Общественное развитие невозможно без развития духовного. Модернизация арабских стран может происходить только в соответствии с исламом. И многие важные вопросы еще ждут ответа духовных и светских лидеров.
Аргументом для скептиков станет подготовленный по поручению ООН доклад об общественном развитии арабских стран (Arab Human Development Report). Исследование подтвердило, что арабские государства ощутимо отстают от других стран. В арабских странах издается слишком мало нерелигиозной литературы, здесь не так много выдающихся ученых, редко регистрируются новые патенты. Модернизация ограничивается интернетом, мобильными телефонами и абсурдными строительными проектами в дубайском стиле. Недостает углубленного развития. Модернизация, ограничивающаяся коммерцией, мешает интеллектуальному развитию.
Но может ли считаться ислам, являющийся основой культуры для миллиарда двухсот миллионов мусульман помехой в развитии? Ответ гласит: даже, если это и так, дело не в этом. Невозможно игнорировать религию, возраст которой превышает тысячу четыреста лет и культурные традиции ее приверженцев. Все попытки отодвинуть ислам на задний план терпели провал. Персидский шах потерял свой "павлиний трон", когда в модернизационном порыве пренебрег интересами исламского духовенства. Ататюрк запретил турчанкам носить головные платки в школах и университетах. Основатель современного турецкого государства даже заменил арабский алфавит (шрифт священной книги - Корана) на латиницу. А через девяносто лет у власти в Турции оказались политики исламского толка. Это дает повод усомниться в оправданности насильственного разделения религии и государства.
Подлинная модернизация мусульманской части человечества может быть осуществлена лишь в согласии с исламом, а не европейскими представлениями. Пример тому – Саудовская Аравия. После того, как тамошние властители на протяжении десятилетий поддерживали фундаменталистов, король Абдулла жмет на стоп-кран: умеренный ислам призван стать идеологией, противопоставленной джихадизма, который угрожает стране. "Подлинный ислам" должен развивать Саудовскую Аравию и лишить почвы воинствующих фундаменталистов. Так, король ищет религиозное оправдание для проекта, в конечном счете, неблагочестивого – постепенной эмансипации исламского мира. С богословской точки зрения торопиться, может быть, и не пристало, но проект может затянуться на десятки лет. И когда-нибудь придется решать принципиальные вопросы, касающиеся роли женщины в обществе, светского права, демократического участия народа в решении важных вопросов.
Виктор Кирхмайер. Редактор: Евгений Жуков