В.В.Путин: Другой родины у наших граждан нет

20 Июль 2011
935

«Хвала Всевышнему, сегодня в мире с Россией считаются, Россию уважают»

В.В.ПутинПредседатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин встретился 19 июля с представителями конфессий и национально-культурных и общественных организаций.

Предлагаем вашему выдержки из стенограмма встречи:

В.В.Путин: Уважаемые друзья! Россия – многонациональное государство. Но это, мы знаем, не исключение: в мире очень много многонациональных и многоконфессиональных государств, здесь нет ничего особенного. Но всё-таки особенности в России есть. У нас ведь с вами в России проживает более 180 народов и этносов. Более 180! А вот это уже большая особенность. Таким этническим и конфессиональным, культурным разнообразием вряд ли вообще кто-нибудь может похвастаться. Я думаю, что в мире и стран-то таких больше нет. Да, есть такие страны, в которых проживают в основном иммигранты, – ну, скажем, Соединённые Штаты. А у нас-то не иммигранты, у нас каждый этнос имеет свою национальную территорию обитания, свои корни. Другой родины у наших граждан, к какой бы конфессии или к какой бы национальной группе они ни относились, – другой родины, кроме России, нет. Но именно для нас решение межнациональных, межконфессиональных отношений и именно поэтому является особенно важным.

В современном мире очень много проблем, связанных с выстраиванием отношений между представителями конфессий и разных этносов, и они нарастают как снежный ком. Связано это с развитием мировых производительных сил, связано это с глобализацией мировой экономики, перемещением больших масс людей из одного региона мира в другой, из одной страны в другую. Это характерно и для нас тоже.

По разным данным, у нас, в России, сейчас проживает где-то от 7 млн до 10 млн иммигрантов (а может быть, даже чуть больше). Примерно столько же – в США, примерно столько же – в наиболее развитых экономиках Западной Европы. Это с чем связано? И иммиграция, и внутренняя миграция связаны с перемещением больших масс людей, больших групп людей; связаны с тем, что они перемещаются в места своего нетрадиционного проживания, связано с контактами с людьми, не только принадлежащими к другому этносу, но и к другой религии, другой культуре. Это говорит о том, что для того чтобы решать вопросы подобного рода (а их, повторяю, у нас так же, как и в других странах, всё больше и больше), нам нужно вырабатывать такое отношение к тем, кто приезжает, чтобы они чувствовали себя, где бы ни проживали на территории России, полноценными гражданами своей страны. Нужно, чтобы они все были защищены законом и общественной моралью, что не менее важно, а может быть, даже важнее. Но в то же время все мы должны воспитывать всех наших граждан в духе уважения друг к другу, и, уж если кто-то перемещается на территорию своего нетрадиционного проживания, он должен с уважением относиться и к культуре, и к языку, и к обычаям тех людей, среди которых он решил жить.

Но у нашей страны есть ещё одна отличительная черта по сравнению с другими странами, где тоже много проживает народов, национальностей: наша страна изначально складывалась как многонациональная. Здесь люди собрались не только очень активные, но и очень грамотные, хорошо знающие историю нашей Родины. Помните, на первом этапе становления Российского государства, когда ещё и такого понятия-то, как «русские», не было, на этих территориях жили представители различных славянских племён: древляне, поляне и так далее. Они ведь тоже обладали какой-то своей самобытной идентичностью, тем не менее они постепенно начали объединяться в единое общенациональное государство. Потом в него вливались и вливались разные-разные этносы, с первых шагов причём…

Патриарх, наверное, меня поправит, если я ошибусь, но то, что я читал в наших православных, христианских первоисточниках, там сразу, в первых письменных первоисточниках уже было указание на необходимость толерантно, как сейчас модно говорить, относиться к представителям других конфессий. Для меня самого это было открытием. С первых шагов! Это говорит о том, что многие вещи мы, может быть, даже не замечаем, но они у нас в крови. В крови – выстраивать отношения с представителями различных этносов и религий должным образом, с уважением относиться друг к другу.

Повторяю ещё раз: в современном мире многие вещи раскачиваются и трещат по швам, но нам с вами ни в коем случае нельзя допустить того, чтобы на нашей почве происходило что-нибудь подобное. Если мы это допустим, это будет чревато самыми неблагоприятными последствиями для будущего страны, для будущего России.

