Дорогу осилит идущий… Часть 4

19 Март 2011
912

Что скрывается за буквами: Д – У – М – Д?

Дорогу осилит идущийА усталость – ещё не старость,

просто выпал нелёгкий путь:

нам немало удач досталось,

но и горя – не продохнуть.

Просто вырвалась злая нота

невпопад и не в свой черёд.

Мне сегодня взгрустнулось что-то…

А с рассветом – опять вперёд!

… Есть порядочные люди, которые поддерживают работников Духовного управления: кто-то материально, кто-то морально, кто-то бесплатно заправляет машины ДУМД, и т.д., но фамилию ни одного из этих людей я здесь писать не стану. Почему? Отвечу одной неприхотливой историей, случившейся в Буйнакске. На одном из уроков в средней школе учитель спросил у учеников: «Какая улица самая хорошая в нашем городе?» Один из учеников тут же поднял руку. После разрешения учителя, он сказал: «Я знаю одну очень хорошую улицу: там нет ямок, ровный асфальт, но я не скажу вам её название». Учитель удивлённо спросил: «Почему?» С детской непосредственностью ребёнок ответил: «Потому что я боюсь, что если о ней узнают – завтра могут придти и перекопать».

Недавно на своей почте нашла письмо с таким вопросом: «В 2010 году получилось так, что даже те люди, которые следовали за ДУМДом, не знали, когда отмечать праздник Ураза-Байрам. Был конец месяца Рамазан. День не помню, ну будем считать, что это был вторник. У нас в селении имам сказал, что ДУМД сообщил о том, что Ураза-Байрам в среду. В тот день я позвонил родственнику, который тесно общается с работниками ДУМДа и он сказал, что от Муфтия передали, чтобы во вторник уразу не держали. И ещё, кажется, он по телевидению сказал, что праздник – в среду. Итак, моя мысль по этому поводу: почему Муфтий говорит об этом только своему окружению? Почему он не сообщил это всем по телевидению? Получилось так, что последовав за Муфтием, мы держали уразу в праздничный день. Некоторые мне сказали, что этот грех переходит на него, но мне так не кажется. Если сможете мне что-нибудь по этому поводу объяснить, буду благодарен».

Ураза-байрам – самый любимый праздник дагестанского народа, к сожалению, стал предметом традиционного обсуждения: кто, когда начнёт держать уразу и когда её отпустит. Было бы прекрасно, если бы соблюдать пост начинали в один день и праздновали все вместе. Но тогда государству могло бы показаться, что у духовенства нет оппозиции. А оппозиция, хоть липовая, но по понятиям наших государственников должна быть у всех, иначе – какое это вам демократическое государство? Порой до смешного унизительны местные газеты, которые якобы выражают оппозицию к существующим властям, «лучшие» работники из них со временем занимают нормальные кресла при тех же властьдержащих. Хороша «оппозиция». Ну да ладно, это меня уже в ненужные дебри занесло, мы с вами про другое общались, хотя как сказать… Про Ураза-байрам в общем говорили. Да, конечно, оппозиционные имамы придумывают причудливые формы праздника, к примеру, ставят эксперименты на своих сельчанах, заставляя тех отпускать уразу через два дня после всеобщего праздника, через три дня, ну, в лучшем случае, хотя бы на следующий день, но после всех. В данном случае вопрос немного на другую тему. То, что кто-то сказал, что Муфтий передал своему окружению, что праздник в среду, а пост чтобы открыли во вторник – это дезинформация. И я за это несу полную ответственность, ибо тоже вхожу в его окружение, а нам, своему окружению, он не разрешил даже входную дверь держать открытой во вторник, хотя по той же дезинформации некоторые детишки, да и люди постарше пытались ходить поздравлять друг друга с праздником. Мы все отмечали праздник в среду, а во вторник, также как и вы, переживали, а некоторые из нас даже злились на тех провокаторов, которые сыграли в этом году во взрослый «испорченный телефон». Даже некоторые мюриды поверили и поехали во вторник в Чиркей посмотреть: не будут ли там, в чиркейской мечети совершать праздничный намаз? Но все они вернулись ни с чем, так как и в Чиркее праздничный намаз совершался в среду вместе со всем Дагестаном. Хвала Аллаху, несмотря на все мелкие провокации, с каждым годом наш народ всё больше объединяется вокруг этого праздника! И это правильно. Так и должно быть. Религиозные праздники существуют для того, чтобы объединять, а не разъединять!

