Кто твой наставник?!

5 Февраль 2010
5505

Счастье и отдохновение в глазах людей,

Удостоившихся взгляда на тебя.

Также счастливы и те, чьи глаза

Видели лицезревших тебя.

Тарикат - это путь к Богу, особый метод, направленный на развитие в человеке внимания к внутренней духовной стороне богослужения, чтобы за внешней обрядовостью мюрид, стремящийся к Аллаху, не забывал об истинной цели своих духовных усилий, ведь усердие в религии может зародить в сердце верующего самодовольство, гордыню, зависть, тщеславие, что в духовном смысле не менее губительно, чем совершение явных грехов, человеку трудно самостоятельно не то, чтобы излечиться, но даже распознать в себе эти грехи, и здесь нужен духовный наставник, достигший совершенства на этом пути и получивший право на наставничество. Устаз помогает понять своим ученикам саму суть Ислама, чтоб они не ограничивались лишь формальным выполнением его предписаний. 

Высказывания великих ученых о необходимости приобретения духовного наставника.

Имам Аль-Газали (да будет доволен им Аллах) в книге «Икд аль-явакит» говорит: «Мюрид нуждается в шейхе или учителе, наставнике (устазе),  за которым он будет следовать. Человека, у которого нет шейха, ведущего его по правильному пути, шайтан ведет по своему губительному пути».

Имам ибн Хаджар аль-Хайтами (да будет доволен им Аллах) объясняет, что такое ихсан, таким образом: «Ихсан - это поклонение Аллаху в совершенном, предписанном Им виде, соблюдая при этом все обязанности перед Ним, чувствуя Его постоянный взор, зная Его величие и могущество, от начала и до конца». Он также разъясняет, что наука ихсан - это наука тасаввуфа.

Имам аш-Шарани (да будет доволен им Аллах) привел слова великих ученых в книге «Икд аль-йавакит»: «Кому не помогло видение своего шейха, тому не принесет пользу и сподвижничество». Шейх аш-Шарани (да будет доволен им Аллах) после этих слов говорит: «Когда ты поймешь вышеприведенное высказывание, то тебе станет ясно и очевидно, что, как говорили великие суфии, искренний мюрид достигнет познания Бога только благодаря помощи совершенного наставника».

Великие ученые считают вступление в тарикат обязательным.

Основой накшбандийского тариката, его содержанием и аргументами являются убеждения суннитов (ахлю-ссунна валь-джамаа). Имам Раббани (да будет доволен им Аллах) сказал: «Тарикат нужен для доведения Шариата до совершенства». Абу Али Дакак (да будет доволен им Аллах) тоже говорит:  «Дерево, выросшее само по себе, без посадки, плодов не дает, если и вырастут плоды на нем, то они  будут невкусными».

Подобно тому, как родители служат причиной появления потомства, Аллах всякую вещь связал с какой-либо причиной. Духовное наследие не может существовать без наставников, как не может существовать следующее поколение без родителей. В книге «Ар-Рисала аль-Маккия» говорится, что у человека, не имеющего наставника, наставником (шейхом) является шайтан. Это не означает, что нельзя заниматься поклонением без наставника. Можно, но от этого будет мало пользы, потому что шайтан ходит по нашему телу как кровь по кровеносным сосудам. Сам того не замечая, человек приходит к высокому мнению о себе (ужбу), совершает дела напоказ (рия), становится тщеславным (кибру), и это портит его поклонение. Средством защиты от всего этого является вступление в тарикат, под опеку шейха. В книге «Аль-Хадикату аннадийят» говорится, что изучение сокровенных наук (ильмуль-батын) является обязанностью каждого человека (фарзуль-айн), кроме тех, кому Аллах даровал чистое сердце и чистую душу.

Если же спросят о сокровенной науке, то это наука, предостерегающая человека от ошибок, наука о том, какими средствами нужно уберечься от них, и о пути тех, кто бережет себя от этих ошибок. Все великие ученые считают изучение сокровенных наук (то есть изучение методов борьбы со своими страстями и пороками) обязанностью каждого человека. Что касается тех, кому Аллах дал чистое сердце и кого наставил, они являются очень большой редкостью. Таким человеком, к примеру, был Кунта-хаджи.

