Односторонность взглядов

24 Май 2011
816
Психологический портрет личности лжерелигиозного фанатика

Лжерелигиозный фанатик (Pseudo-religious fanatic)В последнее время стало появляться много молодежи, претендующей на то, что только их религиозные взгляды являются истинными, а все остальные – ложные или ошибочные. Такое поведение характерно для проявления религиозной нетерпимости и фанатизма.

В данной статье я попытаюсь раскрыть психологический портрет личности, предрасположенной к такой форме поведения. Не вызывает сомнения, что существуют некие внутренние психологические предпосылки, выступающие благодатной почвой для развития такого феномена, как лжерелигиозный фанатизм.

Для ответа на данный вопрос, считаю целесообразным рассмотреть само понятие фанатизм. Вот какое определение дается этому феномену в Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия: фанатизм (от лат. fanaticus — исступленный), доведенная до крайней степени приверженность к каким-либо верованиям или воззрениям, нетерпимость к любым другим взглядам. Похожее определение содержится в Большой психологической энциклопедии: фанатизм – тенденция человека отстаивать определенные убеждения, отвергая различные альтернативы, проявляющиеся в его деятельности и общении.

Из представленных определений становится ясно, что фанатизм – это проявление некой односторонности во взглядах. С большой долей вероятности можно предположить, что фанатизм является достаточно поверхностным проявлением внутренней веры. Что же является тому доказательством?

Фанатик воспринимает всю поступающую информацию несколько парадоксально: то, что отвечает его собственным желаниям, воспринимается не критически, другая же информация либо не воспринимается вовсе, либо с большой оговоркой. Мы часто видим, как наша молодежь подвергает критике взгляды и суждения признанных мусульманских ученых и безоговорочно принимает учения неких выскочек-самозванцев. Скорее всего, в основе фанатизма лежит раздутое человеческое Эго, его собственный нафс. Внутренне фанатик убежден в том, что лишь ему одному известна истина и лишь его взгляды (и взгляды его единомышленников, так как фанатизм это групповой феномен) являются правильными, а все остальные люди – заблудшие, и это в свою очередь порождает высокомерие по отношению к инакомыслящим. Другой психологической составляющей фанатизма является категоричность суждений, что проявляется в однозначной трактовке каких-либо положений Ислама. Образно это выглядит так: у фанатика черно-белое зрение: мир воспринимается в двух цветах – черном и белом, при полном отсутствии оттенков этих цветов, такой человек не замечает различных нюансов отдельных вопросов.

Другой, не менее важной составляющей для возникновения фанатизма, является невежество в основных вопросах. Коротко можно охарактеризовать невежество фанатика простой формулой: то, чего они не знают, вовсе не существует. Это одинаково относится как к оценке отдельных хадисов, так и трактовке отдельных сур и аятов Священного Корана. То же самое относится и к восприятию такими лицами информации, поступающей из различных источников. Личность фанатика отличается повышенным уровнем внушаемости в силу чрезмерно высокой эмоциональной лабильности, вследствие чего вся информация, исходящая от авторитетного для них лица, воспринимается некритически. Таким образом, очевидно то, что на фанатика проще всего воздействовать не логическими доводами и рассуждениями, а эмоциональными высказываниями с демонстрацией красочных и ярких примеров. Фанат заряжается этой энергией и, не подвергая критическому анализу имеющуюся в его распоряжении информацию, спешит передать ее другому лицу. Так рождается феномен группового психоза, где создается единая атмосфера.

В большинстве случаев, фанатики находят поддержку во взаимном признании, для них свойственна повышенная эмоциональность. Легче всего фанатизм развивается в душе человека, чувствующего свою некоторую внутреннюю ущербность перед окружающими. Так как убежденность в своей личной правоте дает ему моральное право чувствовать себя человеком первого сорта по отношению к обществу в целом. Для некоторых фанатизм выступает определенным мотивом вступления в какую-либо значимую для него группу и получение признания в этой группе.

Для иллюстрации приведу простой пример: в мечети человек совершает намаз с некоторыми ошибками, которые могут сделать его намаз недействительным. И если это увидит фанатичный человек, скорее всего он упрекнет его в этом и скажет, что его намаз не принят. Совсем по-другому поведет себя человек с глубокой верой и высокой степенью человеколюбия. Такой человек сначала пожелает ему, чтобы Всевышний принял его молитву, и лишь после этого в доброй форме объяснит ему, какие ошибки он совершил. Отсюда делается вывод о том, что для личности фанатика так же характерна внутренняя агрессия по отношению к другим.

Другая особенность психологии личности фанатика в том, что для него характерно снижение уровня саморефлексии, то есть способность оценить самого себя критически. Есть много споров в психологии по поводу того, как формируется способность к саморефлексии. Одни утверждают, что данное явление заложено генетически, другие – формируется в процессе воспитания. Не будем вдаваться в теоретические подробности, остановимся лишь на вопросе, как воспитать фанатика. Для этого с детства необходимо либо внушать ребенку, что он особенный, всегда во всем прав, и подавать ему религиозную информацию односторонне, либо, наоборот, подавлять его личность, чтобы в будущем он смог найти признание в какой-либо секте или группе фанатиков.

Чтобы из ребенка не вырос фанатик, необходимо с детства прививать ребенку способность критически оценивать свои поступки, воспитывать в нем самоуважение и уважение к другим, чувство ответственности за свои ошибки.

После всего выше сказанного логически возникает такой вопрос: а чем же отличается поведение фанатика от просто верующего человека? Ответ на данный вопрос очевиден: просто верующий человек, даже очень верующий, будет заниматься улучшением своей собственной души, работать над своими недостатками и никогда не проявит высокомерия по отношению к другим. Противоположная картина наблюдается при оценке самого себя. Удивительно и то, как сам себя воспринимает фанатик. Вследствие того, что такой человек не отличается высокой степенью способности к абстрагированию, он просто не в силах посмотреть на себя со стороны и адекватно оценить свое собственное поведение. Можно привести еще один простой пример, демонстрирующий сказанное. На память приходит история о том, как один человек пришел к своему духовному наставнику с просьбой излечить его от высокомерия. Ему было дано задание запастись мешком орехов и выйти на рынок. Он должен был раздавать орехи людям, а взамен получать щелчки по лбу. Интересно как бы себя повел фанат, если бы оказался в такой же ситуации. Не исключено, что он бы обиделся на данное предложение, объяснив это тем, что как это могут ему давать щелчки по лбу люди, не соблюдающие канонов Ислама. Тем самым, не заметно для самого себя, вновь бы проявилось его высокомерие.

Анализируя представленный материал, можно сделать вывод, что для личности религиозного фанатика характерны следующие психологические качества: эгоцентризм (неспособность человека принять чужую точку зрения); сниженные рефлексивные способности (способность критически оценить свое собственное поведение); повышенная эмоциональность в сочетаниие с впечатлительностью; невежество в основных вопросах религии; наличие внутренних комплексов неполноценности; скрытое, даже от самого себя, высокомерие и повышенный уровень внушаемости.

Увы, рамки данной статьи не позволяют провести детального разбора столь сложного явления, как фанатизм, но все же вопросы, затронутые здесь, заставляют кое о чем задуматься.

В заключение хотелось бы отметить такой факт: выискивая недостатки у других людей, как часто мы обращаем внимание на собственные? И когда мы пытаемся доказать что-либо другим, надо задаться одним единственным вопросом: «Что же движет мною в данный момент, ради чего на самом деле я это доказываю?»

Алиасхаб МУРЗАЕВ,

преподаватель психологии социального факультета ДГУ

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.