Спасение общества – в вере и духовности

20 Февраль 2013
691

Обсуждение нового предмета школьной программы «Основы исламской культуры»

Тема введения в школьную программу предмета о религии дискутировалась много лет и на всех уровнях. Экс-президент страны Д.А. Медведев в 2009 году поддержал идею религиозных лидеров и предложил экспериментально ввести в школьные программы предмет «Основы религиозной культуры и светской этики». Необходимо было решить вопрос, целесообразно ли в светской школе вводить обязательный для всех учащихся предмет о религии.

Эксперимент проводился в школах 21 региона России в течение двух лет. Результат его показал актуальность духовного образования для подрастающего поколения, необходимость знания молодёжью своей религии и в том числе культуры как части религии. И с сентября 2012 года предмет «Основы религиозной культуры и светской этики» введён уже президентом В.В. Путиным в школьные программы как обязательный.

Казалось бы, в этом важном вопросе достигнуто долгожданное понимание, в том числе и на высоком правительственном уровне. Издан соответствующий указ, и судьба нового школьного предмета решена. Но споры не утихают даже сейчас. Вопросов, связанных с введением нового курса, много, все они сложные и неоднозначные. Разобраться в некоторых из них нам поможет ректор Института теологии и международных отношений М.-З. Садиков.

Вопрос с введением курса «Основы религиозной культуры и светской этики» решался на уровне президента страны и по результатам эксперимента был решён положительно. И потому нетрудно догадаться: на новый предмет возлагаются большие надежды.

Я не говорю сейчас о том, что без знания своей культуры (а культура – часть религии) невозможно представить себе интеллигентного, всесторонне развитого человека. Это бесспорно. Главное – в другом. Спасение общества в целом и каждого человека в частности – в вере и духовности. К этому выводу, хвала Аллаху, пришли практически все, в том числе и на правительственном уровне. Все мы знаем, как плачевно закончилась эра воинствующего атеизма и сколько проблем породила в российском обществе бездуховность. Последствия многолетнего вакуума идеологии мы наблюдаем и сейчас. В этой связи государство в поисках новых рычагов воздействия и воспитания стало всемерно поддерживать систему религиозного образования и воспитания в стране. И появилась надежда: вера спасет общество от многих проблем. От пороков и бед, падения нравов, разгула криминала, наркотиков, пьянства, убийств, коррупции, социальной несправедливости. А также от идеологических заблуждений молодёжи, из-за которых происходит много бед и трагедий. То, что молодые люди с детства будут изучать гуманные законы и высокую нравственность своей веры (в нашем случае – Ислама), можно только приветствовать. Это даёт светлую надежду, что добрые семена взойдут потом щедрыми плодами духовности, нравственности, добра и созидания. Надежду на то, что вооружённая истинными знаниями об Исламе молодёжь будет защищена от сомнений и заблуждений, будет готова отразить любые идеологические атаки и опасную пропаганду псевдоценностей.

Много было споров о том, кто должен преподавать в школах «Основы исламской культуры». Были случаи, когда многие руководители школ не брали в штат новых учителей, а часы по новому религиозному предмету использовались ими как источник «догрузки» учителей, не имеющих полной ставки. Причём не учитывалось, какой основной предмет эти учителя ведут.

К сожалению, вышеупомянутые случаи нередко наблюдались в школах во время эксперимента. И здесь можно заявить однозначно: такое недопустимо. Любой школьный или вузовский предмет должны преподавать компетентные в своей области специалисты, иначе вместо пользы они принесут учебному процессу и своим ученикам только вред. И в преподавании нового предмета (ОРКСЭ) этот фактор необходимо учитывать ещё больше, чем с другими предметами.

Речь идёт о духовности подрастающего поколения, и мы не можем больше терять поколение за поколением. Спасение молодёжи – в просвещении её, в знаниях, которые – сила.

Руководители школ и соответствующих министерств должны понимать актуальность введения в школах этого предмета. И если они это понимают, проблем не будет. Введение ОРКСЭ в школьные курсы красноречиво говорит о том, что безответственное отношение к этому полезному новшеству со стороны руководителей школ, министерств и ведомств недопустимо. Преподавание истории в школе, например, не доверят географу. Не позволят и учителю русского языка преподавать математику. Почему же кто-то считает, что преподаватель основ исламской культуры не должен быть специально подготовлен по этому предмету? Известны случаи, когда в рамках эксперимента модуль «Основы исламской культуры» вели преподаватели не только далёкие своим профилем от Ислама, но даже и люди, исповедующие другую религию. И это совершенно недопустимо.

Предмет «Основы исламской культуры» должен преподавать специалист-теолог, качественно подготовленный в вузе для такой работы. И он обязательно должен быть носителем этой культуры. Иначе введение нового предмета теряет весь смысл.

