Признаки любви к Родине

21 Май 2022
4392

Родина – это объятия, в которых греются патриоты. Родина достойна того, чтобы её защищали, любили и давали ей нежность, сострадание и защиту.

У каждого народа есть патриотические песни, в которых восхваляется родная земля. Но разве любовь к Родине ограничивается восхвалениями, песнями и принадлежностью? Нет, этого недостаточно для полноценной любви.

Напротив, необходимо, чтобы в любящем сочетались действия и признаки самопожертвования, такие как:

 

1. забота, охрана и защита Родины;

Родина – это чистый и красивый оазис, и его необходимо беречь от врагов, которые стремятся его загадить, свив гнёзда заговора и зла.

Патриот – это надёжный защитник земли от бедствий и врагов. Если он не будет защищать Родину, то он не является патриотом, подобно тому, как человек, любящий свою Родину, не пренебрегает её красотой и не вредит ей. Он не ломает деревья, не срывает плоды просто так, не топчет цветы, не пачкает места общественного пользования, следуя Пророку ﷺ, который сказал:

إِنَّ ‌اللَّهَ ‌طَيِّبٌ ‌يُحِبُّ ‌الطَّيِّبَ، نَظِيفٌ يُحِبُّ النَّظَافَةَ، كَرِيمٌ يُحِبُّ الكَرَمَ، جَوَادٌ يُحِبُّ الجُودَ

«Поистине, Всевышний Аллах – Добрый и любит добро, Чистый и любит чистоту, Благородный и любит благородство, Щедрый и любит щедрость». (Тирмизи, 2799)

От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся:

 أَنَّ رَسُولَ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ قَالَ: اتَّقُوا اللَّعَّانَيْنِ قَالُوا: وَمَا اللَّعَّانَانِ يَا رَسُولَ اللهِ؟ قَالَ: الَّذِي ‌يَتَخَلَّى ‌فِي ‌طَرِيقِ ‌النَّاسِ، أَوْ فِي ظِلِّهِمْ

«Однажды Посланник Аллаха ﷺ сказал: “Бойтесь двух проклинающих!” Люди спросили: “Кто эти два проклинающих?” Пророк ﷺ сказал: “Один из них – тот, кто испражняется на дороге, по которой ходят люди, и в тени, где они останавливаются”». (Имам Ахмад, 7735; Муслим, 269; Абу Давуд, 25)

Также от Анаса (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

مَا مِنْ مُسْلِمٍ يَغْرِسُ غَرْسًا، أَوْ يَزْرَعُ زَرْعًا، فَيَأْكُلُ مِنْهُ طَيْرٌ أَوْ إِنْسَانٌ أَوْ بَهِيمَةٌ، إِلَّا كَانَ لَهُ بِهِ صَدَقَةٌ

«Если какой-нибудь мусульманин посадит дерево или посеет что-нибудь, а затем птица, человек или животное съест что-то из посеянного или посаженного, это непременно зачтётся ему как садака (милостыня)». (Бухари, 2320; Муслим, 1553)

Поистине, человек, который портит общественное имущество, не имеет в своём сердце даже частички любви к Родине. Напротив, он разрушитель, заслуживающий наказания за своё поведение.

 

2. готовность ответить на призыв Родины;

У каждого человека есть обязанности в отношении Родины. Причём некоторые из них заключаются в действиях, например, в защите и охране, а другие – в воздержании от действий, например, поступков, наносящих вред Родине. Патриот обязан отдать всё своё усердие, старание, ревность, искренность и умение ради Отчизны.

 

Перечислим некоторые обязанности патриота:

благие деяния;

Поистине, первое, чего требует от нас Родина – это доброе и хорошее отношение к ней. Мы должны приносить пользу и делать добро хорошим и плохим соотечественникам для того, чтобы все граждане любили свою землю. Ведь, поистине, Родину любят из-за людей, которые там проживают, от того, как они относятся друг к другу.

