Понимание традиционности Ислама в Дагестане

25 Октябрь 2010
3571

Распространение истинной религии Аллаха.

Понимание традиционности Ислама в ДагестанеНа сегодняшний день Ислам, который исповедует подавляющая часть населения Дагестана, называют – традиционным. Правомочность такого определения Ислама оспаривается многими.

Одни полагают, что под словами «традиционность и традиция» понимаются обычаи, взгляды, нравы и обряды, возникавшие и формировавшиеся веками в народе. И такое определение для Ислама является недопустимым, так как его законы установлены Всевышним через Своего последнего Посланника – Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), т. е. Кораном и сунной. У этой категории людей нет претензии к самой сути Ислама, исповедуемого в Дагестане, они лишь не приемлют и отвергают само определение – «традиционный Ислам». Есть те, и их сегодня немало, которые прямо обвиняют последователей традиционного Ислама в отходе от следования пути истинного, чистого Ислама, в разделении взглядов и обычаев, пришедших от предков, которые в корне несовместимы с принципами и убеждениями, основанными на Коране и сунне. Следствием такого крайнего взгляда является обвинение последователей традиционного Ислама в заблуждении, в ереси и даже в крайней форме неверия – многобожии, со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Термины.

Чтобы разобраться в этом вопросе и отвергнуть крайние взгляды, нужно сначала уяснить, что термин «традиционный Ислам» изначально не есть его самоназвание.

Это понятие было привнесено российскими востоковедами для того, чтобы обозначить форму исповедания Ислама российских мусульман (в частности, на территории Дагестана), которой они придерживались веками от поколения к поколению. В дальнейшем термин из востоковедческой науки стал достоянием общественного сознания, глубоко укоренившись в нём. Абсолютное большинство учёных-богословов (алимов) Дагестана признают правомочность такого названия, как лексически, так и терминологически, как отвечающий сути Ислама в Дагестане.

Разберём лексическое значение в русском языке слов «традиционный» и «традиция». В Толковом словаре русского языка (С. И. Ожегов и Н. Ю. Шведова 4-е издание 2003 г. Москва) даны следующие определения:

Традиционный. 1. Сохранившийся от старины, основанный на традиции. 2. Бывающий, существующий в силу традиции, установившегося обычая.

Традиция. 1. То, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (например: идеи, взгляды, вкусы, образ действия, обычаи). 2. Обычай, установившийся порядок в поведении, в быту.

Как мы видим, название традиционный Ислам, как нельзя лучше соответствуют действительному положению вещей. Да, мусульмане Дагестана придерживаются Ислама, сохранившегося от старины, передаваемого от одного поколения к другому и унаследованного от предшествующих поколений. То есть придерживаются принципа преемственности передачи исламских знаний и ценностей в таких формах и видах, в каких они были ниспосланы Всевышним Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение) в виде Откровений.

Суть.

Теперь перейдём к сути содержания традиционного Ислама: что это за обычаи, идеи, взгляды, вкусы и образы действий, которых придерживаются традиционные мусульмане?

В течение 23 лет ниспосылался Коран – предвечная Речь Всевышнего, неиссякаемый источник знаний, являющийся назиданием и руководством ко всем мирам и их обитателям. Откровения Корана все эти годы Пророк (мир ему и благословение) получал ситуационно от ангела Джабраила (мир ему), посредника между Аллахом и всеми Его пророками (мир им). Обратите внимание! Не напрямую, хотя он – самый любимый из созданий Аллаха, единственный, удостоившийся чести лицезрения и общения с Ним без преград и посредников!

Аллах установил между Собой и Своими пророками (мир им) в качестве посредника для передачи откровений ангела Джабраила (мир ему), и в этом заключена великая мудрость Господа. Он – Тот, Которому ничего не стоило без всяких посредников вложить все необходимые знания в сердце и разум Своего Любимца (мир ему и благословение) - таким образом показал и установил путь приобретения знаний от учителя к ученику. В течение всего периода пророчества, ангел Джабраил (мир ему) был учителем Мухаммада (мир ему и благословение), объяснявший ему сокровенные смыслы откровений Корана. В свою очередь, Пророк (мир ему и благословение) стал учителем и наставником для сподвижников, толкуя и передавая им мудрости священной книги Аллаха, воспитывая их на её высоких моральных принципах. После переселения Пророка (мир ему и благословение) в мир вечный, его сподвижники стали учителями и воспитателями следующего поколения (табиинов), а те в свою очередь - следующего после них поколения (табиу табиинов). И таким образом был установлен путь, традиция передачи и сохранения религии из поколения в поколение.

Лучшие люди.

Указанные три поколения (сподвижников, табиинов и табиу табиинов) – три лучшие поколения, три золотых века, по свидетельству самого Пророка (мир ему и благословение). Они лучшие в познаниях, в деяниях, в богобоязненности, в обладании совершенными нравственными качествами и в твёрдом следовании во всём пречистой сунне Пророка Мухаммада (мир ему и благословение). Именно ими было собрано и подвергнуто доскональному анализу, а в дальнейшем сохранено всё научное и духовное наследие Пророка (мир ему и благословение). Это были времена, когда были широко открыты врата иджтихада. Иджтихад переводится с арабского языка как «усердие, старание». Юридически-богословское значение иджтихада - это достижение высшей ступени знаний и получение права самостоятельно решать вопросы юридическо-богословского характера.

