История Адама (мир ему) как проявление человеколюбия Ислама

18 Февраль 2017
4359

Одним из проявлений величия Ислама как монотеистической мировой религии является диалектический принцип преемственности. Это означает, что религия Аллаха не отрицает предыдущие вероучения, основанные на единобожии.

Ислам, согласно канонам, считается сотнями миллионов мусульманами в мире последней религией. Такая точка зрения вполне обоснованна, так как мусульманство воплощает самые конструктивно-прогрессивные компоненты иудаизма и христианства. Нет сомнений в том, что многие черты этих верований мусульмане отрицают, так как они выражают языческие пережитки. Например, Ислам не признает прошедший новогодний праздник, во время которого «производительность» моргов повысилась в десятки раз из-за смерти от алкоголя.

Процесс преемственности и одновременного отрицания некоторых аспектов предыдущих религий Исламом полностью умещается в божественные законы диалектики. В предыдущих работах мы неоднократно подчеркивали, что основой жизненной силы и способности мусульман решать самые трудные социокультурные задачи выступают Коран и Сунна Пророка Мухаммада , формирующие именно диалектическую природу веры мусульман.

Одной из тем в Исламе, которая была заложена в предыдущих божественных Книгах, является история «грехопадения» Адама. Согласно Ветхому завету, все люди на Земле рождаются изначально греховными из-за грехопадения первых людей. В Книге Бытия Ветхого завета последствия ослушания Бога первыми людьми излагаются следующим образом:

Всевышний «Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рожать детей; Адаму же сказал: за то, что послушал голоса жены твоей и ел от дерева, …, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей;…».

В течение двух тысячелетий священники объясняют своим прихожанам одну и ту же «истину». Согласно ей, все люди греховны, потому как Ева «вкусила запретный плод», поддавшись уговорам Сатаны в виде змеи, и только постоянное ощущение греховности своей души и щедрые пожертвования в пользу церкви могут спасти католиков от вечных адских мучений. Таким образом, человек в христианстве – это ничтожное, изначально греховное существо, не способное самостоятельно избавиться от своего греховного наследия.

Такая теория есть «творчество» «отцов церкви» с целью обеспечить вечную зависимость миллионов христиан от их воли. Именно уплата «десятины» и пожертвования католиков сделали Ватикан одним из богатейших государств в мире. Закономерным является переход католичества из одной крайности в другую: от полного уничижения личности в Средние века до торжества человеческой воли над Богом с эпохи Возрождения.

Однако при этом необходимо иметь в виду, что учение Иисуса (пророка Исы (мир ему)) к этой трагической реальности никакого отношения не имеет. Сущность его проповедей – это формирование высокой нравственности для спасения от животных пережитков своей души (нафса). Основатель христианства призывал свою паству самой исправлять природные инстинкты посредством выполнения божественных заповедей и норм нравственности.

Согласно диалектическому закону отрицания, история грехопадения Адама и Евы в мусульманстве имеет совершенно иную сущность. Как указывает Нугман Али Хан, в Исламе человек не провозглашается изначально греховным и падшим существом. Дело в том, что Адам и Ева в Писаниях мусульман не характеризуются греховными существами.

В суре «Та Ха», аятах 115-122 детально раскрывается библейский процесс, однако он имеет совершенно иной смысл и предназначение:

وَلَقَدْ عَهِدْنَا إِلَىٰ آدَمَ مِنْ قَبْلُ فَنَسِيَ وَلَمْ نَجِدْ لَهُ عَزْمًا

وَإِذْ قُلْنَا لِلْمَلَائِكَةِ اسْجُدُوا لِآدَمَ فَسَجَدُوا إِلَّا إِبْلِيسَ أَبَىٰ

فَقُلْنَا يَا آدَمُ إِنَّ هَٰذَا عَدُوٌّ لَكَ وَلِزَوْجِكَ فَلَا يُخْرِجَنَّكُمَا مِنَ الْجَنَّةِ فَتَشْقَىٰ

إِنَّ لَكَ أَلَّا تَجُوعَ فِيهَا وَلَا تَعْرَىٰ

وَأَنَّكَ لَا تَظْمَأُ فِيهَا وَلَا تَضْحَىٰ

فَوَسْوَسَ إِلَيْهِ الشَّيْطَانُ قَالَ يَا آدَمُ هَلْ أَدُلُّكَ عَلَىٰ شَجَرَةِ الْخُلْدِ وَمُلْكٍ لَا يَبْلَىٰ

فَأَكَلَا مِنْهَا فَبَدَتْ لَهُمَا سَوْآتُهُمَا وَطَفِقَا يَخْصِفَانِ عَلَيْهِمَا مِنْ وَرَقِ الْجَنَّةِ ۚ وَعَصَىٰ آدَمُ رَبَّهُ فَغَوَىٰ

ثُمَّ اجْتَبَاهُ رَبُّهُ فَتَابَ عَلَيْهِ وَهَدَىٰ

(смысл): «115. И уже прежде Мы указали Адаму, чтобы он не съел с указанного дерева, но он забыл Наше предупреждение, и не нашли Мы в нем стойкости, силы и терпения, чтобы устоять перед искушением.

116. И вот, когда сказали Мы [Аллах] ангелам: «Преклонитесь ниц перед Адамом (чтобы проявить этим уважение)», преклонились ниц все ангелы, кроме Иблиса, который отказался выполнить указание своего Господа.

