Иран – лишь инструмент США

15 Март 2014
689

Противостояние США и Ирана длится уже более тридцати лет. Все эти годы риторика лидеров обеих стран в отношении друг друга была крайне жёсткой, что по идее должно было вылиться в военный конфликт, в котором, конечно, доминировали бы американцы в силу их подавляющего превосходства в военной мощи. Однако этого так и не случилось. В чём причина такой «игры» и какую роль в ней играют обе страны? В этом нам поможет разобраться материал блогера под ником «etorusky» (http://etoruskiy.livejournal.com). 

США за 30 лет сумели вывести из «Большой игры» такого уникального тяжеловесного противника, каким был СССР; создали ключевые условия для образования ЕС и поставили под плотный контроль внешнюю политику объединённой Европы; накрепко включили в свою орбиту Канаду, Японию и Австралию; существенно усилили влияние на Латинскую Америку, Центральную и Юго-Восточную Азию; разорвали Ливийскую Джамахирию и косвенно способствовали убийству без суда и следствия лидера суверенного государства Муаммара Каддафи, без оглядки на международные нормы и общественное мнение; укрепили собственные позиции в Восточной Африке; создали перспективные заделы для установления контроля над Западной частью Сахары и Гвинейским заливом. Одним словом – если в Вашингтоне хотят, то объективно могут очень многое, невзирая на сложность задач.

А вот с Ираном... Прямо какая-то аномальная череда сомнительных успехов, внешне больше похожих на провалы и неудачи.

История иранской ядерной программы достаточно сложна и противоречива. Но эта сложность большой частью искусственно создана и поддерживается главными оппонентами – Вашингтоном и Тегераном. А что действительно в указанном противостоянии более всего обращает на себя внимание, так это абсолютно несвойственная внешней политике США загадочная незамысловатая прямолинейность тактики давления на Тегеран.

Череда постоянно повторяющихся угроз, ультиматумов и санкций со стороны Вашингтона, приводящих лишь к возрастающему сопротивлению и ответным контрмерам Ирана по развитию своего оборонного комплекса и попыткам усиления экономического потенциала страны.

Ладно, если бы это была тактика одного правящего кабинета. Но её методично повторяют администрации уже которого президента США.

«Закостенелость» и вырождение американской политики? Крайне сомнительно, ведь эти черты почти не проявляются в других горячих точках. Там США старательно выполняют работу над ошибками и корректируют свои действия. И лишь в отношении Ирана гроссмейстер внешне ведет себя как упрямый начинающий шахматист, повторяющий один и тот же заученный проигрышный гамбит.

Но что, если истинная цель США в отношении Исламской республики уже не первое десятилетие совершенно противоположная? Не угнетать страну, а наоборот – заставлять Тегеран постоянно усиливаться в военном плане, исподволь подталкивая и направляя это процесс, параллельно подогревая потенциальную агрессивность населения Ирана, подпитывая и стимулируя уверенность иранского руководства в собственных силах против соседних стран?

И лишь убедившись, что «боец уже достаточно разогрет и готов» (силён, натренирован, материально оснащён, морально подготовлен и достиг нужной степени агрессивности) – направить его сдерживаемую энергию на нужную цель.

В таком преломлении все «странные», на первый взгляд, результаты действий Вашингтона по отношению к Ирану начинают приобретать логику и смысл. 

Поворотная точка

1996 год – это видимый момент начала реализации продолжающейся по сей день политики США в отношении Ирана. Но сам момент решения изменения иранской стратегии мог созреть в Вашингтоне ещё в начале 90-х годов прошлого столетия.

1992 год – между Россией и Ираном заключено соглашение о сотрудничестве в области мирного использования атомной энергии, предусматривающее ряд направлений: использование ядерных технологий в медицине, сельском хозяйстве и промышленности, фундаментальные исследования в области ядерной физики и др.

Могла ли Россия в те годы пойти на такой шаг, если бы традиционный недруг Ирана США пожелали ему воспротивиться? Можно с уверенностью сказать, что нет.

Переломный 1995 год. США впервые после 1979 года ввели послабления в санкции: указом Клинтона было разрешено продавать в Иран американские товары (невоенные) через третьи страны.

