«Поистине деяния зависят от намерения, и человеку будет воздаваться по его намерениям»
Как часто после школы абитуриент задаётся вопросом о том, куда пойти учиться и в какой поступить институт! Действительно, выбор сделать нелегко. Ведь от этого будет зависеть его дальнейшая судьба, то, чему он себя посвятит и какую пользу принесёт обществу.
Предвидя ваши ожидания, что речь сейчас пойдёт об исламском образовании и о необходимости поступления в исламские институты, спешу уточнить: сегодня я не собираюсь объяснять важность изучения Ислама и его пользу. Необходимость его и так поняли те, кто хотели понять. И, конечно, однозначным будет мой ответ тому, кто спросит совета: куда лучше отдать учиться своего ребёнка? В исламское заведение! С глубокой уверенностью можно сказать, что если общество будет изучать Ислам, то оно станет и расти в духовном плане, и иметь научный прогресс. Кто сомневается, пусть взглянет на историю наук, где исламские учёные имели большие достижения во все времена. И это было в то время, когда Европа утопала в безграмотности и идолопоклонничестве! И во многом благодаря исламским учёным Европа начала становиться на путь прогресса.
Сегодня мне бы хотелось задаться вопросом: о чём думают дети, да и их родители, когда поступают в какой-либо вуз?
Как известно, к 17–18 годам потребности подростков растут, и родители не всегда имеют возможность следовать за их прихотью: купить дорогой сотовый телефон или иметь деньги на модную вещь или стильный аксессуар. Тогда дети – самостоятельно либо посредством родителей – начинают задумываться о собственных источниках дохода, о том, куда было бы выгоднее поступить, чтобы выбранная ими профессия отвечала их материальным желаниям.
Если в детстве кто-то мечтал стать танкистом или портнихой, то при взрослении желание у него кардинально меняется: для него уже порой не столь важно, какая у него будет профессия, главное – была бы такой, чтобы купить всего как можно больше и ни в чём себе не отказывать. Поэтому основным критерием, определяющим выбор будущей профессии у нашей молодёжи, является наличие высокой заработной платы.
Кто-то, возможно, не согласится со мной и будет утверждать обратное. Я бы согласился с ним, но при условии, что он говорит это только о себе и своих убеждениях. Это его право: ценить свою профессию или труд больше, чем материальную отдачу. Но, увы, в общественном понимании труд ценен только потому, что он оплачивается, и идти куда-то учиться это зачастую не есть желание нашей молодёжи, это плачевная необходимость.
А теперь подумайте над хадисом Пророка (мир ему и благословение), в котором говорится: «Поистине деяния зависят от намерения, и человеку будет воздаваться по его намерениям» (Бухари, Муслим). Так чего же ожидать от человека, у которого намерение – не получить знания и приносить пользу обществу, а обогатиться, причём неважно как, главное – как можно быстрее?
Почему, вы думаете, у нас в стране растёт коррупция, на каждом шагу – взяточничество и продажность? Да потому что родители прививают в детях стремление не к добру и отзывчивости, а к богатству.
А ведь в хадисе упоминалось, что «каким будет намерение, такое будет и деяние». Отсюда и явствует причина, почему распустились корни коррупции, продажности и взяточничества. Чтобы бороться с этими проблемами, необходимо исправлять намерения.
В хадисе, переданном Тирмизи, сообщается: «В Судный день раб Аллаха не сдвинется с места, пока не будет опрошен о его жизни – как он провёл её, и о его знании – как он его использовал».
Поэтому, пока не поздно каждый должен задаться вопросами: для чего я поступаю учиться? Для чего нужны мне знания? Буду ли я утруждать себя учёбой ради наслаждений едой, ради получения мирских богатств, ради диплома и звания учёного, ради высокой должности, ради авторитета, ради достижения других преходящих мирских благ?