Мы в числе первых

Подготовка теологов в России пока ещё ведётся не во многих вузах, и я рад, что наш вуз в числе первых взялся за это важное дело. Нашей целью является подготовка всесторонне образованных специалистов – независимо от того, какую профессию они в ИТиМО получают. Такой подход у нас к образованию и лингвистов, и экономистов, и международников, и, конечно же, самих теологов. Религиозной составляющей учебного процесса в вузе уделяется такое же пристальное внимание, как и светской. Цикл религиозных дисциплин в нашем вузе преподают известные алимы, получившие образование во многих зарубежных вузах. Если они, прекрасно подготовленные по исламским наукам, не имеют достаточного багажа светских знаний, мы занимаемся повышением их квалификации, переподготовкой. Такой золотой фонд и источник исламских знаний для наших студентов мы не можем и не должны терять. Уровень дагестанских исламских учёных отмечался на многих совещаниях и конференциях, встречах и собраниях руководителей исламских и теологических вузов. И имена многих наших преподавателей известны во всём исламском мире – и в России, и за рубежом. В ИТиМО было издано множество учебников, по некоторым из них занимаются студенты и других исламских и теологических вузов страны.

Было очень приятно, когда приехавший к нам для аттестации преподавателей доцент кафедры арабской филологии восточного факультета СПбГУ М.Н. Суворов отметил высокий уровень наших алимов и сказал, что такого потенциала исламских учёных нет ни в одном вузе страны. Мы очень ценим это и благодарим Всевышнего за Его дар нашей республике и, в частности, нашему вузу.

Мы очень серьёзно подходим к подготовке теологических кадров, понимая, как наши выпускники востребованы сейчас в самых разных областях деятельности и, в частности, в школах. В нашем молодом вузе пока состоялось четыре выпуска специалистов. И пока мы ещё не можем сполна удовлетворить неумолимо растущий спрос на специалистов-теологов. На сегодняшний день они нужны для преподавания и в нашем институте, и в колледже. Есть заказы на наших специалистов, которых ждут и в городах и районах Дагестана, а также за его пределами. Мы всемерно и с энтузиазмом будем работать в этом плане и готовить необходимые кадры теологов для республики и не только.

Планов на перспективу у нашего вуза много, но указ президента издан, всё связанное с новым предметом регламентировано и расписано в соответствующих документах. И вводить предмет по основам исламской культуры нужно уже сейчас. В этой связи вопрос: где сегодня брать кадры? На сегодняшний день при всём желании невозможно удовлетворить возросший спрос школ и других учреждений и организаций на теологов. И потому многие задаются вопросом: допустимо ли преподавание основ исламской культуры в школе светскими учителями, ведь это могло бы решить проблему?

Я думаю, что ничего недопустимого и невозможного нет. Но учителя той же истории или обществознания должны обязательно пройти необходимую специализацию и переподготовку по новому предмету. Должны получить определённый багаж религиозных знаний. И тогда вполне можно будет доверить им ведение предмета. Многое будет зависеть от дальновидности руководителя школы. Он должен с особой тщательностью и вдумчивостью выбирать будущего учителя основ исламской этики, например из числа других предметников, отправляя его на переподготовку. От того, учитывается ли ответственность, духовность, нравственность преподавателя, его педагогические способности и взгляды, зависит успех нового дела, потому что в данном вопросе, как в медицине, должен сработать принцип «Не навреди!».

Священнослужители – преподаватели ОИК

В СМИ появилась информация, что в соседней Чечне, например, новый предмет ОИК будут преподавать священнослужители – имамы мечетей. Они приняты в штаты школ завучами по воспитательной работе. А лучшие студентки исламских вузов будут вести в детских садах Чечни курс основ Ислама. Кстати, допуск в школы священнослужителей и особенно введение основ веры в садиках вызвали бурный протест в прессе и жёсткую критику даже правозащитников.

Ход рассуждений критиков чеченской «самодеятельности» понятен и объясним. Россия – светское государство, в которой религия отделена от государства, и потому приход священнослужителей в государственные школы считается недопустимым. Получается, что без сомнения полезная инициатива чеченцев идёт в разрез с указанной в нормативах министерства оговоркой: преподавать основы исламской культуры священнослужители не должны.

