Взгляд чиновника на исламские проблемы

9 Август 2011
1260

Легко ли совмещать Ислам с государственной службой?

Багаудин АджаматовХотя высшее руководство страны и демонстрирует свое положительное отношение к вере, посещает церкви, участвует в православных богослужениях, все же большинство местных чиновников не склонны к проявлению религиозных чувств. Может быть потому, что у многих инертно мышление и после долгих лет атеизма им трудно поверить, или не все хотят открыто обозначить свое отношение к религии. Даже в такой религиозной республике, как Дагестан, с президентом, регулярно посещающим пятничную проповедь, далеко не все наши земляки-чиновники спешат ответить на призыв азана. Однако есть искренне верующие руководители разных уровней, которые стараются распространять Ислам и принести пользу людям. Один из них – наш сегодняшний собеседник, глава администрации МР «Кизилюртовский район» Багаудин Аджаматов.

– Как строго Вы придерживаетесь норм Шариата?

– Считаю, что у меня немало недостатков, над которыми необходимо работать.

– Вы являетесь чиновником. Работая на государственной службе, невозможно одинаково относиться ко всем. Много ли тех, кто уходит от вас недовольными, обиженными?

– Действительно, невозможно удовлетворить все стороны при возникновении спорных и сложных ситуаций. Большинство людей правильно воспринимают принимаемые решения. Но судить о том, сколько людей уходит недовольными, сложно. В любом случае, я хочу воспользоваться случаем и попросить прощения у всех, кого чем- либо обидел.

– Каково отношение религии к правителям, к власти?

– Известный мусульманский ученый Абу Хамид аль-Газали писал: «Поистине, облечение властью – это дар, и тому, кто правильно и в полной мере его использует, будет даровано счастье, которому нет предела и после которого уже нет другого счастья. А кто не смог этого сделать, тот попадает в беду, после которого нет беды более страшной, чем безбожие».

Абу Хамид аль-Газали считал, что «опасность власти огромна, беды ее велики и правитель может спастись лишь путем сближения с религиозными учеными, дабы они учили его путям справедливости и уменьшали опасность его положения».

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Самый любимый и близкий к Аллаху человек – справедливый султан. И самый ненавистный и далекий от Аллаха человек – несправедливый правитель», а так же: «Кто был облечен властью над мусульманами и не заботился о них так, словно они его родные, тот уже занял свое место в Аду».

В другом священном хадисе говорится: «Кто угодил Аллаху, прогневив людей, тем Аллах будет доволен и сделает людей довольными им. А если кто хочет угодить людям, гневя Аллаха, на того прогневается Аллах и обратит на него гнев людей».

– В последние годы в Дагестане построено и строится огромное количество мечетей и открыто множество различных исламских учебных заведений (медресе, институты, университеты и т. д.). Издаются газеты и журналы для мусульман. Регулярно транслируются телепередачи на исламскую тематику. Как вы можете объяснить, что несмотря на все это спокойствия в республике нет, более того, наблюдается упадок морально-нравственных ценностей, говоря иными словами, идет деградация общества?

– После ломки социалистических идей и ценностей, которыми нескольких десятилетий жило наше общество, в сердцах и душах людей образовался вакуум, который стал заполняться идеями, чуждыми для наших народов. С экранов телевизоров, газет и журналов на нас хлынул поток информационной грязи, пробуждающей в неокрепшем сознании подрастающего поколения самые низменные инстинкты. Идеологическая диверсия против нашей страны, наших народов в самых изощренных формах продолжается и сегодня.

Мощным противодействием всему этому выступает религия. В нашем регионе – Ислам. Трудно себе представить, что происходило бы при такой массированной информационной атаке наших врагов, если бы людей не сдерживала вера в Единого Творца, вера в Судный день, вера в справедливое воздание каждому по заслугам.

Надо отдать должное неустанному труду и самоотверженности тех, кто, осознавая сложность складывающейся обстановки и личную ответственность перед обществом, вносит огромный вклад в дело распространения истины, в дело укрепления исламских морально-нравственных ценностей и приоритетов. Иными словами, без подъема религиозных чувств дела были бы намного хуже, чем Вы описали.

