Что делать с подарками, подаренными девушке, в случае расторжения помолвки?

22 Август 2017
7038

Вопрос:

Каков хукм в отношении одежды, украшений и других подарков («чемодана»), подаренных невесте, если жених и невеста в итоге не поженились или после свадьбы сразу развелись? Правда ли, что девушка должна вернуть эти подарки, если помолвка сорвалась?

Ответ:

Во времена Пророка  и в последующие века люди спокойно могли жениться: засватал девушку и женился. А в наше время это стало очень сложной процедурой, которая требует огромных финансовых вложений.

Как принято у многих мусульманских народов, до женитьбы нужно выполнить множество обязательств, большинство из которых связано с немалыми финансовыми затратами. Сначала надо построить дом с хорошей отделкой, потом оформить интерьер, обставить мебелью и т.д. Вдобавок ко всему этому должен быть преподнесён и «чемодан» невесте. То есть это ряд подарков, среди которых в обязательном порядке должна быть дорогая одежда, украшения. И обязательно, чтобы это увидела группа женщин с «длинными» языками, которые будут сплетничать, бедный чемодан был или богатый.

Вот такие проблемы люди сами себе создают, этими проблемами они живут, влезают в долги, об этом болит их голова и т.д.

А настоящий мусульманин, наоборот, должен стремиться к минимизации расходов на женитьбу, особенно на подарки невесте, так называемые «чемоданы». Также будет хорошо для всех отказаться от многих обременительных взаимных подарков.

Но, несмотря на это и многочисленные призывы Имамов и религиозных организаций, людям очень трудно отказаться от своих обычаев, которые стали для них стереотипными. На подготовку и проведение свадьбы расходуется огромное количество денег, а новоиспечённые супруги, не сойдясь характерами, быстро разводятся. Родители молодых предъявляют друг другу большие требования, вплоть до возмещения расходов на свадьбу.

Однако большинство из этих требований бывают необоснованными, и выполнение их не обязательно. Эти подарки («чемодан») были подарены со стороны жениха невесте ради того, чтобы она вышла замуж за него. Выйдя замуж, она выполнила свои обязательства, то есть действие, ради которого были сделаны эти подарки, свершилось. Следовательно, после замужества жена становится полноправной владелицей этого имущества («чемодана») и возвращать его не обязана.

Однако если молодожены разошлись без половой близости, невеста по требованию другой стороны должна вернуть все эти подарки. Также невеста обязана вернуть «чемодан», если сватовство сорвалось, и она не вышла замуж за человека, который сделал ей подарки.

Ахмад Аль-Кальюби в своих комментариях к книге «Канз ар-рагибин» пишет об этом следующее:

«Если жених лично, через уполномоченного лица (своего вакиля) или через своего опекуна (валия) передал своей невесте продукты питания, напитки, деньги или одежду, а потом случилось так, что одна из договорившихся сторон или обе стороны отказались от сватовства или кто-либо из них умер (один из них или оба), жених имеет право получить обратно всё, что было передано из подарков. Он имеет такое право, если это случилось до заключения никаха, а также и после заключение никаха, если муж умер до половой близости или они развелись. Однако в таком случае, если жена умрёт до интимной близости, он не имеет права требовать вернуть эти подарки. Если же развод произошел уже после интимной близости, то в этом случае все эти подарки принадлежат женщине, и муж не имеет никакого права требовать их возвращения ни при каких условиях». («Хашият Аль-Кальюби»)

Сулайман ибн Мухаммад Аль-Буджайрими в книге «Тухфат Аль-Хабиб ʻаля Шарх Аль-Хатыб» приводит эти слова Аль-Кальюби и добавляет, что такое же мнение приводит от Имам Ар-Рамли в своей книге «Нихаят аль-мухтадж, Шарх Аль-Минхадж».

Если по обычаю какого-то народа украшения, одежда и другие подаренные невесте женихом и его родителями вещи считаются махром (обязательный подарок жениха невесте), то это и есть махр, и по отношению к таким вещам применяется хукм махара.

Помолвка не является актом бракосочетания, это всего лишь обряд, посредством которого мужчина и женщина выражают свое намерение в дальнейшем вступить в брак. По этой причине подарки, сделанные сторонами друг другу в этот период, не могут считаться махром или чем-то подобным и в случае расторжения помолвки должны быть возвращены каждой из сторон.

Понравилась статья? Будем благодарны за репост!

Нурмухаммад Изудинов

 

Смотрите также:

Ах, эта свадьба…

Эх, свадьба, свадьба, свадьба…

О скромности на свадьбах

Дорогая свадьба и Ислам

Свадебные грехи

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.