– Его (ДУМД) традиционными сторонниками считаются некоторые видные политики республиканского масштаба, что обеспечивает мощное лоббирование интересов "чиркейской” группы.

Те, кто стремятся политизировать вокруг себя всё подряд, не станут жить иначе: они не увидят в чиновнике, который стал мюридом шейха Саида-афанди простое… стремление к духовному росту. Им надо обязательно поискать в этом какой-то злой умысел: «Ага, поехал в Чиркей, значит, взял вирд, значит, включился в партию мюридов, и теперь будет продвигать Тарикат…». И что самое интересное, зло добавят: «Ну да, теперь он быстро пойдёт по карьерной лестнице вверх». Всё это мне понятно, хотя удивляет, как извращён человеческий разум. Странно другое: в чём и как выражаются интересы «чиркейской» группы, что ими иногда хотят запугать общество? Что, чиркейская группа, совершала взрывы в метро? Захватывала школы и роддома? А может, она уходила в лес и вымогала деньги у депутатов, которые стояли за так сказать «доходным бизнесом» в лице игровых залов, наркопритонов, саун и пивных ресторанов? Что же такого негативного сделала чиркейская группа? А может, вооружившись, она захватывала селения и требовала отделения от конституционного строя? Что вы её все так боитесь? Слово-то какое: «ЧИРКЕЙСКАЯ ГРУППА». Хотелось бы, чтобы всё не так драматизировали, как это делают сегодня, а относились проще: человек, независимо от нации, социального статуса поехал к шейху, стал его учеником. Можно легко изучить то, чему учит шейх своего ученика. Думаю, определённые структуры проделали это не раз. Шейх даёт задание, сугубо связанное с обучением на пути духовного совершенствования. К чему ему (шейху) люди, которые бы лоббировали его интересы? Журналистам, привыкшим пиарить небесплатно кандидатов в депутаты, не понять: как это жить и не мечтать о власти, о продвижении вперёд? Говорить о том, что есть политики, «лоббирующие интересы чиркейской группы», то же самое, что сказать о том, что были сподвижники, которые «лоббировали интересы Пророка Мухаммада (салляллаху аляйхи васаллям)».

Читали ли вы когда-нибудь что-либо более несостоятельное, чем эти слова: «В ситуации, когда даргинский клан Магомедали Магомедова имел твёрдое намерение любой ценой оставаться у власти, следовало дать какую-то отдушину накапливающемуся недовольству аварцев. Аварцы, как самый крупный этнос Дагестана, были на тот момент предельно озлоблены столь долгим пребыванием у власти даргинцев. Передача в рамках ДУМД всей духовной власти аварцам могла отчасти погасить аварские претензии на власть светскую».

«Аварские претензии на власть»… Читаю, и мне лично очень смешно. Сколько аварцев стали счастливее, когда пришёл к власти Муху Алиев? А мало ли аварцев в преданном служении у Магомедсалама Магомедова, у Саида Амирова? Мне кажется, каждому аварцу, по большому счёту, глубоко безразлично: кто на данный момент у власти. Наоборот, странно звучит, но аварца намного легче подчинить неаварцу, нежели руководителю его же национальности. Парадокс – но факт. Или надо всех аварцев поставить руководителями?! Это невозможно, поэтому для них лучше, чтобы у власти был даргинец, лезгин, лакец. Это нормально… для аварцев. Знаете анекдот: одного человека спрашивают, что бы ты хотел пожелать для себя, но знай, чтобы ты ни пожелал, у твоего соседа будет больше. Человек отвечает: «выколите мне глаз». Наверняка… анекдот про человека – аварца.

А то, что власть религиозная оказалась у аварцев: так то неудивительно, посмотрите, по соотношению, какова в Дагестане религиозная масса среди аварцев и среди других национальностей – и вы поймёте, что это всего лишь вынужденное руководство из количественного превосходства.

– Никто не сомневался в том, что дагестанскую молодёжь надо спасать от опасности радикализма и от тенденций современной моды, так как это противоречило канонам религиозным и не вписывалось в самобытность нашего народа. Но, к сожалению, со злым умыслом или нет, руководство духовенства натыкалось на недопонимание со стороны руководства Министерства образования и некоторых отдельно взятых чиновников. Нелепо выглядели убеждения о том, что Религия и Государство должны быть отделёнными. И при попытке привлечь внимание властей к общей проблеме, нам указывали на дверь: что, мол, сами они разберутся, а вы ведите свою работу в мечетях! И неслучайно, видимо, было предъявлена претензия о бездействии ДУМДа в начале 2008 года, когда воспитанники различных вузов бежали в лес. Попытка перевести вину в сторону духовенства – это лишь оправдание своей некомпетентности и более того, отсутствие каких-либо собственных мер и предложений по решению данной проблемы.