– Бытует мнение, что агрессивность мусульман и враждебное отношение Ислама к окружающему миру являются причиной многих войн и кровавых столкновений, которые мы сегодня наблюдаем. Что вы можете сказать по этому поводу?

– Это неправильное мнение. Оно создается политическими кругами ряда стран через средства массовой информации (и не только) и преследует цель очернить Ислам в глазах мировой общественности. Враги Ислама обеспокоены ростом влияния мусульманской религии на сердца и умы людей во многих странах мира.

Разве мусульмане начали первую и вторую мировые войны, которые унесли миллионы человеческих жизней? Разве мусульмане подвергали людей чудовищным пыткам и сжигали их в концентрационных лагерях? Разве мусульмане сбросили атомные бомбы на японские города Хиросиму и Нагасаки? Не мусульмане совершали и крестовые походы. Не мусульмане проводили инквизицию, в ходе которой подвергались бесчеловечным истязаниям и были сожжены на кострах немало людей. Ни Ирак, ни Афганистан, ни другие исламские государства не нападали на Америку или европейские страны, а сами подверглись оккупации.

Некоторые люди, утверждающие, что действуют от имени какой-либо религии, ошибочно понимают и воплощают в жизнь положение своего вероучения. Поэтому нельзя судить о той или иной религии по поступкам отдельных людей. Божественным откровением, даровавшим человечеству Ислам, является Коран. Моральные принципы Корана основаны на любви, милосердии, сострадании, скромности, самопожертвовании, уважении и мире. Истинный мусульманин, следующий этим божественным повелениям, всегда чрезвычайно уважителен, милосерден, справедлив и честен. Он несет миру любовь, уважение, умиротворение, гармонию и радость в жизни.

В священном хадисе говорится: «Любите ли вы своего Создателя – Всевышнего Аллаха? Если да, то любите прежде всего людей – своих собратьев». Первое, к чему призывает Коран – это мир. Когда рядом с мусульманами живет немусульманин, нельзя дать ему почувствовать, что к соседу-мусульманину уважение больше, чем к нему. «Ислам» в переводе с арабского означает «предание себя богу» и имеет тот же корень, что и слово «мир». Аяты Корана призывают людей следовать нравственным заповедям Ислама как модели вероучения, которое принесет в мир людей милосердие, сострадание, спокойствие и взаимопонимание.

Коран предупреждает верующих, что частое поминание Аллаха и клятвы Его именем вовсе не являются показателем веры и праведности такого человека. Более того, возможно, что это – богохульство, деяние, в корне противоречащие Исламу и нравственным принципам веры. Критерием искренности веры каждого человека являются лишь его деяния. Если кто-либо, прикрываясь именем Аллаха, «распространяет на земле нечестие, а не творит порядок», то перед вами лицемеры, и цель их отнюдь не в служении Всевышнему. Ислам – религия мира, ценности его должны служить консолидации общества, сохранению единства и стабильности, преодолению сепаратизма, упрочению мира и согласия. Важно добиться объединения усилий государства и религиозных мусульманских организаций. Исламское мировоззрение в самое трудное время помогало сближению и сотрудничеству всех дагестанских народов. Этим целям и сегодня должен служить возрожденный Ислам в Дагестане.

В настоящее время Ислам подвергается массированной атаке через СМИ. Вкладываются огромные средства для того, чтобы расколоть нашу религию изнутри, ввергнуть мусульман в братоубийственную бойню, очернить веру Аллаха в глазах мировой общественности.

– Отношение к религии и в частности к Исламу в нашем обществе далеко неоднозначное, порой диаметрально противоположное. Некоторые почему-то считают, что Ислам тянет общество назад, в средневековье, является тормозом на пути прогресса, науки и образования.

– За долгие годы атеистической пропаганды было сделано все, чтобы создать представление у людей о религии как об антинаучном и реакционном мировоззрении. Особенно досталось в этом отношении Исламу. Умалчивался или искажался тот факт, что мусульманские ученые сделали множество открытий в области математики, астрономии, оптики и во многих других сферах человеческих знаний. Причем эти открытия были сделаны под непосредственным влиянием изучения Корана.