Именно поэтому и та площадка, на которой мы с вами собрались, Общероссийский народный фронт, задумывалась именно как такая платформа, на которой могли бы собираться люди самых разных конфессий и национальных этнических групп, для того чтобы выявлять проблемы, перед которыми мы стоим, и предлагать наиболее эффективные способы их решения в ходе открытой, свободной, честной дискуссии друг с другом.

Мы и назвали его Общероссийский народный фронт, подчёркивая, что каждый человек в нашей стране может быть представителем любой конфессии, представителем любой этнической группы, но он в то же самое время должен осознавать, что он часть единой, многонациональной российской нации и гражданин Российской Федерации, и нести это звание с гордостью.

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: Патриарх Московский и всея Руси Кирилл:

В нашей стране, где огромное количество этносов, национальностей, так и во всём мире сегодня в связи с процессом глобализации тема межнациональных и межрелигиозных отношений становится одной из самых важных. В конце концов, от того, как человечество решит проблему взаимодействия этносов, культур, цивилизационных моделей, будет зависеть будущее.

…За свою жизнь я участвовал, наверное, в сотне межрелигиозных встреч, может быть, больше, я не могу подсчитать. И я ни на одной этой встрече не встретил того, кто бы сказал: знаете, мы не должны жить в мире. Нет, у нас есть свои интересы, есть свои партикулярные цели, мы их должны достигать, не очень-то думая о других. Всегда всё очень выглядит респектабельно, хорошо, принимаются замечательные резолюции, кто-то эти резолюции читает, а вот те, кто бомбы бросает, нередко прикрываясь религиозной мотивацией, они этих резолюций не читают. И поэтому я думаю, что сейчас межрелигиозный, межкультурный, межнациональный диалог – по крайней мере в нашей стране, потому что у нас есть к этому потенциал, – должен выйти на совершенно иной уровень. Мы должны всё-таки определить причину, почему происходят сегодня кровавые столкновения. Везде практически – и в благополучной Европе, и за океаном, и на Ближнем Востоке.

Как известно, существует ведь несколько моделей решения межнациональной проблемы. Самая распространённая модель – это модель мультикультурализма, которая возникла за океаном, потому что сама природа Соединённых Штатов Америки к этому подталкивала. Приезжали иммигранты из разных стран, люди разных взглядов, религий и убеждений, и путь, по которому пошли, совершенно естественно, был направлен на то, чтобы в этом плавильном котле единой страны, которая выстраивается по соответствующим законам, которая провозглашает определённые светские ценности, отдалённые от религиозных ценностей, в рамках вот этой системы и преодолелись все разделения. Частично по этому пути пошла и Западная Европа, но, похоже, что сейчас серьёзно пересматривается вот этот подход.

Что достигается в таком подходе, а что не достигается? С одной стороны, как бы сглаживаются различия между конфессиями, между культурами, нивелируются традиционные ценности. Но что сейчас становится совершенно очевидным? Ценности из мультикультурального общества уходят, а различия остаются. Да ещё такие различия, что люди теперь бомбы бросают друг в друга, зажигательные бутылки, переворачивают автомобили.

…Ведь нравственные ценности, исповедуемые всеми религиями, очень близки друг к другу – это наш общий базис. На этом общем базисе развивалась вся человеческая цивилизация до недавнего времени, когда сказали: традиционная мораль больше не имеет значения, имеет значение свобода человеческого выбора. Вот что я выбираю, то и морально. Но в таких условиях не может существовать общественный организм.

Сегодня тема морали – это не десятый, не двадцатый, не тридцать пятый вопрос, как иногда мы можем видеть это в программах политических партий. В начале экономика, инфраструктура, а потом там где-то мораль, культура. Сегодня вопрос морали – это самый фундаментальный вопрос существования человеческой цивилизации, не только России. Мы здесь все остро чувствуем, потому что у нас, с одной стороны, ещё сильны традиционные нравственные понятия, мы ещё рудиментарно сохраняем эту мораль – и люди старшего поколения, и даже молодёжь, – но именно рудиментарно, потому что очень опасны современные тенденции, направленные на нивелирование, на разрушение, я бы сказал, вот этих общих нравственных основ.