Но лично я думаю: нет ничего страшного в том, если предмет «Основы исламской культуры» в школе будут вести те же имамы, если они готовы к такой ответственной работе. Если священнослужитель – человек образованный, знает не только исламские науки, но знаком и с педагогикой, психологией, может наилучшим образом знакомить детей с основами веры и исламской культуры – то почему бы и нет? Но, к сожалению, таких имамов на сегодняшний день не так много, как хотелось бы. Хотя с каждым днём их становится всё больше, и это вселяет светлые надежды. Одним словом, нужен дифференцированный подход к выбору преподавателей основ исламской культуры как из числа светских учителей, так и из числа имамов. И обязательная качественная подготовка и переподготовка тех и других по предмету. Даже в европейских странах преподавателей основ Ислама тестируют, чтобы определить уровень их готовности к ведению столь важного духовного предмета. Что касается введения основ Ислама в детских садах Чечни, то такую инициативу можно только приветствовать. Кстати, о пользе и необходимости раннего приобщения детей к вере не раз говорил в своих выступлениях и полпред Президента РФ А.Г. Хлопонин.

Эксперимент приобщения детей к вере

Мы на базе нашего вуза также изучаем вопросы раннего приобщения детей к своей вере. Наш эксперимент проводится пока на базе созданного при ИТиМО Детского духовного центра имени Максуда-хаджи Садикова.

Открытие детского сада «Саният», детских курсов изучения основ Ислама, другие первые практические пробы приобщения детей к своей религии дадут нам большой материал для изучения и совершенствования этой важной работы. А также дают возможность нашим студентам осваивать практические навыки работы с детьми.

Даже сейчас, когда предмет основ религии введён школах для обязательного изучения, не утихают споры относительно него. И это объяснимо.

Любой выбор предполагает споры и дебаты, а в данном случае главная интрига заключается в выборе родителями школьников одного из шести модулей (предметов) курса. На выбор предлагались курсы по основам традиционных для России религий – Православия, Ислама, Иудаизма, Буддизма. А также «модуль, знакомящий со всеми религиозными блоками» и основы светской этики.

По идее в результате опроса родителей должна была сложиться структура конфессиональной принадлежности граждан страны. Но этого не произошло. Было немало курьёзов. Так, например, опрос в Санкт-Петербурге показал, что преподавание основ православной культуры для своих детей выбрали всего 13 % родителей, а в прилегающей к «культурной столице» Ленинградской области – 58 %. И такое недоразумение наблюдалось почти во всех регионах страны. Кто-то из министерских чиновников и руководителей школ решил, что беспроблемнее для них будет введение не религиозного предмета, а основ светской этики. А кто-то из них просто не захотел принять в штат шесть преподавателей для ведения всех модулей. В этой связи происходило давление на родителей, были уговоры и требования от них голосовать за «удобный» для школ единый модуль. Получается, что многие руководители школ не поняли смысл введения нового предмета и отнеслись к столь важному вопросу безответственно.

Слава Аллаху, Дагестан – регион, где мусульмане проживают компактно. И в подавляющем большинстве родители школьников, не задумываясь, выбирали для своих детей именно основы исламской культуры. Многие родители уже давно проявляли инициативу и выражали желание обучать детей основам Ислама хотя бы на факультативной основе. Самые активные из родителей собирали подписи, писали письма в разные инстанции. Но, несмотря на это, проблем с введением нового курса достаточно и у нас в Дагестане.

Как и в других регионах, у нас наблюдалось давление на родителей и были негласные распоряжения сверху выбрать модуль «Основы светской этики». Много было споров и разногласий на эту тему, нежелание некоторых чиновников понять смысл введения нового предмета. Но хочется верить, что все эти вполне естественные для начала трудности со временем будут преодолены. А те, от кого зависит результат и эффект введения курса, отнесутся к нему ответственно.

Подготовка учебно-методической базы нового предмета

Важным аспектом введения нового предмета является готовность учебно-методической базы нового предмета. Все необходимые пособия, методички и программы готовились с тех самых пор, как в регионах страны стал проводиться эксперимент. Группа московских учёных из МИУ подготовила и учебник по основам исламской культуры. В Башкирском издательстве «Китаб» также был выпущен учебник «Основы исламской культуры» для 4–5-х классов общеобразовательных школ. В учебниках приводится описание жизни Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), история зарождения и развития Ислама, становление его этики, а также заповеди мусульманской религии и духовно-нравственные ценности Ислама.

Очень большой вклад в проект введения нового предмета по основам исламской культуры внёс Максуд-хаджи Садиков. На эту идею первый ректор ИТиМО и видный общественный деятель-просветитель работал много лет. И многое было сделано им ещё задолго до того, как начался эксперимент в школах России. На базе ИТиМО под руководством Максуда-хаджи велась большая подготовка к введению нового школьного предмета о религии. Был сделан большой упор для более качественной подготовки педагогических кадров и на базе ИТиМО, и на базе Гуманитарно-педагогического колледжа. И выпускники наших учебных заведений, получившие в ИТиМо и педагогическое, и религиозное образование, уже сегодня вполне готовы качественно преподавать ОИК в школах. В нашем вузе готовились учебники, пособия, методички по новому предмету и даже детские книги для внеклассного чтения для изучающих основы исламской культуры. Наши учебники и пособия только готовятся к изданию, и мы надеемся, что этот важный проект с помощью Аллаха будет для нас успешным.