Опровергают антинаучность и реакционность Ислама также многие хадисы, в которых говорится о ценности науки и знаний. Например: «Кто вышел в путь в поисках знаний, тот на пути Аллаха до тех пор, пока не возвратится», «Кто стремился к знаниям, облегчит Аллах тому дорогу в рай», «Один час, посвященный получению знаний, приравнивается всей ночи, проведенной в молитвах». С каждым годом число приверженцев Ислама во всем мире увеличивается. Примечательно то, что в Европе и Америке Ислам принимают многие представители передовой научной и творческой интеллигенции, выдающиеся личности современности.

– Люди охвачены вечной суетой усовершенствования общества. При этом категории «лучше» и «хуже» каждая группа людей понимает по–своему, применительно к своему положению в обществе. Идет борьба различных групп, кланов, классов и т. д. за реализацию своего понимания «наиболее совершенной системы» обустройства общества. Каков Ваш взгляд на данный вопрос?

– Анализ хода мировой истории показывает, что самые могущественные государства и целые империи приходят к упадку и разрушению при отходе от веры в Единого Творца.

Лучшие законы, лучшие общественные системы – это те, которые построены на основе Божьих заповедей. Имеются веские аргументы в пользу того, что Ислам – это великолепное хранилище цивилизации. Достаточно сказать, что на международной конференции по изучению Шариата в Гааге (1950) было принято решение: при разработке мирских законов брать за основу Шариат, поскольку его фундаментальная база обладает особой ценностью. Английский исследователь религии Ричард Билл писал: «Европа стоит на пороге большого упадка…. Европейский человек живет только ради земных благ. Интеллектуальные круги бездействуют в нравственной пустоте. Перед Европой стоит единственный выбор, единственный путь к спасению. Этот путь – Ислам. Другого выбора нет. Следование заповедям Всевышнего Творца – это гарантия мира и стабильности в обществе, дружбы и братских отношений между людьми, благополучия и справедливости».

– Как вы относитесь к изучению в средних общеобразовательных школах религиозных дисциплин?

– Одним из часто обсуждаемых вопросов сегодня является преподавание арабского языка и основ Ислама в общеобразовательных школах. Противники внедрения этих предметов говорят, что у нас светское государство, а не исламское. Но светское государство не означает «государство безбожников». Времена воинствующего атеизма давно прошли. Если мы знаем, что Ислам – это истина, если знаем, что религия играет огромную роль в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения, в решении многих проблем, которые сегодня стоят перед нашим обществом, знаем, что изучение основ Ислама является мощным средством выработки у людей иммунитета против чуждых для нашего общества сект и течений, – разве не является преступлением не использовать данную нам государством возможность обучать наших детей основам Ислама? И властные структуры, и духовенство должны осуществлять свою деятельность в тесном сотрудничестве во имя общих целей – процветания нашего общества, укрепления мира, стабильности, дружбы и сплоченности всех народов Дагестана в составе единой и неделимой России.

– В чем конкретно заключается благо, которое несет Ислам?

Во-первых, в недопущении того, чтобы вакуум, который образовался в сердцах и душах людей после крушения социалистических идей и ценностей, был заполнен представлениями, чуждыми для нашего народа, ведущими общество к разложению и деградации.

Во-вторых, решение многих спорных вопросов по Шариату позволит обеспечить его справедливость и тем самым не допустить опасного противостояния, в том числе и межнационального.

В-третьих, Ислам является дополнительной нитью, связывающей многие народы Дагестана и Кавказа. Чем более прочной будет эта нить, тем лучше будут отношения между нашими народами.

В-четвертых, широкое исламское просвещение поможет нашим людям лучше разбираться в вопросах религии и раскрывать опасную суть различных сект и течений.

В-пятых, Ислам способствует совершенствованию морали и нравственных ценностей.

Как мы видим, укрепление истинных исламских приоритетов способствуют решению целого ряда проблем.

– Раз Вы считаете, что Ислам оказывает благотворное влияние и является «лекарством» от многих пороков общества, как на практике можно эффективно использовать это средство?