Когда мы призываем к благому и остерегаем от плохого, делая добрые наставления ради довольства Творца, мы совершаем огромное благодеяние по отношению к Родине, увековечивая её историю.

- отказ от притеснений, вражды и причинения ущерба;

Поистине, отказ от причинения вреда и от притеснения – это первое благодеяние по отношению к Родине. Обязанностью всех граждан является отказ от всего, что нарушает спокойствие родной земли и её жителей. Нет ничего более вредного для Родины и её жителей, чем притеснение и вражда. Также нет ничего полезнее, чем справедливость и благодеяние.

Настоящий, искренний и ревностный патриот обязан беречь свои язык и руки от вреда другим, чтобы все люди жили в мире и спокойствии на родной земле под чистым небосводом.

Если же распространится насилие и вражда, стране и гражданам будет угрожать опасность погибели. В Коране приводятся примеры того, как гибли города и страны, когда их население стало чинить несправедливости, сделав разрешённым то, что запретил Всевышний.

Всевышний Аллах в Священном Коране сказал:

وَكَأَيِّن مِّن قَرْيَةٍ عَتَتْ عَنْ أَمْرِ رَبِّهَا وَرُسُلِهِ فَحَاسَبْنَاهَا حِسَابًا شَدِيدًا وَعَذَّبْنَاهَا عَذَابًا نُّكْرًا

(смысл): «И сколько (много) жителей селений из предыдущих общин возгордилось над приказом их Господа и Его посланников (стали неверующими, отвернувшись от повиновения Аллаху); и Мы дали им справедливый расчёт (за их неподчинение причиняли им страдания: голод, засуху и полное искоренение) и тяжкое наказание, которое невозможно представить». («Сафват ат-Тафасир», сура Ат-Таляк: 8)

От Джабира ибн ‘Абдуллаха (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

اتَّقُوا ‌الظُّلْمَ، ‌فَإِنَّ ‌الظُّلْمَ ظُلُمَاتٌ يَوْمَ الْقِيَامَةِ، وَاتَّقُوا الشُّحَّ، فَإِنَّ الشُّحَّ أَهْلَكَ مَنْ كَانَ قَبْلَكُمْ، حَمَلَهُمْ عَلَى أَنْ سَفَكُوا دِمَاءَهُمْ وَاسْتَحَلُّوا مَحَارِمَهُمْ

«Бойтесь притеснения, поистине, оно обернётся мраком в Судный день, и остерегайтесь скупости, поистине, скупость погубила тех, кто был до вас. Она привела их к кровопролитию и дозволению запретного». (Муслим, 2578)

Также от Абу Мусы (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

إِنَّ اللهَ لَيُمْلِي لِلظَّالِمِ، حَتَّى إِذَا أَخَذَهُ لَمْ يُفْلِتْهُ

«Поистине, Аллах даёт отсрочку притеснителю, но когда Он схватит его, то уже не отпустит». (Бухари, 4686; Муслим, 2583; Тирмизи, 3110; Ибн Маджах, 4018)

Иногда притеснение исходит от группы людей, но каким бы ни был источник насилия, это будет позорным пятном на «лице» Родины и граждан, которое не смоют последующие поколения.

Именно по этой причине религия запретила подобные деяния – чтобы сохранить страну и её жителей от вреда притеснения и его последствий. Отказ от насилия и вражды – это первая дань, которую человек отдаёт своей Родине, выражая свою любовь и преданность.

 

- тоска по Отчизне и мольбы за неё.

Находиться на родной земле есть огромное благо, а быть на чужбине – это горе и печаль. Когда мы отдаляемся от Родины, тоска одолевает нас, а когда боимся за неё, мы просим Всевышнего защитить её. Родина – это кусочек нашей плоти и частичка нашей души. Невозможно разумному человеку избавить своё сердце от любви и тоски по ней.