Россия подписала с Ираном соглашение о завершении строительства первого блока АЭС в Бушере. Но вместе с этим, после подписания меморандума Гора-Черномырдина Москва заморозила поставки Ирану военной техники. В частности, Иран не получил 570 танков Т-72С, более тысячи БМП, средства ПВО и запчасти к ранее поставленному вооружению (на вооружении армии Ирана находились 24 истребителя МиГ-29, 12 бомбардировщиков Су-24МК, три дизельные подводные лодки класса проекта 877ЭКМ «Варшавянка», 422 танка Т-72С, 413 БМП-2, зенитно-ракетные комплексы С-200 и др.).

1996 год – всё возвращается «на круги своя». Конгресс США утвердил закон о новых санкциях, в котором помимо прочего было указано, что любое государство, инвестировавшее в энергетику Ирана более 20 миллионов долларов, будет также подвержено санкциям.

Тем не менее:

1998 год – начинается строительство Бушерской АЭС.

2000 год – за несколько дней до президентских выборов в США Москва официально уведомила американскую администрацию об отказе с 1 декабря 2000 года от данных в 1995 году обязательств не поставлять в Иран обычные вооружения.

2001 год – после визита в Москву президента Хатами Россия возобновила поставки Ирану продукции военно-технического назначения. Ещё не стихли отголоски чеченских войн, Путин ещё только начал набирать силу и международный политический вес. Экономическая ситуация в России была крайне сложной и нестабильной.

Могли бы США в 2001 «заставить» Москву отказаться от сотрудничества с Тегераном? Конечно, это были уже не 90-е года, но при сильном желании и настойчивости достаточное давление на Россию для принятия нужного Вашингтону решения о сотрудничестве с Ираном США, вероятно, смогли бы осуществить. А если предположить, что США планировали не давить, а наоборот, усиливать Иран? Тогда промолчав Вашингтон «убивал двух зайцев». Не теряя собственного лица как последовательного противника Тегерана, начинал вооружать Исламскую республику руками России, а позже и Китая.

2003 год – США обвиняют Иран в том, что он тайно ведёт работы по созданию ядерного оружия.

2005 год – правительство Ахмадинежада приняло решение расконсервировать программу по обогащению урана на территории Ирана, свёрнутую Хатами. В ответ на это администрация Буша ввела целый ряд новых санкций: главным образом, против иранских банков, а также компаний и физических лиц, так или иначе связанных с атомной и оружейной промышленностью Ирана.

С этого момента начинается то, что с большой натяжкой можно назвать удачной борьбой США с иранской ядерной программой. 

Реальные результаты санкций

1) Силы и оснащение Иранских вооружённых сил возросли в значительной мере и уступают в регионе только России, Турции и Израилю.

2) Несмотря на американские санкции, потенциал экономики Ирана остаётся достаточно высоким.

Экономика Ирана, одной из наиболее богатых стран Азии – 18-я в мире по объёму национального производства (по данным ЦРУ, 2010). По некоторым оценкам золотой запас Ирана превышает 900 тонн и страна по этому показателю занимает восьмое-девятое место в мире.

Образно говоря, значительный потенциал экономики Ирана при необходимости в состоянии обеспечить «иранское ружьё» достаточным запасом патронов.

Конечно, во всех этих, на первый взгляд, радужных экономических показателях есть обратная тёмная сторона. Прогрессирующая инфляция, проблемы внешней торговли, высокий уровень безработицы, который выливается в рост социальной напряжённости внутри страны.

Большая «ложка дёгтя» для Ирана, и одновременно очень полезные нюансы для того, кто имеет намерения манипулировать Исламской республикой. 

Как можно манипулировать Ираном

1) Война – дело молодых, лекарство против морщин.

Одним из наиболее опасных последствий экономической блокады Ирана, сильно заострившей внутреннюю социально-экономическую ситуацию, стал существенный рост уровня безработицы в стране.

И, хотя иранское руководство пытается максимально решить проблему снижения безработицы, результаты ещё очень далеки от оптимистичных. Уровень безработицы осенью 2012 года составил 11,2 %, и большая часть из них люди в возрасте от 15 до 29 лет.

Безработная молодёжь – крайне взрывоопасный материал. Если не разрешить проблему её трудоустройства, а США приложат максимум усилий, чтобы социальные проекты даже в случае ослабления санкций не смогли стоять у Тегерана на первом месте, то эта смесь может просто взорваться внутри страны.

Безработная молодёжь – это нестабильный, но довольно мощный порох для патронов, которыми могут попытаться зарядить «иранское ружьё».