Теперь: почему я говорю, что это важно для межнациональных отношений? Да потому что уважение вырастает тогда, когда есть общность. Почему одна этническая группа с лёгкостью нападает на другую? Да потому что ничего общего нет. Ничего нет общего, наоборот, надо этнически объединиться, чтобы защитить свой бизнес, чтобы вытеснить местных жителей, – то, что иногда, к сожалению, происходит в Российской Федерации. Нет общности. Люди не чувствуют себя действительно братьями и сёстрами. Вспоминается замечательная модель, нелегко сложившаяся модель, – отношения наших казаков на Северном Кавказе с горцами в XIX веке. Закончились военные трудности на Кавказе, и что мы получили? Мы получили достаточно стабильную систему.

Горцы с уважением относились к казакам: к их укладу жизни, морали, устоям, самоорганизации. А что казаки? А казаки с уважением относились к горцам: к их моральным устоям, к их нравственности, к их образу жизни. И получилось удивительное взаимодействие. Там и там сильная мораль, сильные традиции, сильная вера. С одной стороны мусульмане, с другой стороны – православные. Жили-то как дружно вместе! Единственное, иногда там девушек воровали, уж больно красивые казачки, да и жительницы Кавказа тоже.

А в основном это было доброе взаимодействие. Поэтому мне кажется, что тема возрождения нравственных основ нашей национальной жизни, перевод этой темы с плана второстепенного на первостепенный, развитие национального самосознания, религиозности людей, их верности своим нравственным законам и принципам одновременно формируют, конечно, духовно сильную личность, которую будут все уважать.

…Поэтому мне кажется, что религиозное воспитание, формирование нравственности в каждой религии в соответствии с её законами и одновременно развитие того, что мы сегодня называем диалогом, вовлечение религиозных общин, национальных общин в решение общих проблем – это, я думаю, и есть какой-то путь к решению вопроса.

Равиль Гайнутдин, муфтий, председатель Совета муфтиев России: Равиль Гайнутдин, муфтий, председатель Совета муфтиев России:

Как было сказано, мы живём в многонациональном, многорелигиозном государстве. Наше государство, возможно, похоже на некоторые другие государства – такие же многонациональные и многорелигиозные, но, как сказал уважаемый Владимир Владимирович, имеет свою особенность. И правда, мы являемся не пришельцами в свою страну – мы являемся коренными гражданами своего Отечества. Мы имеем здесь могилы своих отцов и дедов, мы имеем и общую историю. Мы вместе создавали наше государство, мы вместе защищали интересы своего Отечества, и сегодня мы заботимся о благополучии и процветании нашего Отечества.

Сегодня все мусульманские народы страны (а их число в составе многонациональной страны составляет около 50 народов и этносов страны, которые принадлежат к исламской культуре и исламским традициям, религии), не видят другую страну, кроме России, как свою Родину. Это наша Родина. Мы вместе веками живём, вместе жили и будем жить. И вот вчера, завершая рабочий визит по Республике Татарстан, по Нижегородской области, провели конференцию, созвучную теме сегодняшней нашей встрече: «Поиск путей межрелигиозного и межнационального согласия в российском обществе». Так называлась конференция, которая проводилась в селе Медяны Нижегородской области. Я, слушая выступления и встречаясь с моими единоверцами, видел, как наши мусульмане хотят жить в мире и согласии в своём отечестве. Они говорят: мы испокон веков на территории Нижегородской области, я только в пример приведу, живём рядом с русскими, мордвой, татарами, чувашами и, таким образом, никогда не знали никаких конфликтов на религиозной и на национальной основе. Вот это наше богатство, и не зря к нам обращались комиссары по правам человека Совета Европы с просьбами проводить в России форумы и конференции, для того чтобы изучать опыт мирного существования разных народов и религий на территории одного государства, на территории одного региона. И такие конференции мы с нашими братьями – православными христианами, иудеями – проводили в Республике Татарстан и как Поволжский форум на территории Нижегородской области в городе Нижнем Новгороде. Весь мир изучает наш опыт, и поэтому мы считаем, как мы жили раньше столетиями в мире и согласии, умели находить общий язык, мы взаимодействовали и сотрудничали, так мы взаимопроникали и культурами. И когда я бываю на конференциях в Европе, европейские мусульмане обращаются к нам: а как вы живёте в России, вы адаптированы в России, как вас принимают христиане? – я с гордостью говорю: я – россиянин, я – европеец (а родился на территории европейской части своей страны), и мы, родившиеся у себя в стране, не нуждаемся в адаптации.