Недоработки подготовленных книг

В Интернете и СМИ много писали о недоработках уже подготовленных в других вузах учебников. Они вызвали много нареканий и замечаний со стороны экспертов, которые писали, в частности, что московский учебник требует капитальной переработки. Есть и более жёсткая критика по поводу того, что предмет курса основ исламской культуры превращают в предмет по основам Ислама, и он таит в себе угрозу религиозной агитации.

Учебники будут иметь новые и более качественные издания, в которых авторы учтут замечания и экспертов, и прежде всего учителей, работающих по ним. Учебник по основам исламской культуры – явление для нашей страны пока ещё новое. А если учесть, что он должен коренным образом отличаться от обычного курса основ веры, то можно понять, как нелегко было авторам-первопроходцам. Я думаю, что новые учебники по ОИК надо не критиковать, а, взяв за основу, работать над их совершенствованием. А также готовить альтернативные учебники, чтобы в дальнейшем у преподавателей нового курса был выбор и возможность выбрать всё лучшее из всех имеющихся учебников, аналогов.

В свою очередь, учёные ИТиМО также работают над написанием такого учебника. Над учебником по ОИК работает группа преподавателей во главе с опытным педагогом, проректором по воспитательной работе Ш. Мухитдиновым. К работе над новым пособием будут привлекаться известные исламские учёные, педагоги, психологи и все, кто в той или иной степени может быть полезен. Главная наша цель – чтобы учебник отвечал задачам курса, был качественным, грамотным, ёмким в плане содержания и доступным для изучения.

Модуль изучения всех традиционных религий

Многие считают, что дети в их пока ещё нежном возрасте не должны изучать основы какой-то конкретной, пусть даже своей веры. Считают более целесообразным изучение общего объединённого курса всех традиционных религий. Таким образом, стоящие на этой позиции собираются дать детям представление обо всех конфессиях и воспитывать в детях толерантность. Думаю, что предлагающие этот модуль не учли главное – пока ещё незрелый возраст четвероклассников, которые будут изучать предмет. С одной стороны возраст 10–11 лет был рекомендован педагогами и психологами для изучения основ своей веры. Но можно себе только представить, какой винегрет мы вывалим на неокрепшие умы и сердца наших детей, предложив им параллельное изучение основ всех религий. Дети в этом возрасте ещё не готовы изучать такой сравнительный курс конфессий, не могут сделать для себя правильные выводы и определиться. И это значит, что мы, давая им сложную пищу для ума и сердца в виде изучения основ всех религий, только усложним ситуацию и, возможно, навредим детям. Я объясню почему. В этом возрасте многое для ребёнка – одежду и пищу, книги и даже отдых – выбирают родители. Почему же в таком важном деле, как изучение основ веры, мы должны пустить дело на самотёк и поставить ещё не взрослых людей перед трудным выбором?

Почему так много шума?

В школах в разные годы вводилось много различных предметов. И многих удивляет: почему так много шума, разговоров и трудностей с введением этого предмета? Это объяснимо. Мы живём в межнациональной и межконфессиональной стране, и потому введение религиозного предмета в школьную программу – вопрос непростой и неоднозначный. Преподавание основ религии – совершенно новое для нашей страны дело, вернее забытое за годы воинствующего атеизма. Но есть наработанный опыт религиозного образования в дореволюционной России, есть опыт зарубежных стран, авторитетное мнение учёных-теологов, и на всё это можно опираться. Многих пугает, как быть с меньшинством христиан, иудеев, буддистов в регионе, где компактно проживают мусульмане, или наоборот. Но зачем «изобретать велосипед», если с этой проблемой легко справляются, например, в любой европейской стране. Там уважают выбор родителей и желание ученика знать основы своей веры. Читал о том, что в каком-то небольшом провинциальном европейском городке для двух школьников-мусульман никак не могли найти учителя по основам Ислама. А потом с большим трудом нашли учителя для этих двух учеников среди образованных турков, жителей этого города. Как видите, никто не предложил двум мусульманским школьникам примкнуть из-за недобора группы к изучающим основы Православия.

Мы не должны забывать о том, что идёт война за умы и сердца молодого поколения, и то, что не будет сделано своевременно одними, тут же постараются сделать другие, но уже имея свои, не всегда праведные цели.

Магомед-Загид Садиков, ректор ИТиМО

Духовно-просветительская газета "АС-САЛАМ" № 4 (425)

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

Комментарии для сайта Cackle