– То, что Ислам играет огромную роль в духовно-нравственном оздоровлении общества, воспитании подрастающего поколения, укреплении общечеловеческих приоритетов и ценностей, наверное, не нужно никому объяснять и доказывать. Большинство людей это понимают. Хочется сказать большое спасибо нашим шейхам, устазам, алимам, имамам мечетей, преподавателям исламских заведений, всем тем, кто все свои силы, время и энергию направляет на распространение света Ислама – света Истины, и тем самым усиливает мощный щит противодействия всему негативному, тому, что способствует моральному разложению и деградации общества. Трудно переоценить роль Ислама в излечении тех пороков и болезней, которые присутствуют в нашем обществе. Осознавая все вышесказанное, администрация муниципального образования «Кизилюртовский район» в тесном сотрудничестве с Духовным Управлением мусульман Дагестана, Комитетом по делам религии при Правительстве РД, главами сел района, представителями общественных организаций проводит серьезную работу в данном направлении. В течение ряда последних лет руководством района организованы и проведены на республиканском уровне научно-практические конференции по следующим темам:

1. « Роль Ислама в воспитании подрастающего поколения»; 2. «Роль Ислама в укреплении дружбы между народами»; 3. «Ислам и современное общество».

18 февраля 2010 года в актовом зале администрации района состоялась очередная научно-практическая конференция «Ислам – религия мира, добра и созидания». По итогам работы конференции было оглашено обращение к Президенту РД Магомедсаламу Магомедалиевичу Магомедову с просьбой о содействии внедрению в учебный процесс в общеобразовательных учебных заведениях района преподавания арабского языка и основ Ислама.

Ежегодно по инициативе руководства района проводится конкурс среди учащихся школ на лучшее знание основ Ислама. В 2010 году данный конкурс был проведен не только среди учеников, но и среди учителей школ района. Он состоялся в селении Нечаевка, в медресе имени Мухаммада Меселава Аль-Хучади, при большой помощи в организации и спонсорской поддержке начальника ПУЭ «Сулакгаз» Сайпудина Магомедова и деятельном участии председателя Совета мечетей района, имама центральной мечети города Кизилюрт Мухаммада–хаджи Хайбулаева, представителей ДУМД и других людей. Аналогичное мероприятие было проведено в начале этого года в селение Новый Чиркей.

– Дагестан – многонациональная республика. Дагестан называли не только «страной гор», но и «горой языков». Каким вы видите развитие межнациональных отношений в нашей республике?

– В Дагестане проживают народы, которые веками сообща делили радость и горе, отстаивали независимость, демонстрируя всему миру образец мирного сосуществования и истинного братства. В дружбе наших народов, во взаимопонимании и взаимопомощи – залог мира и стабильности. Несправедливое решение определенных вопросов в отношении того или иного этноса – это закладка мины замедленного действия, которая может взорваться в любое время. Каждый дагестанский народ имеет обостренное чувство собственного достоинства и любое ущемление воспринимает очень болезненно.

Ислам не приемлет разделения людей ни по расовым, ни по национальным признакам. Перед Аллахом мы все равны. Как сказано в Священном хадисе: «Не будет счастлив тот народ, который строит свое благополучие за счет несчастья другого народа». Великие сыны Дагестана именно под знаменем Ислама смогли объединить и сплотить многие народы Северного Кавказа. Это и легендарный имам Шамиль, в течение 25 лет возглавлявший освободительную борьбу народов Дагестана и Чечни, и незаслуженно забытый Султан-Мут – организатор и руководитель борьбы народов Северо-Восточного Кавказа за свободу и независимость, который приостановил завоевательные походы на Дагестан на более чем 100 лет. Согласно одному из народных преданий, жестоко наказывал Султан-Мут тех, кто пытался разделять людей по этническим и расовым признакам. «Ни у кого из вас нет преимущества над другими, – говорил он. – Вы можете быть лучше или хуже другого лишь по тому, насколько лучше служите своему Господу – Всевышнему Аллаху, а все остальное – это не ваша заслуга, а милость Творца». Мы, сегодняшние дагестанцы, должны быть достойны своих великих предков, завещавших нам следовать вековым традициям дружбы, братства и взаимопомощи.

