Как будем воспитывать детей и чему учить?

21 Сентябрь 2011
621

Непослушных детей не бывает.

Как будем воспитывать детей и чему учить?Начался новый учебный год – полный надежд, освещённый перспективами, но заставляющий серьёзно задумываться.

В эпоху перемен, когда стираются все устоявшиеся принципы жизни и остаются ещё не сформированными новые, труднее всего приходится учителю – человеку, на которого ложится ответственность за будущее, за то, каким будет поколение, которому предстоит сохранить историю и двигать цивилизацию.

При всём этом педагоги республики стараются сохранить традиционные устои сознания и быта дагестанцев. За это каждый учитель и каждый сотрудник системы образования и науки заслуживает особой благодарности.

Но в нашей работе есть моменты, на которые следует обратить серьёзное внимание, и есть необходимость корректировать свою работу.

Во-первых, в привычном для всех нас сочетании «учебно-воспитательный процесс» пришло время поменять акценты, и нам нужно вести достаточно серьёзную воспитательно-учебную работу.

Но прежде нужно ответить на несколько вопросов.

Кто будет воспитывать?

В образовательных учреждениях всех уровней и типов существует серьёзный дефицит мужского воспитания.

Мы называем женщин хрупкими и нежными созданиями, слабым полом, но в то же время возлагаем на них самую тяжёлую работу и огромную ответственность за будущее человечества. С них достаточно и того, что они вынашивают, рожают, кормят и одевают детей, а мы переложили на их плечи и всё домашнее хозяйство, и все социальные проблемы.

Поэтому необходимо стимулировать абитуриентов-юношей, поступающих на педагогические специальности, принимая их вне конкурса без особых финансовых расходов и нервных потрясений, заключать с ними договоры и направлять на работу после окончания института.

В настоящее время очень много мужчин – и молодых специалистов, и достаточно опытных педагогов – покидающих школы. Они пытаются иным способом заработать денег на содержание домашнего хозяйства, так как о заработная плата учителя – на уровне прожиточного минимума – не удовлетворяет даже самых простых потребностей семьи. Об этом должно позаботиться государство, которое называет самым большим богатством нации человека и его интеллектуальный потенциал. Но в то же время учителю, управляющему процессом формирования личности и всего будущего поколения, платят в десятки раз меньше, к примеру, менеджера, управляющего финансовыми ресурсами государства, к тому же управляющего очень плохо.

Как будем воспитывать детей и чему учить?

В детях младшего школьного возраста, и особенно в молодых людях, чувствуется очень серьёзный кризис нравственного воспитания.

Это действительно серьёзная проблема для нашей Страны гор, где нравственность и мораль, исламские религиозные нормы и жизненные традиции всегда были стержнем и твёрдым условием воспитания. Сколько бы мы ни говорили о «светскости» образования и ни пытались отделить религию от государства, в этих школах учатся наши с вами дети. Они – такие же дагестанцы, как и наши предки, которыми мы гордимся, как и мы сами, «которые были хорошими в их возрасте» и которым приходится воспитывать таких «непослушных» детей.

Вначале стоит подумать о том, каким образцом честного и искреннего отношения к своим ученикам были те, кто обучал нас, и насколько мы сами соответствуем этому примеру по отношению к своим воспитанникам. К примеру, если урок по культуре и традициям народов Дагестана ведётся как урок истории, а не как прошлое, настоящее и будущее наших народов, и будет вести его учительница, чья внешность и манеры слишком далеки от того, о чём она говорит, трудно получить необходимый результат – детей, похожих на нас и наших предков.

Вот ещё один пример. Многие учащиеся-девушки сами приходят к тому, что им нужно соблюдать определённые, хотя бы внешние, нормы, проявляющиеся в ношении одежды, которая закрывает волосы и всё, привлекающее к ним излишнее внимание. Это предписано нормами всех религий, так одевались и вели себя наши предки. А некоторые учителя и, самое удивительное, родители противятся этому и заставляют дочерей снимать платки, называя их несовременными и некультурными. Если самим трудно вернуться к культуре предков, хотя бы не надо препятствовать такому шагу детей.

Непослушных детей не бывает. Если они не слушаются школьных учителей, значит, у них есть другие учителя. Нельзя отдавать детей другим учителям! К чему они их приводят – видят все, это отдельная тема, на обсуждение которой у нас уйдёт много времени. Но в данном случае каждому учителю и каждому руководителю следует самим быть примером для своих детей и вести к примеру предков, чтобы сохранить Дагестан таким, каким он был до нас и каким мы обязаны оставить его потомкам.

Омар Нухов, кандидат психологических наук

Assalam.ru

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.