…Мы должны воспитывать наших детей, нашу молодёжь в духе любви к своей истории, в духе любви к своему Отечеству. Мы должны воспитывать в наших гражданах патриотизм. На патриотических чувствах мы должны объединять наших граждан, нашу молодёжь, наших детей. И безусловно, необходимо развивать в нашем государстве атмосферу доверия и уважения между нашими народами. Если будет уважительное отношение к нашим народам, наши народы будут относиться к другим народам, к другим культурам, к другим религиям также уважительно. Будет уважение – у нас будет и доверие. Будет доверие – будет уважительное отношение между нашими гражданами.

…Хвала Всевышнему, сегодня в мире с Россией считаются, Россию уважают, и Россия сегодня даёт во многом очень большой шанс и некоторым другим странам, которые ждут от России поддержки и защиты. И сегодня наша страна может оказывать такую поддержку, например, арабским и мусульманским странам, которые считают Россию своим другом. Они ещё в начале 1990-х, когда мы совершали свои визиты, говорили нам: «Когда же Россия покажет своё лицо державности, свою силу? Мы уважаем Россию. Мы хотим, чтобы Россия была сильна. Мы хотим, чтобы Россия была целостна и едина. И мы хотим, чтобы Россия обратилась лицом к исламскому миру, который очень уважает вашу страну». И мы надеемся, что Россия, имеющая герб орла с двумя головами, которые смотрят и на запад и на восток, не забудет о том, что мы – евразийское государство, и у нас традиции, культуры – и Востока и Запада, и поэтому разные культуры, разные народы в нашем многонациональном, многорелигиозном Отечестве уживаются, и они считаются все россиянами и Россию считают своим Отечеством.

Для того чтобы в нашем едином Отечестве были мир и согласие, нам необходимо и дальше развивать взаимодействие и сотрудничество. Сегодня Патриарх уже говорил о том, что мы, ещё в 1998 году создав межрелигиозный совет России, встречаясь в этом межрелигиозном совете и обсуждая насущные вопросы, касающиеся всех наших религиозных организаций и направлений, даём пример всем нашим гражданам тем, что мы взаимодействуем, мы дружим, мы уважаем друг друга, мы сотрудничаем.

И наш народ должен это видеть, должен брать пример – так же сотрудничать, уважать, взаимодействовать, любить друг друга. И конечно же, хотелось бы, Владимир Владимирович, чтобы наши граждане видели нашу общность и через центральные каналы телевидения. Мы – не только Москва и Питер, мы богаты и нашими регионами. Наши и москвичи, и питерцы, и другие – должны видеть, что жизнь продолжается и в отдалённых регионах нашей страны. И в этих регионах наши граждане развивают культуру, традиции, поднимают экономику и развивают гражданское согласие и мир.

Нужно, чтобы мы все вместе гордились и своими территориями, и своими богатствами, и своими народами, у которых разные культуры, разные религии, но все они являются гражданами единого Отечества. А что касается нас, мусульман, я могу однозначно сказать, что и на Кавказе, и на территории Сибири и Дальнего Востока, и на территории Урала, Поволжья и Европейской части, наши мусульмане говорят: «Мы хотим единства, целостности нашего Отечества и мы будем вносить свой вклад в дело мира, стабильности, спокойствия в нашем государстве». Благодарю вас за ваше внимание.

Таджуддин Талгат СафаПредседатель президиума Центрального духовного правления мусульман России Таджуддин Талгат Сафа:

Действительно, Владимир Владимирович, как Вы сказали, у нас уникальная страна и она отличается от многих других многонациональных, многоконфессиональных государств тем, что нас никто не порабощал, а судьба от Всевышнего соединила нас на огромной части земного шара и наградил Всевышний нас несметными богатствами. И самое главное – это почти что две сотни народов, наций, народностей, но мы все один единый российский народ.

…У нас одна единая Родина и вера в единого одного Бога. Более тысячи лет наши народы были соседями, а уже почти пять веков мы живём в одном едином Российском государстве. Наши предки, деды дошли до Парижа и до Берлина. И сегодня я не хочу много говорить, но хочу поддержать слова его Святейшества о том, что самое главное у нас – это духовно-нравственные ценности, которые соединяют наши души, потому что без этого никогда крепкого, прочного государства быть не может. Наши предки в веках защищали Отчизну, потому что любовь к Отчизне – это часть веры, и Родину защищали, свои семьи, своих детей, гордились прошлым, трудились за настоящее и за будущее. Но без духовно-нравственных ценностей эта связь теряется. Даже сейчас, отмечая начало Великой Отечественной войны, удивляемся и поражаемся смелости и мужеству наших отцов и дедов, которые перед гигантской военной машиной германского фашизма, которая объединила всю Европу, ринувшись на нашу страну, несмотря на годы репрессий, когда десятки тысяч храмов традиционных конфессий было порушено, не обиделись на Родину, на государство, а грудью встали на её защиту. И в этом всегда помогали вера, духовно-нравственные ценности, которые передавались из поколения в поколение.