Величайшие люди тех веков всю жизнь посвятили изучению и распространению Ислама. Они защитили религию Аллаха от ереси, нововведений, искажённых взглядов и различных философских школ и мнений, которые широким, грязным потоком хлынули на её лоно после того, как Ислам стал принимать огромное множество народов и племён. На основе Корана, сунны Пророка (мир ему и благословение), кияса и иджма (единогласие на чём-либо сподвижников после смерти Пророка (мир ему и благословение)) ими были основоположены все религиозные исламские науки.

Ислам состоит из трёх неотъемлемых частей: имана, ислама и ихсана. Тавхид (единобожие) – наука, изучающая и раскрывающая сущность первой из трёх основ Ислама – имана (веры); фикх (исламская юриспруденция) – наука о второй основе; тасаввуф (суфизм, тарикат) – наука о способах достижения искреннего поклонения Творцу во всех деяниях и состояниях (ихсан).

Основателями науки единобожия стали имамы Ашари и Матруди, в области фикха основоположники мазхабов – имамы Абу Ханифа, Малик, Шафии и Ахмад, а в области тасаввуфа Джунайд аль-Багдади. Они-то и передали религиозные знания последующим поколениям, уделом которых стали систематизация, уточнение и сохранение. В последующих веках и поныне, несмотря на множество течений и расколов в Исламе, которые в своё время предсказывал Посланник Аллаха (мир ему и благословение), большинство мусульман придерживается именно их пути: в вероубеждении, в следовании одному из четырёх мазхабов, а также в признании необходимости очищения и улучшения своих нравов, т. е. пути тассавуф. И это подтверждает слова Пророка (мир ему и благословение) предвидевшего, что большинство его общины не пойдёт по пути заблуждения. Поэтому он так настойчиво и призывал – «Держитесь большинства коренными зубами, т. е. очень крепко держитесь». Вот этот путь следования большинству и преемственности получений знаний от учителя к ученику мы и называем традиционным. Традицию, которую установил Сам Аллах.

Ислам в Дагестане.

Что касаемо Дагестана, то Ислам на его землю принесли в 20-х годах хиджры сподвижники Пророка (мир ему и благословение) под предводительством Салман ибн Рабиа и Абдурахман ибн Рабиа (да будет доволен ими Аллах), которые положили жизни под стенами Дербента, распространяя истинную религию Аллаха.

Не проста была, и даже трагична, история распространения Ислама на нашей земле. Понадобилось немало веков, прежде чем все народы Дагестана, за малым исключением, приняли Ислам. Венцом его распространения и утверждения стало время трёх имамов: Газимухаммада, Гамзат-бека и Шамиля. На весь мир они прославили и возвеличили Дагестан. Имам Шамиль, его великая стойкость и праведность вызывали восхищение и признание даже врагов. Нет никаких сомнений, что праведные имамы и их духовные наставники, шейхи Мухамад Ярагский и Джамалутдин Казикумухский были на истинном пути. Также, как был на истинном пути шейх Абумуслим в 8-м веке (2-й век по хиджре), распространивший Ислам в горной, центральной части Дагестана, усыпальница которого находится в Хунзахе. На истинном пути находился величайший учёный шафиитского мазхаба, прямой потомок Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) шейх Ахмад аль-Ямани. Он переселился с семьей в Дагестан из Самарканда в 15 веке. Фактически он и его ученики возродили религиозные знания в Дагестане, опустошённом после столетних войн и нашествий - сначала татаро-монгол, затем и Тамерлана. Признание трудов алимов Дагестана 18-20 вв. нашло и у востоковедов, с восхищением отмечавших этот период ренессанса арабской культуры, как её «серебряный век», в то время как в самих арабских странах она находилась в глубоком упадке.

Всё это и есть традиционный Ислам Дагестана, преемственность которого не прервалась даже в страшные годы гонений на религию и репрессий на её духовных носителей: алимов, шейхов, имамов. Несмотря на все трудности, они передали истинные ценности и знания Ислама нынешнему молодому поколению.

Кто отрицает эту преемственность, тот противоречит словам первого праведного халифа Абубакра (да будет доволен им Аллах): «Наша религия построена на передаче знаний из уст в уста (т. е. от учителя к ученику), а не на умозаключениях». Разум нам дан для того, чтобы понять, что мы - рабы Всевышнего, призванные служить Ему в этом мире, а также для того, чтобы признать и принять всё, с чем пришёл последний посланник – Пророк Мухаммад (мир ему и благословение). Во всём остальном нам остаётся лишь следовать его пути, прибегнув со смирением к единственному источнику знаний – к устам алимов, не прерывающаяся связь преемственности которых восходит до Учителя всех учителей – Пророка Мухаммада (мир ему и благословение).

Давуд Тумалаев

Газета «АС-САЛАМ»

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.