Единение и День единства

1 Сентябрь 2011
885

«Этот день лучше будет превратить в день прощения и поминания, а не в день гуляний»

Единение  и День единстваСпециальным указом президента Дагестана установлена новая праздничная дата – День единства народов Дагестана. В соответствии с постановлением, он будет отмечаться ежегодно 15 сентября.

Это хорошее решение, но почему-то в республике оно осталось малозамеченным. Да, были те, кто обрадовался, кто-то  принял как должное, а кто-то даже и не понял, что это за день. Меня, например, как патриота, обрадовали все эти состояния дагестанцев. А именно: обрадовался тот, кто болеет за целостность республики и единство Дагестана; кто-то считал, что это и должно было быть объявлено; а третьи не поняли, потому что для них такой проблемы не существует вовсе – они и так вместе.

Вот такой разноликий, мозаичный и прекрасный Дагестан нам оставили предки, которые, объединившись, создали горный край, крепкий, как гранит. Сегодня, сквозь века, мы можем по-разному давать оценку событиям тех лет, но одно очевидно – народы Дагестана всегда были свободолюбивыми. Свобода, патриотизм, дружба, взаимовыручка – эти слова тогда, может, и не произносились, но следовали этим понятиям свято.

Костры на башнях – атрибуты единства Кавказа

 Из истории известно, какое огромное значение для Кавказа имели сигнальные костры. Посредством них каждый джамаат имел связь с другим джамаатом и был уверен, что в горе и радости его не оставят без помощи.

Главным же историческим событием или экзаменом на прочность дружбы народов в истории Дагестана можно считать бой с Надир-шахом. Это была действительно героическая победа, несравнимая ни с Бородинской битвой, ни с какой-либо другой по соотношению числа воинов и вооружения.

Но Дагестан не сразу решился на этот бой. Разгрому Надир-шаха предшествовало несколько этапов переговоров, к нему отправлялись послы с предложением не идти с войной в горы. Свидетельством является письмо, написанное Ибрахимом-хаджи ал-Уради персидскому шаху Надиру. Богослов в нем в настоятельной форме обращается к шаху,  чтобы тот не шел с войной на Дагестан, так как вторжение может обернуться для него бедой.

К шаху в Дербент отправлялись и послы из горного Дагестана, также пытавшиеся отговорить его от затеи вторжения в Дагестан. Но все попытки мирного решения вопроса были безрезультатны. И вот Дагестан бьет в набат. Запылали костры на башнях, по горному краю пронёсся клич подготовки к битве.

Главными вдохновителями на борьбу с шахом стали на этот раз ученые-алимы. Именно они созвали правителей и организовали ополчение для битвы. Мы помним имена тех кадиев и алимов: Пир Магомед Кади из Согратля, Али из Келеба, Ибрахим из Урада, Хадис из Мачада и сотни других. Также помним вышедшие на бой тухумы –  чуть ли не всех сел. О ходе битвы и её последствиях мы не будем говорить – это общеизвестно, остановимся на самой победе. Победа горцам досталась благодаря лишь единству и общности цели. Каждый горец воспринимал Надира и его армию как врагов и относился к ним соответственно. Именно единство алимов, правителей и простого народа привело к победе. А главным атрибутом в этом единении стали костры на башнях – ведь их зажигали только по решению старейшин.

Это один из сотни примеров из многовековой истории единения Дагестана. После тех событий много испытаний пришлось перенести горцам. Но выдержали они их или нет, можно судить по нынешнему Дагестану.

И то, что сохранилось от прежнего единства, есть плод работы исключительно исламских ученых. Только их правильный подход, воспитание на примерах Ислама и патриотизма смогли сохранить Дагестан. В историческом развитии нашей республики патриотизм и вера всегда были переплетены, всегда шли рядом. В этом заслуга богословов и алимов.

Разобщённое Единение

Когда я завершал эту статью, на сайте РИА «Дагестан» появилась информация о том, что Правительство РД провело совещание оргкомитета по празднованию Дня единства народов Дагестана.

Приведу выдержку из статьи:

«В городах и районах республики Правительством РД рекомендовано провести массовые мероприятия, посвященные Дню единства народов Дагестана, в форме торжественных собраний или митингов общественности, а также провести концерты мастеров искусств и самодеятельных коллективов, спортивные соревнования…»

Честно говоря, эти рекомендации окунули меня в советскую эпоху, когда партия приказывала веселиться, хохотать и радоваться. И сделал для себя вывод, что вряд ли этот праздник станет народным. До слёз стало обидно, когда потомки тех, кто пал на полях битвы с именем Аллаха на устах, отдавая жизни за Дагестан, сегодня в память предков будут танцевать и петь песни.

С точки зрения Ислама кощунственно танцевать и петь песни в память погибших людей. Не думаю, что кто-то из оргкомитета стал бы веселиться на могиле своего отца. То есть такое проведение праздника равносильно танцам в память умерших!

Почтим предков достойно

Каждый мусульманин обязан помнить своих предков. Шариатом предписано знать их по именам до седьмого колена. Таким образом память и знание жизни и дел предков еще более укрепит нас в нашей вере. Ведь в истории Дагестана  есть немало того, чему можно учиться.

В эти дни было бы целесообразно в каждой мечети собраться джамаатам и провести зикр в память тех, кто не вернулся с полей сражения, с любых войн, кто пропал без вести, умер на чужбине и не смог найти покой на кладбище своего села. Каждый имам  может подготовить проповедь о любви к Родине, о ценностях Ислама, о патриотизме. И что самое важное, в этот день необходимо на примерах прошлого призвать к миру, дружбе и единению. Этот день лучше будет превратить в день прощения и поминания, а не в день гуляний. Да поможет Аллах!

Магомедрасул Омаров,

Руководитель Информационно-аналитического центра «Фикр»

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.