Самым главным богатством нашего государства являются не природные ресурсы (газ, нефть, золотые и алмазные прииски, электроэнергия, леса и т. д.), а дружба наших народов, которую необходимо крепить дальше. Не будь этого богатства, не было бы у нас ни мира и стабильности, ни перспектив экономического роста.

– Каким Вы видите место Ислама в будущем Российского государства?

– Россия – великая держава. Мы все, граждане России, должны быть патриотами своей Родины, должны мыслить и поступать так, чтобы способствовать приумножению величия своей страны и укреплению ее авторитета на международной арене. Исмаил Гаспринский считал, что Россия должна стать родной всему мусульманскому Востоку и действительно пойти во главе мусульманских народов и их цивилизации. Он говорил: «Я верю, что рано или поздно мусульманство, воспитанное Россией, станет во главе умственного развития и цивилизации остального мусульманства».

В Исламе есть то, что поможет решению многих актуальных задач и проблем, стоящих сегодня перед российским обществом. Юрий Михайлов в книге «Пора понимать Коран» пишет: «Когда мы слышим о недугах, которыми поражено сегодня российское общество, то обычно на ум приходят алкоголизм, наркомания, токсикомания, низкая рождаемость, высокая смертность, беспризорность, падение нравственности и правовой культуры, бродяжничество, деградация института семьи и т. д. и т. п. Каждый, кто хоть краем уха слышал, к чему нетерпим Ислам в социальной сфере, назовет весь или большую часть этого перечня… По данным социологического центра «Pew Research», в России, в отличие от Запада, отмечен устойчивый рост симпатий к мусульманам – с 53 % в 2004-ом году до 59 % в 2006-ом. И это не удивительно. Сближение России и исламского мира предопределено не только политическими и историческими реалиями, нашим прошлым, но и экономически чрезвычайно перспективно. Предложив мировому сообществу свою модель толерантности и открытости, наша страна имеет все шансы претендовать в обозримой перспективе на статус «сердца мира». Нереализованный пока потенциал российской уммы – прекрасный трамплин для масштабного расширения нашего присутствия на Ближнем Востоке. Единство мусульман плюс в целом неконфликтная история взаимоотношений русского православия (восточной ветви христианства) и Ислама – прекрасный шанс сплотить вокруг России страны мусульманского мира (их больше 35), создав кумулятивный эффект в экономическом развитии всех участников этого органичного партнерства».

Таково мнения авторитетного российского аналитика, с которым нельзя не согласиться.

– Каково Ваше видение происходящих в ряде арабских стран конфликтов?

– Как и всякий мусульманин, я с болью воспринимаю то, что сегодня происходит в некоторых арабских странах. Каждый народ имеет право сам решать свою судьбу. Я категорически против того, чтобы со стороны самым наглым образом вмешивались во внутренние дела суверенных государств. Нельзя устанавливать мир и демократию «военной дубиной», разрушая города и села.

Справка:

Багаутдин Аджаматов родился 1 января 1964 года в селении Султанянгиюрт Кизилюртовского района РД.

В 1981 г. окончил Султанянгиюртовскую среднюю школу и в том же году поступил в Дагестанский государственный сельскохозяйственный институт в городе Махачкале, который окончил с отличием в 1986 г.

С мая 1986 по ноябрь 1987 гг. служил в рядах Советской Армии.

Б. А. Аджаматов – автор и составитель одиннадцати книг: «Прекрасные имена Аллаха. Тайные ключи суфиев», «Чудеса, сенсации, факты», «Изречения пророка Мухаммада (с.а.в.)», «Мусульманские имена и их значения», «Притчи о Молле Насреддине», «Шамхалы Тарковские. Султан-Мут», «История первой Кавказской войны. Шейх Султан-Мут», «Чирюрт. Веков связующая нить», «Святыни Дагестана», «Ислам и наука», «Мурад ад-Дагестани».

Лауреат республиканского конкурса «Лучшее литературное произведение – 2003».

Соискатель ДНЦ Российской академии наук. С апреля 2005 года и по настоящее время – глава администрации МР «Кизилюртовский район».

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.