худайбийское перемирие.

Некоторые мусульмане сначала были против условий этого соглашения, посчитав их унизительными. Однако ближайший соратник Пророка ﷺ Абу Бакр ас-Сиддик (да будет доволен им Аллах) говорил: «В истории Ислама не было более великой победы, чем Худайбийская. Но люди слепы и не видят того, что произошло между Мухаммадом ﷺ и его Господом».

Также от Абу Исхака передаётся, что Аль-Бараа (да будет доволен им Аллах) сказал:

تَعُدُّونَ أَنْتُمُ الْفَتْحَ فَتْحَ مَكَّةَ وَقَدْ كَانَ فَتْحُ مَكَّةَ فَتْحًا، وَنَحْنُ نَعُدُّ الْفَتْحَ بَيْعَةَ الرِّضْوَانِ يَوْمَ الْحُدَيْبِيَةِ

«Вы считаете победой завоевание Мекки. Завоевание Мекки действительно было победой, но мы считаем, что настоящей победой была "Бай‘ат ар-ризван" (Присяга Довольства) в день Худайбийи». (Бухари, 4150)

Этот договор имел большое значение в политической обстановке на Аравийском полуострове того времени. Его заключение стало важным этапом на пути к признанию мусульман как равноправных участников курайшитского общества. Кроме того, договор предоставил мусульманам, которые всё ещё находились в Мекке, возможность открыто исповедовать свою религию.

После заключения договора между мусульманами и язычниками прекратились постоянные конфликты. Это позволило людям лучше узнать об Исламе, вследствие чего многие арабские племена начали принимать Ислам. За два года после подписания Худайбийского перемирия Ислам приняли больше людей, чем за весь период с момента начала призыва в Мекке.

Пророк ﷺ побуждал людей много поклоняться в запретные месяцы. Особое внимание он уделял соблюдению поста в эти месяцы, ведь это один из самых важных видов богослужения.

Пророк ﷺ сказал в хадисе, который приводит Абу Давуд:

صُمْ مِنَ الحُرُمِ وَاتْرُكْ، صُمْ مِنَ الحُرُمِ وَاتْرُكْ، صُمْ مِنَ الحُرُمِ وَاتْرُكْ

«Постись во время запретных месяцев и разговляйся, постись во время запретных месяцев и разговляйся, постись во время запретных месяцев и разговляйся». (Абу Давуд, 2428)

Поэтому в месяце Зуль-Ка‘ада верующие должны вести себя по-особенному и не притеснять самих себя грехами, ибо грехи в этот месяц тяжелее, чем в другое время. Также в этом месяце верующим следует усердствовать в поклонении, сторониться запретного и каяться перед Господом, ибо благие деяния в это время ценнее.

Поистине, месяц Зуль-Ка‘ада — это один из благословенных периодов, которые Аллах даровал людям, чтобы они возобновили свою связь с Ним. Так не лишайте же себя милости в эти дни!

Муслим Абдулаев

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.