…Более 70–80 лет и взрослые почти что никакого представления не имеют о наших духовно-нравственных традициях. Сегодня мы не можем даже говорить о межнациональных проблемах: на самом деле у нас их и нет, мы уже годами, веками друг к другу притирались. И не нужно никакого нового опыта придумывать, а нужно сохранить то, что передали нам предки, и это довести до наших детей, до наших внуков. Это наши дети, наши внуки, и обижаться на них невозможно, потому что мы в ответственности за них.

Последние два с лишним десятилетия у нас общественные отношения изменились. До Октябрьской революции народы России были едины, чтили друг друга. Наши предки, бабушки и дедушки говорили, что помогало жить: всех, кроме себя, считай святым. Вот этот принцип был всегда. Прежде всего исправлять себя, каждый в своей семье; начинать с этого – не только здесь с представителей духовенства или общественных, национальных организаций. Прежде всего с семьи, родителей. А родители что будут преподавать? Чему будут учить? Если сегодня они только думают, как день провести, как детей одеть, обуть и прочее – о мирском, то духовно-нравственным ценностям кто будет учить? И старшее поколение этого не знает. Мы сейчас на опыте видим, что в храмах и мечетях подавляющее большинство – молодёжь, 90–95% у нас в городских мечетях молодёжь. Старшее поколение где? Оно ещё не ушло, просто оно не приходит в мечети и в храмы, потому что или стесняются своих же внуков, или стесняются своей неграмотности в основах веры. И межнациональные отношения… Мы даже видели в годы советской власти… Да, советским народом нас называли, но никто свою нацию, свой народ не забыл, и подавляющее большинство и родного языка не потеряло. Но сейчас в погоне за мирским и взрослые, и молодёжь заботятся о духовно-нравственных ценностях не только во вторую-третью очередь, но и даже в самую последнюю.

Межнациональные проблемы на самом деле привнесёны в нашу страну совсем недавно. И изжить это из нашей жизни, несомненно, проще и абсолютно нужно совместными усилиями, Всероссийским народным фронтом, вместе всем миром. Но ведь даже когда мы говорим о мигрантах, то на самом деле они не из Индии, не из Африки, а это те, кто несколько столетий жил с нами вместе, и менталитет их подходит. Если все народы России будут единой нацией – россиянами, если будем показывать им добрый пример гражданского общежития, гражданского общества, несомненно, они найдут это место. И мы к мигрантам-мусульманам из Средней Азии во всех наших общинах – с раскрытыми объятиями: и учим их, и говорим, как мы живём, и показываем им этот пример, традицию наших предков. Но здесь очень немалая роль, как отметил Равиль Хазрат (Р.Х. Гайнутдин), отводится телевидению. Когда идёт борьба, жестокая борьба против экстремизма и терроризма, иногда она переходит и грань. Потому что в храмах, в мечетях какой процент верующих бывает? Какую часть охватываем? А где-то прогремит один взрыв – в течение двух суток ежечасно об этом говорится, и у 140 млн человек в душе каждый час это болью отзывается, и эти проповеди могут уйти насмарку. Поэтому через основные каналы мы о жизни животных, о жизни других стран больше знаем, чем о народах, о наших соотечественниках, об их традициях, верованиях. Может, этому больше бы времени уделять, а не затрачивать столько усилий, показывая, что делают экстремисты и террористы.

Извините, даже когда вот многоэтажный дом… У кого-то клопы завелись или тараканы. Когда с ними борются, то не всегда об этом говорят соседям: стараются этого не показать, потому что скажут, что это за хозяин?! Поэтому и деяния террористов – может, поменьше об этом по телевидению, в средствах массовой информации. Нужно вести с ними работу, больше положительного в нашей жизни, во взаимоотношениях народов нашей страны, во взаимоотношениях представителей традиционных конфессий. Извините, спасибо.

По материалам официального сайта Председателя Правительства РФ

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.