На самом деле, ДУМД в последние годы оказалось между огнём и пламенем: с одной стороны – упрёки со стороны чиновников и населения в бездействии по борьбе с экстремизмом, с другой – тупое недопонимание со стороны руководства некоторых учебных заведений, для которых, что Духовное управление, что экстремисты – все на одно лицо. Как в Москве: если в хиджабе, значит… террористка. Так и в этих заведениях: хоть ты в тюбетейке, хоть с бородой до колен, всё равно, ты… экстремальный, мы тебя боимся. Есть ещё третья сторона, которая выбрала для существования… самую экологически чистую зону.

Лесные братья

«Лесны́е бра́тья» (лит. miko broliai, латыш. mea bri, эст. metsavennad) – неофициальное наименование вооружённых националистических групп, действовавших в 1940 – 50-е годы на территории прибалтийских республик СССР – Литвы, Латвии и Эстонии – и выступавших против Советской власти, за восстановление государственной независимости этих республик, утраченной в 1940 году в результате присоединения к СССР по Пакту Молотова – Риббентропа.

Данное движение в официальной советской и российской историографии характеризуется как профашистское. А в современной историографии прибалтийских стран – как национально-освободительное. В частности, Президент Латвии Валдис Затлерс в 2009 году назвал «лесных братьев» героями и патриотами. Точного и объективного определения «лесным братьям» дать невозможно хотя бы по той причине, что единого организованного движения под таким названием не существовало, а также в связи с тем, что жители прибалтийских республик вступали в эти формирования по самым различным причинам. В описываемый период в Прибалтике действовало большое количество неправительственных вооружённых формирований.

Если рассматривать только те вооружённые группы, которые боролись за независимость от СССР, то можно выделить некоторые общие черты, характерные для «лесных братьев»: отсутствие единого центра, высокая самостоятельность (вплоть до самоизоляции) каждого отряда; отсутствие чётких географических «очагов» вооружённой борьбы. Как и большинство партизанских движений, «лесные братья» сочетали методы партизанской войны c террором против тех, кого считали «предателями» и «коллаборационистами» (особенно чётко это видно при рассмотрении периода 1944-47 гг.). Так, в течение 1944-58 гг. от рук «лесных братьев» в Литве погибло более 25 тысяч человек, из них около 23 тысяч – литовцы. Для сравнения: общие потери НКВД за весь послевоенный период составили около 8 тысяч человек (из них 4 тысячи – на Западной Украине).

Участников антисоветского сопротивления можно разделить на три категории:

Боевики – активные участники вооружённой борьбы, непосредственно находящиеся в отряде.

Резерв – потенциальные боевики, не присоединившиеся к отряду; их призывали в ряды боевиков для пополнения потерь, либо для проведения крупномасштабных акций.

Сочувствующие (самая многочисленная категория) – лица, не принимающие непосредственного участия в вооружённой борьбе, но готовые помогать «лесным братьям»: предоставлять продукты, транспорт, жильё, деньги, укрывать от властей, снабжать информацией и т. д.) wikipedia.org

Как видите, движение «лесные братья» – не нововведение в истории. «Лесное братство» – это политизированное течение со своими кодами работы, которые, кстати, особо не изменились за последние несколько десятков лет. Хотя цели и установки претерпели определённую переориентацию.

Сегодняшние «лесные», в частности, хотят, чтобы ДУМД было виновато во всех их бедах, преследованиях со стороны правоохранительных органов. Мол, сидят в ДУМДе этакие «стукачи», которые круглосуточно выводят бородачей на чистую воду, составляют списки и отправляют в ФСБ. Не раз, не два слыша подобные заявления, я стала расспрашивать наше руководство, работников ДУМД: откуда такая информация, кто-нибудь обращался к нам с вопросами о том, где находятся ваххабиты, что с ними делать? Услышав мой вопрос, в ответ мне только грустно улыбнулись: «Какая ты наивная! Мы не знаем списки своих сторонников – так откуда нам знать, где и кто стал ваххабитом…Да и зачем нам это нужно? Ведь дело ДУМД – просвещение, а списки мюридов и ваххабитов есть у тех, кто интересуется всеми нами «по штатному распоряжению».

Продолжение следует…

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.