Мнение ученых

Знания явных наук недостаточно для освоения сокровенной науки. Об этом говорят ученые всех мазхабов:

Ибну-Хаммам, Шабали, Шарнабали, Хайруддин Рамали Хашими (да будет доволен ими Аллах) – ученые ханафитского мазхаба.

Иззуддин ибн Абдуссалам, прозванный царем алимов, имам аль-Газали, Тажуддин ас-Субуки, ас-Суюти, шейхуль-Ислам Закария аль-Ансари, Ибн-Хаджар аль-Хайтами аль-Маккий (да будет доволен ими Аллах)  – ученые шафиитского мазхаба;

Абуль-Хасан аш-Шазали, Абуль-Аббас аль-Мурси, Ибн-Атаиллах аль-Искандерий, Ибн-Аби-Хамзат, Насируддин Ахмад Заррук (да будет доволен ими Аллах) – ученые маликитского мазхаба;

Абдул Кадыр Гейлани, шейхуль-Ислам Абдулла аль-Ансари, Ибн-Маджар аль-Футухи (да будет доволен ими Аллах) – ученые ханбалитского мазхаба, и многие другие.

Все они говорят о недостаточности знаний только явных шариатских наук и подчеркивают необходимость изучения сокровенных наук. Великие ученые, последовавшие за имамами четырех мазхабов, такие как Абуль-Хасан аш-Шазали, имам ар-Раббани, Абдуль-Кадыр аль-Гейлани (да будет доволен ими Аллах)  и другие, после достижения совершенства в шариатских науках, не удовлетворившись этим, занялись тарикатом. Они также утверждают, что недостаточно знать только явные науки.

По свидетельству имама аш-Шарани (да будет доволен им Аллах)  все ученые, познавшие Аллаха, едины в мнении о том, что для человека является обязательным вступление под духовную опеку шейха, который помогает избавиться от качеств, препятствующих приближению к Аллаху, т.е. к Его познанию. Если спросят, почему это обязательно, то ответ таков: средство, без которого неосуществимо обязательное, тоже является обязательным. Например, если перед вступлением в намаз мы заметим нечисть, будь это на теле или одежде и так далее. Для нас становится обязательным очиститься от нее, чтоб намаз считался действительным,  точно так же является обязательным очищаться от душевных пороков, которые в свою очередь являются немалыми грехами, чтобы наши деяния принял Всевышний. Без тариката невозможно достичь совершенства в Шариате, именно поэтому говорят, что необходимо иметь шейха. Тарикатом занимаются для того, чтобы усовершенствовать Шариат, полноценно исполнять его предписания, это и есть цель тариката.

Имам аш-Шарани (да будет доволен им Аллах) говорит: «О брат мой по вере, вступай под духовную опеку шейха, который поведет тебя к очищению от порочных качеств, и прими мои наставления. Также берегись утверждающих, что, мол, Аллах в Коране и Пророк (мир ему и благословение Аллаха) в хадисах не упоминают о тарикате, не говорят о нем и, мол, тарикат не исходит от них, ибо такие утверждения являются неверием (куфр).

В чем же разница между нами?

Правитель Александрии рассказывает случай, произошедший с ним:

«Моя душа вдруг преисполнилась чувством беспокойства. Ни в чем я не мог найти ни успокоения, ни опоры. Я не мог погасить пламя беспокойства,  разгоревшееся в моей душе. В священный для мусульман день недели, пятницу, я отправился на молитву в центральную мечеть. Имам в проповеди напомнил нам о следующих словах ученых «Если у человека не будет духовного наставника, то его наставником станет шайтан». Я несколько дней подряд размышлял об этих словах, наполненных глубоким смыслом. В конце концов, поклялся во что бы то ни было отыскать наставника. Я приказал явиться двум визирям, считавшимися моими помощниками, и велел им: «Идите и приведите ко мне ученого, самого уважаемого в народе и являющегося его духовным наставником. Если кто-нибудь найдет,  то пусть останется  рядом с ним на несколько месяцев, и станет его учеником. Когда вы удостоверитесь, что он истинный духовный наставник, то без промедления оповестите меня о своей находке». Прошло шесть-семь месяцев. Все это время я не знал, куда себя деть. Ни молитва, ни чтение в утренние часы Корана - ничто не могло успокоить тревогу моего сердца.

