
В этой статье мы расскажем о четырёх силах, которые, согласно учению аль-Газали, воздействуют на душу человека.
Человек совмещает в себе четыре начала: звериное (дикое), животное (низменное), дьявольское и божественное. Все они сосредоточены в человеческой душе, и потому в человеке уживаются свинья, пёс, дьявол и мудрец.
Свинья олицетворяет вожделение (похоть), пёс — гнев, дьявол (шайтан) постоянно разжигает в человеке похоть свиньи и ярость зверя, усиливая одно другим и усугубляя то, к чему он склонен по своей природе, а мудрец (воплощение разума в человеке) призван противостоять козням дьявола, разоблачая их благодаря проницательности и ясному свету знания.
Последствия порабощения человека страстями:
1. Похоть (свинья) порождает:
— наглость, порочность, расточительство, скупость;
— показуху, кляузничество, легкомыслие, суетность;
— жадность, алчность, угодливость, зависть, злобу, злорадство и иные пороки.
2. Гнев (пёс) взращивает:
— безрассудство (стремление к недостойным поступкам);
— беззаботность, надменность, хвастовство, вспыльчивость, высокомерие;
— самодовольство, принижение и презрение к окружающим, злонамеренность, тиранию и прочие низменные черты.
3. Дьявольское начало, управляя похотью и гневом, приводит к:
— коварству, обману, хитрости, смутьянству, мошенничеству;
— наглости, лживости, вероломству, развращённости и иным дурным качествам.
4. Торжество божественного начала. Если человек усмирит свои страсти и подчинит их божественному началу, его сердце исполнится:
— знанием, мудростью, непоколебимой уверенностью;
— пониманием сути вещей и способностью постигать их силой разума.
Он обретает превосходство над другими людьми благодаря глубине и величию своих знаний, освободившись от рабской зависимости от похоти и гнева.
Укрощение похоти (свиньи) породит:
— целомудрие, умеренность, душевный покой;
— аскетизм, благочестие, искренность, опрятность;
— стыдливость, благородство в поступках, готовность творить добро.
Усмирение гнева (пса) раскроет:
— храбрость, щедрость, самообладание;
— терпение в испытаниях, кротость, милосердие;
— стойкость в делах, стремление к высоким идеалам, достоинство.
Сердце подобно зеркалу, отражающему влияние всех этих сил. Их воздействие непрерывно, и его невозможно избежать.
На этом завершается краткое изложение главы «Разъяснение чудес сердца» из книги имама аль-Газали «Возрождение религиозных наук» («Ихья улюм ад-дин»).
Ахмад Гамзатов