Посланник Аллаха ﷺ назвал отдаление от дома мучением и завещал нам быстрее возвращаться домой, сказав:

السَّفَرُ قِطْعَةٌ مِنَ العَذَابِ، يَمْنَعُ أحَدَكُمْ طَعَامَهُ وَشَرابَهُ وَنَوْمَهُ، فَإذَا قَضَى أحَدُكُمْ نَهْمَتَهُ مِنْ سَفَرِهِ ، فَلْيُعَجِّلْ إِلَى أهْلِهِ

«Путешествие является частью мучений, ибо любого из вас оно лишает возможности наслаждаться едой, питьём и сном в полной мере, а поэтому пусть поспешит вернуться к своей семье тот из вас, кто достиг цели своей поездки». (Бухари, 3001; Муслим, 1927; Ибн Маджах, 2882; Ибн Хиббан, 2708)

Когда Пророк ﷺ возвращался домой из поездки, то радовался и восхвалял Творца. От Абу Исхака передаётся, что Анас (да будет доволен им Аллах) сказал:

أَقْبَلْنَا مَعَ النَّبِيِّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، أَنَا وَأَبُو طَلْحَةَ، وَصَفِيَّةُ رَدِيفَتُهُ عَلَى نَاقَتِهِ، حَتَّى إِذَا كُنَّا بِظَهْرِ الْمَدِينَةِ، قَالَ: ‌آيِبُونَ ‌تَائِبُونَ ‌عَابِدُونَ ‌لِرَبِّنَا ‌حَامِدُونَ، فَلَمْ يَزَلْ يَقُولُ ذَلِكَ حَتَّى قَدِمْنَا الْمَدِينَةَ

«Мы – я и Абу Тальха – с Посланником Аллаха ﷺ возвращались домой, а Сафийя сидела за ним на его верблюде, и когда мы приблизились к Медине, он сказал: "Айибуна, таибуна, ‘абидуна ли-Рабби-на хамидун (Мы возвращаемся, каемся, поклоняемся и воздаём хвалу Господу нашему)". Он продолжал произносить это, пока мы не прибыли в Медину». (Муслим, 1342; Абу Дауд, 2599; Тирмизи, 3447)

Также от Хумайда передаётся, что Анас (да будет доволен им Аллах) сказал:

كَانَ رَسُولُ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ إِذَا قَدِمَ مِنْ سَفَرٍ، فَأَبْصَرَ دَرَجَاتِ الْمَدِينَةِ، أَوْضَعَ نَاقَتَهُ وَإِنْ ‌كَانَتْ ‌دَابَّةً ‌حَرَّكَهَا 

زَادَ الْحَارِثُ بْنُ عُمَيْرٍ، عَنْ حُمَيْدٍ: حَرَّكَهَا مِنْ حُبِّهَا

«При виде Медины Посланник Аллаха ﷺ, возвращавшийся из какой-нибудь поездки, начинал погонять свою верблюдицу; если это было другое верховое животное, то он погонял его». (Бухари, 1802)

В другой версии этого хадиса, которую передаёт Аль-Харис ибн ‘Умайр от Хумайда, сообщается, что Анас (да будет доволен им Аллах) добавил: «…из любви к ней».

Имам ибн Хаджар Аль-‘Аскаляни в своей книге «Фатх Аль-Бари шарх Сахих Аль-Бухари», комментируя этот хадис, пишет: «В этом хадисе есть указание на достоинство Медины и одобрение любви и тоски к Родине».

Есть также много историй и стихотворений, указывающих на сладость родного дома и горечь путешествия.

У одного бедуина спросили: «Что такое удовольствие?» Он ответил: «Быть в достатке, находясь на Родине».

Как говорят: «Любовь к Родине – от веры». Это выражение хоть и не является хадисом Пророка ﷺ, как утверждают некоторые, смысл его точен. Любовь к Родине – это признак веры, так как это земля, на которой человек родился, вырос, познал религию и стал тем, кем он является.

Али Омаров

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.