Государство и вера

2 Декабрь 2009
564

Тагаев Ахмад-хаджиСемь десятилетий прошли в нашей стране под лозунгом атеизма и ознаменовались распадом могущественной империи – Советского Союза, базировавшейся на безнравственности, что является ещё одним историческим доказательством того, что общество, которое игнорирует морально-нравственные устои и общечеловеческие ценности религии, обречено. После распада СССР прошло ещё 15 лет так называемого демократического развития, а если точнее, то вседозволенности и власти принципа: кто сильнее, тот и прав.

Слава Аллаху, проходит время смуты, пусть медленно, но растёт самосознание народа, уже видны очертания общества, где гражданин и его интересы стоят на первом месте, где не на словах, а на деле есть возможность отстаивать свои права. Думаю, что не ошибусь, если скажу, что дагестанцы возлагают большие надежды на кардинальные перемены в своей жизни в связи с введением президентского правления, и особенно с деятельностью первого президента, который стоит у истоков перемен и которому труднее всего. Надеюсь, что президентский курс будет верным, получит общенародную поддержку и без проволочек претворится в жизнь. Несомненно, с развитием гражданского общества роль региональных организаций в сохранении стабильности будет возрастать.

Залогом тому служит желание школьников получать религиозные знания. Согласно проведённому социологическому исследованию в ДГУ и ДГПУ, подавляющее большинство молодёжи (82%) считает, что религия помогает в вопросах духовного воспитания подрастающего поколения, и никто не поддержал мнение о том, что надо оградить школу от религиозного влияния. Эти же исследования показали, что 84% студентов обращаются к религии и услугам религиозных деятелей для решения сугубо личных вопросов. "93,7% молодёжи согласились с тем, что земля и окружающий мир созданы Всевышним", – отметил в своем докладе А.Н. Нюдюрмагомедов (ДГУ). Подобных выводов в научных изысканиях множество. В такой ситуации было бы, мягко говоря, неразумно не воспользоваться мощным гуманитарным потенциалом религий. Если мы не признаем эту объективную реальность и не дадим востребованные молодёжью знания, не ознакомим их с общечеловеческими ценностями истинной религии, они всё равно будут их искать. В связи с этим есть большое опасение, что часть молодёжи попадёт в различные деструктивные секты и будет создавать для общества проблемы, которых можно было бы легко избежать, тем более, что 82% студентов ДГУ И ДГПУ утверждают, что религия помогает в вопросах духовного воспитания молодежи. В этой обстановке мусульман да и всех верующих не может не радовать курс президента Республики Дагестан М.Г. Алиева на ускорение создания институтов гражданского общества, среди которых религиозные организации, несомненно, займут лидирующее положение. Особенно приятно то, что уже имеется пример защиты конституционных прав – возможность соблюдать религиозные обряды (студент Института финансов и права, получив отказ на просьбу идти на пятничную молитву, подал в суд на преподавателя и выиграл дело).

26 июля 2006 года под председательством судьи Кировского районного суда Г.Р. Гаджимагомедова состоялось судебное заседание, которое вынесло решение о признании действия старшего преподавателя Б.Г. Валимирзаева, нарушавшим конституционные права и свободы Р.Б. Алиева и обязавшего Б.Г. Валимирзаева освободить Р.Б. Алиева от занятий на 45 минут для выполнения религиозных обязанностей – совершения пятничной молитвы. Данное решение суда не было обжаловано в Верховном суде РД в установленный законом срок – 10 дней, и вошло в законную силу. Данный факт говорит о свободе судей в принятии решения и об отсутствии давления сверху.

Конечно же, без наличия свободной от давления судебной системы нельзя говорить и о создании гражданского общества.

Ещё одним фактом стало недавнее выступление президента РД М.Г. Алиева, который в интервью сказал, что окажет материальную помощь из средств Президентского резервного фонда в строительстве церкви в селе Таловка Кизлярского района. Это говорит о правильном толковании президентом принципа отделения религии от государства, что играет немаловажную роль в консолидации не только дагестанского, но и российского общества в целом. Ведь отделение религии от государства вовсе не означает отчуждённость религии и недопустимость оказания помощи религиозным организациям со стороны государства. Не может быть, чтобы верующие платили налоги государству, и не имели права на получение помощи из казны. Если обратимся к мировому опыту государственно-религиозных отношений в развитых демократических странах, то увидим, что в 48 штатах США в школах ведётся преподавание основ Ислама, сверх того в школах созданы условия для отправления религиозных обрядов, где ученики могут молиться как коллективно, так и индивидуально. Даже в Конгрессе США исполняется пятничная молитва. Согласно статье №7 Конституции ФРГ уроки по основам религии входят в обязательную программу. Таких примеров множество, но от этого данные государства не стали менее демократичными и не распались. Нет сомнения, что религиозное просвещение, т.е. ознакомление учащихся с основами мировых религий во всех учебных заведениях позволит успешно бороться со всякого рода проявлениями экстремизма, в частности под религиозными лозунгами, и послужит развитию толерантности у подрастающего поколения дагестанцев и россиян.

Завершая, хочу пожелать нашему руководству во главе с президентом М.Г. Алиевым больших успехов в создании общества, фундаментом которого является не только материальное благополучие, но и духовное, без которого невозможно создать и сохранить стабильность.

Да направит Аллах всех нас по пути истины, являющейся гарантом благополучия в обоих мирах! Амин.

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.