Уроки религиоведения спасают школьников

23 Август 2011
534

«Если бы дети со школьной доски знали основы своей религии, то впоследствии избежали бы многих ошибок».

Уроки религиоведения спасают школьниковЭтот случай произошел год назад в обычной поселковой школе, каких в Дагестане сотни.

Возвращаясь домой с работы в пятницу вечером, я услышала на улице какой-то шум. По голосам я поняла, что это дети, более того – девочки. И удивилась еще больше – на улице явственно слышались ругательства, проклятия и нецензурные выражения. Дойдя до места, откуда доносились крики, я принялась их разнимать, так как девочки дрались. Я их сразу узнала – это были ученицы 7 «А» класса, одноклассницы. Услышав мои возмущения, собравшиеся вокруг драки мальчишки разошлись, однако самих девочек мое появление не остановило – из-за ярости они не видели никого вокруг себя. Наконец мне удалось увести одну из дерущихся. Её лицо было в крови, а губы все еще шептали проклятия и угрозы разобраться с обидчицей завтра. Проводив её немного, я вернулась к оставшимся, чтобы выяснить, что же случилось.

Девочек этих я знала – они всегда были спокойными, примерно вели себя в школе. Как выяснилось, причиной драки послужила национальная неприязнь – в поселке жили представители только двух этносов. Пообещав завтра на работе разобраться, что к чему, и пригрозив вызвать инспектора по делам несовершеннолетних, я пошла домой.

На следующий день я сообщила о случившемся директору школы. Сами ученицы должны были прийти во вторую смену. Но в тот день была свадьба нашего коллеги, и все свободные от уроков учителя отправились на праздник. Из администрации школы осталась я одна.

Во время третьего урока я услышала шум на школьном дворе, и выйдя туда, увидела продолжение вчерашней драки. Отпросившись с урока под благовидным предлогом, девочки продолжали кулаками выяснять отношения, а из всех окон уже начали выглядывать головы любопытных ребят. Нужно срочно что-то предпринять! Пришлось оставить свой урок и поговорить с девочками в свободном классе. Я стыдила их как могла, рассказала, чем грозит эта драка, говорила о нравственности, но тщетно… Глаза детей горели, они меня слушали, но не слышали, они договаривались встретиться после уроков на нейтральной территории. Тут до меня дошло: говорить о нравственности без Бога невозможно! Все мои слова уходили в никуда, для них это было лишь моё мнение, чужое мнение. Но для того, чтобы говорить другим о Всевышнем, нужно самому иметь знания, а мои сведения были так скудны, что я боялась ошибиться в малейших деталях.

Я вспомнила, что по субботам проводятся факультативные занятия по арабскому языку. А значит, что преподаватель арабского Вазипат Гаджиевна на работе. Вот кто мне сможет помочь! Я выбежала из класса, где сидели воинственно настроенные семиклассники, и зашла в учительскую. Моя спасительница сидела над книжкой, я коротко объяснила ей создавшуюся ситуацию и попросила поговорить с детьми, рассказать о тяжести их поступков с точки зрения Ислама. Она немедленно последовала за мной. Когда мы вошли в класс, девочки выкрикивали друг другу обидные слова и клички.

Вазипат Гаджиевна тихим голосом попросила всех сесть. Я сказала детям, что она сейчас им объяснит, ЧТО они сделали, и КАКОЕ наказание за это они получат в мире вечном. Возможно, я сейчас услышу возмущения со стороны коллег или тех, кто считает такие методы ненужными и лишними. Я уж представила все, что мне могут сказать, но я вам отвечу – это именно то, чего не хватает нашим детям. Воспитанные на принципах вседозволенности, не знающие мер и границ, жестокие, грубые, не признающие авторитетов, не имеющие внутреннего стрежня, живущие в чатах и аськах, дети давно нуждаются в духовной пище, как нуждается молодое дерево в воде. От того, чем его будут поливать, зависит, какие плоды оно принесет.

Вазипат Гаджиевна тихим, но суровым голосом начала рассказывать детям о том, как был сотворен человек и за что изгнан из Рая, о том, что будет с теми, кто лжет, с теми, кто причиняет боль другим людям словом или делом. Её рассказ был так увлекателен, что дети затихли, на их лицах, словно в раскрытых книгах, можно было прочитать эмоции – стыд, интерес, раскаяние, страх, любопытство. Никто не кричал, никто не пытался возобновить спор. Было понятно, что они осознали всю тяжесть совершенного поступка.

В конце своей беседы Вазипат Гаджиевна велела подравшимся извиниться друг перед другом. Девочки повиновались. Потом они подошли и извинились передо мной за ослушание и свое поведение. Я поблагодарила учительницу за помощь, осознавая, что иначе на них повлиять было невозможно – сегодня школа не знает, на каких принципах воспитывать детей. Рухнула сильнейшая держава, и на место детских общественных объединений пришли их копии, сломался внутренний стержень. Педагоги могут лишь призывать, но призывать к совести или нравственности, не имея под собой реальной почвы, бесполезно.

Да, наша республика светская, но мы слишком преуспели в своем желании быть такими, как все, мы увлеклись и не заметили, как перестаем быть собой. Это видно по нашим детям – они не знают родного языка, не знают основ Ислама, не знают законов предков. Это очень печально, и пока есть возможность, мы должны ею воспользоваться. Все наши беды – от религиозной неграмотности. Если бы дагестанцы со школьной доски знали основы своей религии, то впоследствии избежали бы многих ошибок и не пошли бы по неверному пути. Один час в неделю, выделенный на урок религиоведения, может намного улучшить создавшуюся ситуацию. Было бы желание…

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.