Не исключено, что в какой-то момент иранское руководство будет вынуждено найти варианты разрядки социальной напряжённости в среде молодёжи вовне республики. А для этого существует единственный путь – война с внешним врагом.

А наиболее вероятный лозунг, под которым Тегеран может направить потенциальные молодёжные протесты наружу Исламской республики, известен...

2) Шииты всех стран, объединяйтесь вокруг Ирана для защиты своих прав и интересов.

Иран снова серьёзно вернулся к теме объединения шиитов соседних стран под знаменами Исламской республики.

Ливан и Йемен достаточно далеки для непосредственного участия Ирана в защите местных шиитов. А вот Афганистан, Ирак, Кувейт, Бахрейн и Саудовская Аравия как близкие соседи Ирана не могут чувствовать себя в полной безопасности.

Шиитский фундаментализм – это безотказный капсюль для патронов, которыми можно зарядить «иранское ружьё».

А теперь перейдём к самым важным моментам потенциального процесса внешней манипуляции Ираном. 

Спусковой крючок и вероятные цели «иранского ружья»

То, чем реально стало многолетнее американское эмбарго Ирана, так это надёжным триггером, вполне способным побудить Тегеран вступить во внешнюю конфронтацию. А США уже давно чутко держат на нём свой палец.

И теперь, после подписания женевского соглашения, которое назвали «дорожной картой всеобъемлющего урегулирования иранской ядерной проблемы», наконец-то стали относительно понятны вероятные цели, обозначенные для «иранского ружья». Это Саудовская Аравия и Россия, экономики и уровень благосостояния которых сильно зависят от цен и объёмов реализации сырой нефти.

Иран не будет стрелять в Россию? Резонно. Но если получится устроить не прямой выстрел, а попасть в Россию «иранской пулей» рикошетом от КСА? Шальная пуля, если она попадает в цель, ничем не милосердней прямой.

«Предупредительный выстрел из иранского ружья» уже громко и отчётливо прозвучал в начале декабря: Иран готов обрушить цены на нефть до $20 за баррель!

Министр нефти Ирана Бижан Зангане 4 декабря в Вене заявил, что страна готова развязать ценовую войну: увеличивать добычу нефти, даже если цены будут падать. «Мы достигнем 4 млн барр в сутки, даже если цены на нефть упадут до $20», – заявил Зангане. Остальным участникам ОПЕК придётся сокращать добычу, чтобы поддержать цены на рынке, когда на него вернётся Иран.

Жёсткие заявления Ирана связаны с тем, что он готовит почву для будущих переговоров с Саудовской Аравией, реальным лидером ОПЕК. Именно Саудовской Аравии придётся серьёзно сокращать добычу, чтобы дать возможность Ирану и Ираку вернуться на рынки.

У Ирана есть ещё один немаловажный козырь: 37 млн барр сырой нефти хранится в иранских танкерах!

Месячная норма нынешнего уровня (среднегодовые 1,1 млн барр в сутки по оценкам МЭА) иранского экспорта нефти извлечена на поверхность, погружена в танкеры, но пока «заморожена» и лишь ждёт часа реализации. И это в стране с растущей инфляцией, нехваткой средств не только на социальные программы, но временами и на импортное продовольствие для населения.

Кто и какими методами будет сдерживать раздражённое многолетними санкциями иранское правительство от попыток выброса запасов нефти на мировой рынок?

Но то, что Тегеран попытается пойти на такой шаг, министр Нефти страны уже прямо озвучил, о чём упомянуто выше.

Тем не менее, чтобы с Ираном не приключилось головокружение от потенциальных успехов и выгод в случае ослабления санкций, Вашингтон 12 декабря жёстко напомнил Тегерану – кто держит палец на «спусковом крючке» эмбарго.

США расширили «чёрный список» компаний, поддерживающих несанкционированные связи с Ираном.

В частности, были заморожены активы и введён запрет на проведение транзакций для лиц, причастных к распространению материалов, используемых для создания оружия массового поражения. По словам замминистра финансов США Дэвида Коэна, санкции были приняты в отношении компаний, подозреваемых в проведении операций от имени Национальной иранской компании танкерных перевозок и компании KASB International.

Как подчеркнули представители госдепа и минфина, данный шаг является доказательством того, что договоренность «шестёрки» с Ираном не влияет на их усилия, направленные «на выявление тех, кто поддерживает иранскую ядерную программу или пытается уклониться от наших санкций, и препятствование им».

Ахмад аш-Шулани

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.