Семья – это союз мужчины и женщины. Чтобы сохранить семью и спасти её от опасностей, оба супруга должны хорошенько постараться. Однако мужчина должен внести больший вклад, ибо он глава семьи и несёт больше ответственности за неё.
Чтобы не было разлада в семье, супругам необходимо проявлять неимоверное терпение, не обращая внимания на обиды и неудобства, которые они время от времени причиняют друг другу. И в этом случае муж должен быть более великодушным и терпеливым к капризам жены.
Если мусульманин желает узнать, какими должны быть взаимоотношения между супругами, ему нет необходимости у кого-то учиться или читать книги по психологии, для этого достаточно обратиться к жизнеописанию Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха).
Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) является для мусульман лучшим примером во всех делах, в том числе в делах семьи. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) учил своих последователей, что хорошее отношение к семье и жене только повышает мужчину в степени перед Всевышним Аллахом.
Некоторые мужчины считают хорошее отношение к жене слабостью и потому, проявляя грубость к жёнам, они якобы демонстрируют мужественность. Однако сам Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) помогал своим жёнам в домашних делах, и для своей семьи он был лучшим.
От ‘Аиши (да будет доволен ею Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал:
خَيْرُكُمْ خَيْرُكُمْ لأَهْلِهِ وَأَنَا خَيْرُكُمْ لأَهْلِي
«Лучшим из вас является тот, кто лучше всех относится к своей семье, и я – лучший из вас по отношению к своей семье». (Тирмизи, 3895)
Такое же отношение к своим семьям проявляли сподвижники Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), их последователи (таби‘ины) и другие праведники (да будет доволен ими всеми Аллах).
Имам Ибн Хаджар Аль-Хайтами в своей книге «Аз-Заваджир ‘ан иктиран аль-кабаир» пишет:
«Передаётся, что один человек пришёл к правителю правоверных ‘Умару ибн Аль-Хаттабу (да будет доволен им Аллах), решив пожаловаться на дурной нрав своей жены. Он отправился к правителю и ждал его у дверей дома.
В это время он услышал, как супруга Умара ругала правителя правоверных. ‘Умар же терпеливо молчал и не проронил ни слова в ответ. Тогда он развернулся и ушёл обратно, говоря про себя: "Если уж у правителя правоверных так обстоят дела, то мне-то что жаловаться".
Как раз в этот момент из дома вышел сам ‘Умар (да будет им доволен Аллах). Увидев уходящего человека, он спросил: "Ты о чём-то хотел спросить?". Человек ответил: "О правитель правоверных, я пришёл, чтобы пожаловаться на дурной нрав своей жены и на её высокомерие по отношению ко мне. Но здесь я услышал, как ваша жена так же ругает вас, и решил вернуться обратно, подумав про себя, что если у правителя правоверных так обстоят дела, то мне-то что жаловаться".
Тогда ‘Умар ответил ему: "О мой брат, я стараюсь терпеть в подобные моменты, ибо на мне лежит обязанность перед ней, и в то же время она готовит мне еду, печёт хлеб, стирает мою одежду, кормит грудью моих детей, хотя это всё не входит в её обязанности. Также она помогает мне избежать запретного. Учитывая всё это, я стараюсь терпеть, когда она проявляет свой характер".
Тот человек сказал: "О правитель правоверных, точно так же обстоят дела у меня с моей женой". ‘Умар сказал: "И ты терпи, брат, ведь жизнь скоротечна, как мгновение ока"».
Представьте себе, правитель правоверных ‘Умар ибн Аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах), перед которым трепетали сильные мира сего, которого почитали большие сподвижники, терпел характер своей жены.
От ‘Абдуллаха ибн ‘Аббаса (да будет доволен ими обоими Аллах) передаётся:
مَكَثْتُ سَنَةً أُرِيدُ أَنْ أَسْأَلَ عُمَرَ بْنَ الخَطَّابِ عَنْ آيَةٍ، فَمَا أَسْتَطِيعُ أَنْ أَسْأَلَهُ هَيْبَةً لَهُ، حَتَّى خَرَجَ حَاجًّا فَخَرَجْتُ مَعَهُ
«Я целый год хотел спросить у ‘Умара ибн Аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах) об одном аяте, но не мог заставить себя сделать это из уважения к нему, пока он не отправился в хадж, в который я отправился вместе с ним». (Бухари, 4913; Муслим, 1479)
Многие из нас не раз читали такие истории и слышали о них в проповедях имамов, но большинство из нас всё равно поступают иначе, ибо не способны проявлять терпение.
