Новогодние мечты Ближнего Востока

28 Январь 2017
1002

Так уж сложилось, что для представителей нашей планеты каждый наступивший год сопряжен с новыми надеждами, с верой в светлое будущее, которое обязательно должно заявить о себе в приходящем году. И так каждый год. Порой новому году придают сакральное значение, словно это мессия угнетенного и несчастного человечества.

Мусульманин в этом плане должен держаться середины, не жить пустыми фантазиями, но и не быть безнадежным пессимистом. Мусульманин – оптимист, который здраво оценивает сложившуюся ситуацию. Но иногда на место оптимизма приходит жестокий реализм, который заставляет смотреть на мир прагматичными глазами, как на примере ближневосточных народов, уже не одно поколение которых становится свидетелями того, как одна война сменяется другой, когда за окном собственного дома видишь слезы матерей, горем убитых отцов, разруху и развалины. Сложно найти во всем этом позитивные моменты.

Мы не будем прогнозировать события, которые произойдут на Ближнем Востоке в 2017 году, хотя бы потому, что мы о них не знаем, да и неблагодарное это дело. Но мы подведём итоги прошедшего 2016 года, чем он запомнился для горячих точек Ближнего Востока.

Хрупкий мир в Сирии

Несмотря на то, что сирийский конфликт прочно занимает центральную ось мировой политики и является объектом национальных интересов ряда государств, при активной деятельности России, Турции и Ирана удалось заключить хрупкий мир и частично вернуть сирийской народ к жизни. Наравне с освобождением экономической столицы Сирии Алеппо это событие по праву входит в число самых значимых в ушедшем 2016 году.

Надо отдать должное нашим дипломатам и военным, которые делают все возможное и даже невозможное, чтобы установить мир на сирийской земле. Наша страна понимает, что война по природе своей разрушительна и ущербна и что прибегать к ней нужно лишь в крайних случаях. И даже военно-воздушная операция ВКС России не подбрасывала дровишек в это пламя затянувшейся войны, а преследовала цель установить мир, попутно уничтожая античеловеческие объединения, которые без преувеличения являются врагами Ислама и поборниками дьявола.

Можно с уверенностью констатировать, что под чутким покровительством России Сирия избежала повторения ливийского сценария, но это вовсе не означает, что Сирия сохранит свою территориальную целостность и не будет расколота на зоны влияния. Конфликт настолько серьезен, что одной волшебной палочкой его не разрешить. Следует помнить, что самопровозглашённая столица ИГИЛ (запрещенная в России организация) Ракка располагается на территории Сирии, и она по-прежнему не освобождена. А это значит, что главная битва за Сирию еще впереди.

Ностальгия по Саддаму

Не меньше обеспокоенности вызывает ситуация в соседнем Ираке. Уже экс-президент США Барак Обама признавал, что вторжение в Ирак стало спусковым крючком к появлению пресловутого ИГИЛ (запрещенная в России организация), а в целом это торпедировало и так неспокойную обстановку в регионе. И, как следствие, Ирак после свержения Саддама Хусейна стал осиным гнездом, эпицентром и инкубатором терроризма на Ближнем Востоке.

На сегодняшний день правительственные войска Ирака не в состоянии очистить свою страну от террористических элементов. И даже подоспевшие ей на помощь коалиционные силы, возглавляемые Вашингтоном, ничего не могут с этим поделать, изменить баланс сил в свою пользу. По-прежнему крупнейший и густонаселённый иракский Мосул находится под контролем террористов, без его взятия Ирак еще долго может оставаться экспортёром терроризма в соседние страны, а иракцам не остаётся ничего другого, кроме как ностальгировать по былым саддамовским временам.

Ханаан в огне

В гуще трагических событий, происходящих в зоне Персидского залива, мировая общественность упускает из виду палестино-израильский конфликт, который уже давно перешел в фазу хронических и неразрешимых проблем. Арабо-израильскому конфликту столько же лет, сколько самому Израилю, который путем оккупации образовался в сердце арабского мира. С тех пор конфликты то вспыхивают, то утихают, но окончательно потушить эта пламя противоречий не представляется возможным даже теоретически.

Хотя мировое сообщество и призывает Израиль вернуться к границам 1967 года (когда в ходе шестидневной войны были аннексированы Западный берег реки Иордан, Восточный Иерусалим, сектор Газа, Синайский полуостров и Голанские высоты), Израиль остается глух к этим призывам и даже считает их политически неграмотными и «нарушающими мирное урегулирование в регионе». С другой стороны, наивно полагать, что Израиль спустя 50 лет пересмотрит свои политические взгляды и откажется от территорий, которые с прошлого столетия считает исконно своими.

Перевернутая трагедия

Яркое место в ряду так называемых «вчерашних новостей» занимают события в Йемене и Ливии, которые также являются детищем «арабской весны». Но, в отличие от той же Сирии, нынешняя ситуация в этих странах упорно замалчивается международными СМИ, словно в них своим чередом протекает мирная жизнь. А на деле очередная авантюра Запада со свойственной ему цинизмом и «плясками на костях».

После свержения Муаммара Каддафи Ливия, мягко говоря, переживает не лучшие времена. Демонтаж центральной власти породил в обществе политический раскол, который вывел на поверхность все проблемы ливийского общества. То, что годами удавалось сдерживать администрации Каддафи, не удается нынешним ливийским властям. Военная интервенция Запада, уже признанная Обамой главной внешнеполитической ошибкой его президентства, открыла ливийский «ящик Пандоры», который в буквальном смысле этого слова взорвал эту североафриканскую страну, эхо которой доносится до каждого ливийца.

В Йемене ситуация обстоит не лучшим образом. Арабская коалиция, возглавляемая Саудовской Аравией, по-прежнему наносит авиаудары по позициям хуситов. Некоторые политологи придают этому конфликту религиозный окрас, представляют его как борьбу между суннитами и шиитами. Но важно не попадаться на эти уловки, не идти на поводу у тех, кто скрывается за подобными лозунгами. Для таких людей религия – всего лишь средство, а политика – смысл всей жизни, и они готовы пойти на все, чтобы локальный конфликт превратить в глобальный. Возвращаясь к йеменской трагедии, приходится констатировать, что менее чем за два года погибло более семи тысяч человек.

Сложно разбираться, кто прав, а кто виноват, когда погибают люди, особенно когда речь идет о мирных жителях, которых бесцеремонно причисляют ко «вчерашним новостям».

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.