117. И Мы сказали: «О, Адам! Поистине, это [Иблис] – враг твой и твоей жены. Пусть же он не изведет вас из рая, да не окажешься ты несчастным.

118. Ведь тебе, о Адам, дано в Раю все, чтобы не голодать там и не быть нагим,

119. и ты не страдаешь там от жажды и зноя».

120. И нашептал ему [Адаму] шайтан, он сказал: «О, Адам! Не указать ли тебе на дерево вечности и власти непреходящей [такое дерево, что если съешь плод от него, то станешь вечным и никогда не умрешь, и ты станешь обладать тем, что у тебя никогда не кончится].

121. И они оба [Адам и Ева] поели с запретного дерева, и стали видны им обоим их нагота, которая до этого не была видна, и стали они собирать райские листья, чтобы укрыть свою наготу – ослушался Адам Господа своего и сбился с пути.

122. Потом избрал его [Адама] Господь, сделав пророком, принял его покаяние и направил на истинный путь».

Уникальными по сравнению с библейской историей необходимо считать следующие моменты. Во-первых, Аллах заранее знал (ибо Он – Всезнающий), что Адам обладает слабостью, как и все сотворенные Им люди. То есть Всевышний задолго до грехопадения готов был простить первых людей, ибо Он – Милостивый.

Во-вторых, Аллах действительно «принял его покаяние и направил на истинный путь». Это – самое главное не только в этой истории, а во всем Коране и Исламе, потому что Аллах не признал первых людей греховными и падшими людьми, ибо Творец – Любящий, Добрый и Прощающий.

По нашему мнению, именно человеколюбие Аллаха, когда Он простил Адама и Еву, ослушавшихся Его, есть глубинная основа жизнестойкости мусульманства. Оно выражается в законах божественной диалектики. С одной стороны, Аллах – Ар-РахмануАр-РахимуАль-Вадуду и Аль-Латыфу, с другой стороны – Аль-Мунтакъыму. Это прекрасное имя означает «наказывающий нечестивцев, но только после оповещения и предупреждения, если они не опомнились». Однако, в отличие от католичества, гуманистические, добрые качества Аллаха для всего Ислама имеют несомненный приоритет. Данный тезис, основанный на Писании мусульман, стоило бы знать тем «знатокам» религии Аллаха, взахлеб рассуждающих об агрессивности и жестокости вероучения мусульман.

В-третьих, Всевышний, обладающий величайшими нравственными качествами, представляет Адаму и Еве, всем последующим поколениям свободу выбора. Каждый человек может выбрать свою судьбу: вручить себя Аллаху, жить по канонам Ислама; или постоянно слушать «нашептывания» сатаны, следуя за своим нафсом. Истинный мусульманин «не собьется и не будет несчастным!».

Поэтому нет оснований теоретикам радикальных исламистских организаций провозглашать США шайтаном №1, так же, как и все западное атеистическое общество – итогом деятельности сатаны. Люцифер, или шайтан в Исламе – это не существо с рогами, обладающее злобно-агрессивным характером, стремящееся уничтожить всех потомков Адама. Более существенна «скрытая» деятельность дьявола, целью которой является соблазнение человека. Главная опасность шайтана в том, что он, прикрываясь нафсом личности (эго), нашептывает ей харамные дела. Опасность здесь в том, что трудно понять, где граница между наущением сатаны и требованием врожденных инстинктов (нафса) личности, стремящейся к постоянным наслаждениям.

Поэтому мы имеем основания утверждать, что сатана в Исламе не играет какой-либо важной роли. Это всего лишь средство испытания людей посредством восхваления мирских, то есть совершенно иллюзорных радостей. Все мы, потомки Адама и Евы, получили от нашего Всевышнего принципиальные возможности для достижения радостей вечного Рая. Поэтому мы полны оптимизма, любви к Аллаху, представившего нам такие шансы для спасения души.

Земля для Адама и его потомков – не место наказания, скорби, лишений и несчастии. Земная жизнь – всего лишь средство очищения от стремлений нафса, освобождения нашей души от последствий повседневных иллюзий, которые мы считаем реальными. Жизнь нам дана, чтобы провести ее в праведности, согласно канонам Ислама и сторонясь харама. Аллах дает нам великую надежду на райское будущее:

فَأَمَّا مَنْ أُوتِيَ كِتَابَهُ بِيَمِينِهِ فَيَقُولُ هَاؤُمُ اقْرَءُوا كِتَابِيَه إِنِّي ظَنَنْتُ أَنِّي مُلَاقٍ حِسَابِيَه فَهُوَ فِي عِيشَةٍ رَاضِيَةٍ قُطُوفُهَا دَانِيَةٌ

(смысл): «Что касается того, кому будет дана его книга деяний в правую руку, он от радости скажет: "Вот вам, читайте мою книгу! Ведь я был уверен, что встречу свой расчет в День Суда и поэтому готовился к нему, уверовав и совершая благодеяния".

И он окажется в жизни довольной, в высоком райском саду, плоды которого так близки к обитателям Рая, что их легко собирать. (И будет им сказано): "Ешьте и пейте, наслаждаясь благодаря тем благим деяниям, которые вы совершали в дни прошлые [в земной жизни]"». (сура «Аль-Хакка»:19-24)

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.