Наконец, в один из дней визири, отправившиеся на поиски духовного наставника, возвратились. Их лица светились какой-то необъяснимой по-детски искренней радостью. Для меня этого было подобно молодому месяцу, родившемуся среди ясного дня. Они, перебивая друг друга, поведали следующее:

«Владыка и повелитель! Мы искали долгое время и, наконец, нашли вам учителя и наставника. В нескольких верстах от ваших владений в маленькой деревушке мы несколько месяцев подряд наблюдали, по твоему велению, за учителем Абдулхамидом, проживающем в небольшом и простом доме, прославившемся  в народе как духовный учитель. В нашей душе нет ни капли сомнения, что он является истинным наставником!». Нет смысла в долгих рассказах. После слов, сказанных визирями, я почувствовал себя так, как будто бы вкусил ложку душистого меда. Не теряя времени, облачившись в самое роскошное свое одеяние, надев на голову корону, я с частью слуг и телохранителей направился к деревушке, в которой жил Абдалхамид. Дойдя до дома учителя, я, несмотря на то, что был правителем, попросил разрешения войти в дом. Как только я переступил порог, взор мой сразу же упал на учителя Абдулхамида, сидящего в кругу учеников, похожих на яркие звезды. Он читал проповедь. Как будто зная, зачем я пришел, он закончил проповедь аятом:

أَلاَ بِذِكْرِ الله تَطْمَئِنُّ القلوب

(Смысл) «Поминанием Аллаха утешаются сердца» (сура «Рад», аят 28).

Светлоликие ученики учителя, спросив его разрешения, покинули его дом. Я обратился к учителю со следующим предложением:

«Достопочтенный Абдулхамид, я отправлял на поиски духовного наставника моих помощников. Если согласитесь, то я приглашаю вас жить в мои владения». Я был уверен, что он ответит мне так: «Благодарю, но мне не пристало жить в роскошных палатах». Но к моему удивлению учитель ответил иначе: «Хорошо, мой владыка, давно уже я желал жить в роскошных палатах дворца правителя, возлежать на пуховых подушках и перине, вкушая различные яства. Я с огромным удовольствием принимаю ваше предложение. Но у меня есть одна просьба. Когда меня будут отвозить в твои владения, пришли за мной огромную роскошную повозку. Также мне понадобится двое слуг».

Услышав эти слова, я растерялся. Казалось, будто он всю жизнь ждал этого предложения. Моя душа погрузилась в сомнения, и у меня пропало желание забрать его во дворец. Но дабы он не подумал, что правитель говорит одно, а поступает по-другому, я не стал вслух выражать удивление и успокоил себя мыслью: «Хорошо, пусть несколько месяцев погостит, а потом отвезу его обратно». Так Абдулхамида доставили во дворец. Несколько месяцев учитель провел в роскошных дворцовых палатах, спал на мягкой перине, вкушал яства, ему прислуживали двое слуг. В душе моей возник вопрос: «В чем же разница между мной и этим наставником?». Однажды утром я пришел к нему и попросил не гневаться и ответить на мой вопрос. Он, загадочно улыбнувшись, произнес, что этот вопрос, видимо, уже давно терзает меня. То, что учитель догадывается о моих душевных терзаниях, удивило меня, но, тем не менее, отступать было поздно и я задал ему мучивший меня вопрос: «Учитель вы так же, как и я, живете в дорогих палатах, спите на пуховой перине, вкушаете царские яства, пользуетесь слугами. Но вы в отличие от меня живете более беспечно и беззаботно, потому что не должны править огромным царством. В чем же разница между нами?» «Я отвечу не сейчас и не здесь», - ответил учитель.

Мы вышли из дворца, пройдя довольно большое расстояние, я остановил его: «Ответьте же на мой вопрос, учитель!». «Еще не время и не место!», - ответил учитель.

Мы дошли до границы, где заканчивалось мое царство. Я снова остановил его и обратился со словами: «Учитель, здесь заканчиваются мои владения, я не могу более следовать за Вами. Прошу, ответьте на мой вопрос, а нет, так разойдемся, кто куда».

