Соблазн отделить религию от государства существует!

23 Декабрь 2009
785

Соблазн отделить религию от государства существует!Чиновник обязан знать правила, которые необходимо соблюдать, оказавшись в непосредственном общении с верующими.

Петербург. В головном вузе Северо-Западной академии государственной службы при Президенте Российской Федерации принято решение о создании Центра государственно-конфессиональных отношений. Руководителем этого Центра приказом ректора СЗАГС назначен Владимир Иванович Данилов.

Владимир Иванович Данилов – советник ректора Северо-Западной академии государственной службы, Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, кандидат философских наук, профессор.

Как видится организация работы этого Центра? Какие задачи он будет решать? Через какие формы и методы возможно расширение взаимодействия структур власти и конфессий? Об этом – интервью с гостем из Петербурга.

– Владимир Иванович, широкому кругу людей, в том числе занимающим должности в органах власти, хорошо известна формула: «религия отделена от государства». Верно, Российская Федерация является светским государством. Но в ней живут граждане, исповедующие большинство существующих в мире религий монотеизма и политеизма. Например, в небольшой по площади и населению Республике Карелия зарегистрировано 17 конфессий, число религиозных общин стабильно растёт…

– Понятие «отделение религии, церкви от государства» никогда не означало, что между религиозными организациями и государством, органами власти нет и не может быть отношений, взаимодействия, – считает профессор Данилов. – Вся история нашей страны свидетельствует о значимости религии, праве людей на свободу совести и вероисповедания.

Надо признать, соблазн трактовать формулу о разделении религии и государства в смысле полной взаимной автономии и сегодня существует. Но всё для меньшего круга людей. Всё понятней, что государство в лице своих органов должно уметь строить политику в этой сфере, взаимодействовать с религиозными организациями в решении, например, вопросов воспитания и образования, в социальной сфере и других значимых областях жизни.

– Решение о создании Центра государственно-конфессиональных отношений в СЗАГС принято на фоне активной общественной дискуссии о необходимости просвещения российских школьников в истории и сути религиозных учений. В вузовских программах подобные факультативные курсы уже практикуются. Например, в Карельском филиале СЗАГС в прошлом учебном году был предложен студентам факультативный курс об истории религиозных учений. Но думается, будущие государственные и муниципальные служащие должны знать и такие темы, как основы законодательства в сфере государственно-конфессиональных отношений, международные и российские нормы, гарантирующие свободу совести. Не маловато ли факультативного курса для изучения таких тем?

– Исторически мы недалеко ушли от периода воинствующего атеизма. Столь воинствующего, что сегодня приходится говорить, разъяснять, учить, казалось бы, очевидным вещам.

Как, в каком соотношении с другими предметами и курсами строить просвещение в вопросах государственно-конфессиональных отношений? – это одна из проблем, которую, надеюсь, мы будем активно обсуждать на встречах с широким кругом специалистов, священнослужителей, руководителей органов власти в нашем Центре.

В настоящее время веду консультации с представителями многих организаций об их возможном участии в нашей работе. Заинтересованность выразили учёные Санкт-Петербургского государственного университета, РАН, Санкт-Петербургской духовной академии и семинарии, руководители религиозных конфессий, другие серьёзные научные и учебные центры.

Сегодня понятна необходимость консолидации усилий государства, религиозных и общественных объединений в решении значительного числа проблем общества. В том числе – в социальной сфере, в определении и укреплении моральных ценностей и норм поведения. Решение о создании в Академии госслужбы Центра возникло, в том числе, с учётом опыта нашего участия в межвузовской ассоциации духовно-нравственного просвещения «Покров», объединяющей более 40 высших учебных заведений страны.

Для меня очевидно, насколько остра потребность в подготовке студентов, и не только тех, которые выбрали для себя специальность «государственное и муниципальное управление». Чиновник обязан знать и конституционные нормы, гарантирующие свободу совести и вероисповедания, и этические правила, которые необходимо соблюдать, оказавшись в непосредственном общении с верующими.

– Азы этики, изложение того, что можно, что нежелательно и что запретно – фундамент любой религии. Рассказ об основах основ – тоже вполне разумный старт просвещения вузовской молодёжи.

– Мне доводится общаться с лицами разных чинов и рангов. Интересно и показательно следующее: все, и светские люди, и верующие, хорошо знают, как следует себя вести в светских учреждениях, как следует здороваться, задавать вопросы, высказывать мысли и так далее. Но как себя вести в христианском храме, в синагоге, в мечети, в буддистском дацане? Это не экзотические вопросы. Реально чиновник может оказаться среди граждан любого вероисповедания.

– Есть практика специальных курсов для священнослужителей различных конфессий, на которых читаются лекции о законодательстве РФ, обобщается опыт других стран в сфере государственно-конфессиональных отношений. Я имею в виду Российскую академию государственной службы (РАГС) в Москве. В этом вузе есть и специальная кафедра государственно-конфессиональных отношений. Видите ли Вы в перспективе сотрудничество с этим научно-образовательным центром, какого уровня?

– Переговоры с представителями РАГС начаты. Опыт, действительно, у коллег есть, он достоин внимания, изучения. В РАГСе с интересом отнеслись к информации об организации Центра государственно-конфессиональных отношений в СЗАГС. Полагаю, мы проведём несколько встреч, круглых столов, чтоб услышать и обсудить разные варианты сотрудничества.

– Позвольте задать два вопроса личного характера. Владимир Иванович, как складывались лично Ваши взгляды, убеждения в области религиозной? Можете о себе сказать, что Вы – верующий человек?

– Сегодня могу сказать, что я действительно верующий человек. Дорога к храму у каждого своя. У меня не было внезапного озарения, как это случается с некоторыми людьми. Мой путь – это путь длиною в мою жизнь. На этом пути встретились глубоко верующие, талантливые люди, оставившие теплоту своей души, своего отношения к Богу и людям не только во мне, но оказавшие влияние на многие процессы в обществе.

Ваш вопрос – это тема всего моего пути, всей жизни, тема отдельного разговора.

– Спасибо за полноту ответов. Хочется надеяться, что в дискуссиях, специальных просветительских курсах для студентов, в ходе встреч за круглыми столами постоянным будет именно этот настрой – зрелость личности начинается с приобретения собственного духовного опыта, в том числе – через проникновение в духовные ценности, сохраненные религиями.

Людмила Мишина

Петрозаводск

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.