Очень плохой чертой сегодняшней молодёжи, особенно в семейных отношениях, является то, что многие поступают, как привыкли, хотя прекрасно знают, как нужно делать правильно.
Каждый имам при бракосочетании рассказывает супругам об их правах и обязанностях, строго наказывает мужу не давать сразу развод во время разлада в семье. Особенно мужей предостерегают от трёхкратного развода, но, к сожалению, многие в пылу гнева забывают об этом и поступают, «как привыкли», хотя это приносит им в будущем множество бед и массу неудобств.
Можно согласиться, что в современных условиях сильной эмансипации мужчине даже в мусульманской семье очень трудно отстаивать свои права на звание главы семьи. Однако применение радикальных мер даже в таких случаях не приводит к добру. Поэтому в любых случаях надо искать более мирные и разумные решения этой проблемы.
Одним из самых действенных решений в таком случае будет дуа за супругу/супруга. Дуа – это в принципе самое действенное оружие верующего, которое можно использовать в мирных целях.
Ведь во всех бедах и невзгодах стоит помнить, что нас создал один Творец и всё, что случается с нами, происходит только по Его воле. Поэтому, чтобы разрешить проблему или исправить человека, лучше обратиться к Тому, Кто сотворил этого человека и создал его нрав, проблемы и прочее.
Мы часто переживаем за наших родных, близких и друзей, если они сошли с истинного пути и изменили своё жизненное направление. А почему мы не проявляем должного понимания и терпения в отношении тех, с кем мы живём под одной крышей?
Если кто-то из супругов был недоволен нравом второй половины, Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) советовал ему обратиться к Всевышнему Аллаху с мольбами.
В таких случаях можно делать дуа, которое приводится в хадисе, переданном от ‘Али ибн Абу Талиба (да будет доволен им Аллаха):
اللَّهُمَّ اهْدِه (ها) لأَحسَنِ الأخلاقِ لا يَهْدي لأَحسَنِها إلَّا أنتَ، اصرِفْ عنه (ها) سيِّئَها لا يَصرِفُ عنه (ها) سيِّئَها إلَّا أنتَ
«Аллахумма-хдихи(ха) ли-ахсани-ль-ахляки, ля яхди ли-ахсаниха илля Анта, ва-сриф 'анху(ха) саййиаха, ля йасрифу 'анху(ха) саййиа-ха илля Анта».
«О Аллах! Веди его (её) к наилучшим нравственным качествам, ибо никто, кроме Тебя не может привести к лучшим нравам. И избавь (отдали) его (её) от дурных нравов, ибо, никто не избавит его (её) от дурных нравов, кроме Тебя». (Абу Давуд, 760; Тирмизи, 3422)
К наилучшему нраву ведёт только Всевышний Аллах, и от дурных нравов также избавляет Всевышний Аллах. Без связи с Создателем невозможно обрести благой нрав или устранить дурной, ибо это уже заложено в нас, мы нуждаемся в помощи Всевышнего, чтобы обрести благонравие и обезвредить скверный нрав.
Сердца рабов подвластны только Всевышнему Творцу. Поэтому супруги должны обращаться с мольбами к Аллаху, чтобы Он исправил дурной нрав их вторых половинок.
И главное – помните, Всевышний Аллах принимает наши искренние дуа и мольбы.
Понравилась статья?
Пожалуйста, сделайте репост в соц. сетях,
поделитесь информацией с друзьями!
Муслим Абдулаев
Смотрите также:
Секрет семейного счастья из Корана
Страшное слово «развод» и его основные причины
10 секретов для счастливой семейной жизни
10 «золотых» правил идеального мужа
Как освежить отношения в браке?
Почему важны разговоры в семье, или «Разговоры говорите, а не щи варите»