Учитель остановился. Слез с лошади, подаренной мной, сбросил с себя дорогое и роскошное одеяние. Надел заштопанную одежду из мешка, который прихватил с собой и сказал следующее: «О владыка, слезь со своего скакуна, сними роскошные  одеяния, брось на землю. У меня в мешочке есть еще одна заштопанная одежда, облачись в нее. Оставь все, и пойдем со мной, вступим на путь служения Аллаху, станем дервишами».

«Но я никак не могу следовать за тобой, о учитель. У меня есть семья, дети, богатство, слуги, царство. Как же я, бросив их, могу пойти за Вами, учитель? Я не могу представить своей жизни без всего этого!». Учитель улыбнулся и ответил: «Теперь понял, чем мы отличаемся? Ты крепко накрепко привязал свое сердце к жене, детям, семье, накопленному богатству, царству, одеянию, которое носишь, лошади, на которой восседаешь. Если лишить тебя хотя бы чего-то одного из этого, ты подобно малому ребенку, у которого отобрали игрушку, начнешь рыдать от скорби и печали. Но для истинно набожного раба Всевышнего Создателя равноценны богатство и бедность. Если в его руках и будут несметные сокровища, то он ни в коем случае не впустит их в свое сердце. Если же лишить его того, что он имеет, он не станет тревожиться и сетовать на свою жизнь».

Услышав это, я почувствовал себя так, будто меня поразили ножом прямо в сердце. Я осознал причину моей беспокойной жизни. Взяв в руки заштопанную чалму учителя, я стал просить его: «Вы сделали это для того, чтоб преподать мне урок и снять пудовые оковы с моей души. Лишь сейчас я осознал это, учитель. Умоляю Вас, вернитесь со мной во дворец, будьте моим духовным наставником!».

«Чтобы стать твоим учителем, мне необязательно жить в роскошном дворце. Ты прекрасно знаешь, где можешь меня найти. Для всех, в чьем сердце есть хотя бы частичка любви к Всевышнему, двери моего дома открыты, равно как и двери моего сердца».

В одиночку можно и потеряться

Дорогие мусульмане, у каждого истинного мусульманина, не желающего быть другом шайтана, впасть в заблуждение и сойти с истинного пути, должен быть духовный наставник, иначе говоря, проводник в служении Единому Господу и стремлении приблизиться к нему. Как невозможно самому научиться читать простой букварь, так и невозможно, даже при самостоятельном изучении основ религии, постичь и познать всю полноту Ислама без духовного наставника. Как человек неспособен сделать самому себе хирургическую операцию на глаза без помощи врача, так и душу невозможно очистить и освободить от недостатков и греховной скверны без духовного целителя. Люди, отвергающие необходимость духовного наставничества и утверждающие, что в Исламе необязателен институт религиозной преемственности, раскрывают всю глубину своей невежественности. Они явно незнакомы с историей развития Единобожия и не способны постичь Коран и Сунну, даже если и выучили их наизусть. Они заучивают информацию, но не стремятся познать ее подлинный смысл. Идя на поводу у невежественности, они называют  людей, понимающих необходимость духовного наставника, «мушриками» (предающих Аллаху сотоварищей). Они прилагают огромные силы, физические и финансовые, в распространении ложных убеждений и увеличении числа своих последователей. Они вводят других мусульман в заблуждение, утверждая, что следуют по пути Корана и Сунны.

Всевышний в Коране предостерег:

مَن يَهْدِ الله فَهُوَ المهتد وَمَن يُضْلِلْ فَلَن تَجِدَ لَهُ وَلِيّاً مُّرْشِدًا

(Смысл) «Тот, кого Аллах ведет прямым путем, следует прямым путем. Тому же, кого Он вводит в заблуждение, ты не найдешь покровителя наставляющего» (сура «Каф», аят 17).

Да наставит Аллах нас на путь прямой!

Приобретайте духовного наставника, может быть, на это уйдет не семь месяцев, а семь лет. Но если намерение будет искренним, несомненно, ты обретешь то, что ищешь. А если найдешь, узришь своего наставника, схватись обеими руками за него. Задай себе вопрос, кто твой наставник? Пусть Аллах даст возможность видеть истину истинной и следовать ей! Амин.

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.