Первое прибытие Имама Аш-Шафии в Багдад

7 Апрель 2018 1156

На протяжении десяти лет имам Малик обучал Аш-Шафии религиозным наукам. В течение десяти лет, которые он провёл в обществе Малика, он досконально изучил мусульманское право учёных Хиджаза. Но главным его учителем по исламскому праву был имам Малик.

После кончины имама Малика Аш-Шафии, очень опечаленный, вернулся в Мекку. Там он познакомился с наместником халифа в Йемене, который попросил Аш-Шафии отправиться вместе с ним учить жителей Наджрана религиозным наукам. Аш-Шафии принял просьбу и в 799 году (183 год по хиджре) отправился в Йемен.

В те времена в Йемене собирались все недовольные мусульманским халифом. Вскоре имя Аш-Шафии как человека, выносящего справедливые решения, стало известно на весь Йемен.

В то время наместником халифа в Йемене был Хамад Барбари, который не считался с мнением народа. Завистники донесли Барбари, что Аш-Шафии поддерживает людей, недовольных правящим режимом.

Правитель тут же написал послание халифу Харуну Ар-Рашиду, извещая его о том, что люди из потомства Али бин Абу Талиба восстают против него и сеют смуту, и своим предводителем они выбрали учёного Аш-Шафии.

Наместник получил от халифа указание заковать бунтовщиков в цепи и доставить в Багдад. Имам Аш-Шафии оказался одним из девяти человек, которых в кандалах отправили из Йемена в Багдад.

Прибытие в Багдад

Восьмерых человек, которые прибыли вместе с Аш-Шафии в Багдад, по приказу халифа Харуна Ар-Рашида казнили. Пришел черёд и Аш-Шафии предстать перед халифом. «Почему ты восстал против нашей власти?» – спросил его халиф. Аш-Шафии спокойно ответил: «О повелитель правоверных, как я могу восстать против сына дяди любимого Пророка ?»

Халиф, обращаясь к своему кадию Мухаммаду бин Хасану Аш-Шайбани, сказал: «Вижу, что это очень красноречивый человек. Он потенциально опасен для нас». Тогда Аш-Шафии сказал халифу: «О повелитель правоверных! Мы, люди, идём туда, куда ты поведешь нас. Ты можешь поступить с нами как захочешь. Но ответь: если один считает меня своим братом, а второй – рабом, то какой из них будет мне дороже?»

Халиф ответил: «Тебе будет дорог тот, кто считает тебя братом». Аш-Шафии продолжил: «О повелитель правоверных! Ты потомок Аббаса и по линии Мутталиба. Мы братья. Вы считаете нас братьями, а другие считают нас своими слугами».

Халиф спросил: «Что подтверждает твои слова? Разве ты не возглавлял тех, кто выступал против нас?» Аш-Шафии ответил: «Ты говоришь правду, однако я закован в цепи, и потому мне тяжело говорить. Вели их снять, чтобы мне было полегче. Но даже если ты не исполнишь мою просьбу, ты не перестанешь быть халифом».

Харун Ар-Рашид повелел снять цепи с имама. «Да убережёт меня Аллах от совершения подобных дел», – молвил Аш-Шафии и, прочитав аяты из Корана, дополнил: «Меня оклеветали, нет для меня ничего важнее, чем религия. Ты, сын дяди Пророка Аллаха  ﷺ, достоин быть халифом и защитником истинной религии. Я – Мухаммад, сын Идриса из потомства Мутталиба».

Халиф спросил: «Ты Мухаммад, сын Идриса?» Аш-Шафии ответил: «Да, моя жизнь прошла в поисках знаний. И твой кадий может подтвердить это».

Рядом с халифом сидел его кадий, ученик имама Абу Ханифы и крупный учёный того времени Мухаммад бин Хасан Аш-Шайбани. «О повелитель правоверных, – сказал он, это правда. Человек, который стоит перед тобой, крупный учёный, и он ни в чём не виновен». Халиф повелел увести Аш-Шафии до вынесения решения.

Так благодаря милости Аллаха имам Аш-Шафии остался жив. Позже у него завязалась дружба с кадием халифа. Как-то Аш-Шайбани пригласил Мухаммада Аш-Шафии в гости. Увидев, в каком огромном красивом доме живёт этот выдающийся учёный, сколько у него дорогого имущества, Аш-Шафии заплакал.

«Успокойся, – сказал ему аш-Шайбани. – Всё это я заработал дозволенным путём», – и предложил половину своего имущества имаму Аш-Шафии. Но имам, конечно, отказался. К тому же Аш-Шафии всё ещё ожидал приговора халифа. Решив не тратить время зря, имам стал брать уроки у Аш-Шайбани и переписывать его книги.

Халиф прощает имама Аш-Шафии

Прошло два года. Халиф Харун Ар-Рашид, убедившись в истинности и глубине знаний Аш-Шафии, простил его. А за эти годы имам Аш-Шафии изучил мусульманское право у учёных Ирака.

Между тем в Багдаде Аш-Шафии не только совершенствовался сам, но и давал уроки. Так, после утреннего намаза к нему приходили люди изучать Коран и коранические науки. После восхода солнца, когда они уходили, приходили люди, изучающие хадисы, а после них проводили маджлис, на котором обсуждались шариатские вопросы.

Затем со времени совершения намаза аз-зуха и до наступления времени полуденной молитвы имам обучал людей синтаксису и морфологии арабского языка.

Из книги Магомеда Гамзаева «ИМАМЫ ЧЕТЫРЁХ МАЗХАБОВ»

Смотрите также:

Имам аш-Шафии

Имам аш-Шафии – защитник Сунны

Три великие фразы, которые говорил Имам Аш-Шафии

Внешность и благой нрав имама Аш-Шафии

Советы мудрых по профилактике болезней

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.