Ислам может дать вторую жизнь театру

3 Октябрь 2011
2032

 Ислам – вторая жизнь театра?

Ислам может дать вторую жизнь театру «Театр наказывает тысячи пороков, оставляемых судом без наказания, и рекомендует тысячи добродетелей, о которых умалчивает закон. Театр вытаскивает обман и ложь из их кривых лабиринтов и показывает дневному свету их ужасную наружность. Театр развёртывает перед нами панораму человеческих страданий. Театр искусственно вводит в сферу чужих бедствий и за мгновенное страдание награждает нас сладостными слезами и роскошным приростом мужества и опыта». (Фридрих Шиллер).

С древних времён театр считается одним из самых сильных средств влияния на человека, поскольку, видя происходящее на сцене, зритель ассоциирует себя с тем или иным персонажем, и через катарсис (очищение через страдание) внутри него происходят изменения. И здесь очень важно содержание того, что играется на сцене.

Всевышний возвеличил человека, одарив его разумом – уникальным механизмом, который позволяет ставить задачи, классифицировать данные и принимать решения на основе этого. А истинно уверовавшие мусульмане стремятся быть новаторами и использовать все достижения человечества во благо обществу – на путях к достижению довольства Аллаха. Но при этом всегда и во всём не переходя рамки Шариата и оставаясь рационалистами. И поэтому такой институт гражданского общества, как театр, тоже можно использовать для морально-нравственного воспитания и распространения ценностей Ислама. Театральная сцена – очень удобная площадка для того, чтобы показать красоту Ислама через примеры из истории пророков, сподвижников Пророка Мухаммада (мир ему и благословение), праведников и т. д. Но здесь нужно учитывать очень важный момент: нельзя актёру играть роль пророков и великих сподвижников. Обычно в таких сценах, где эпизод непосредственно связан с каким-нибудь пророком, его слова передаёт кто-то другой. Например, слова актёра: «Пророк (мир ему и благословение) говорит: «Человек обычно разделяет веру своего друга».

Театр и кино – с пользой для Ислама – давно и успешно используют некоторые мусульманские страны, особенно в этом преуспели иранцы. Но качество как фильмов, так и театральных постановок исламского мира сильно отстаёт от мирового театра и кинематографа. По духовному и нравственному же содержанию исламские театральные и кинематографические традиции стоят намного выше общемировых.

Детальный разбор требований Шариата к театру, форме его существования и этике просмотра привести в этой статье будет сложно. Можно остановиться на некоторых из них:

• Театральные пьесы и спектакли, если в них поднимается исламская тематика, должны быть согласованы с учёными-богословами – дабы не искажать истину.

• Есть определённые требования к одежде актёров. Во время спектакля у актёров запретные для посторонних взглядов части тела (аврат) должны быть закрыты.

• Женщины не должны на сцене выступать перед мужчинами.

• Женские и мужские места в зале должны находиться отдельно друг от друга.

• Любители театра не должны за просмотром спектакля пропускать намазы.

• Содержание спектакля не должно противоречить нравственности и человеческой морали.

Кукольный театр

Театр воспитывает человека, и становление личности начинается с раннего детства. А поскольку дети очень восприимчивы и эмоциональны, каждый поход в кукольный театр оказывает на них огромное эмоциональное воздействие и закладывает очередной кирпичик в стену духовной крепости будущей личности.

Воспитатели детских садов и учителя младших классов в воспитательных целях могут использовать потенциал кукольного театра – одной из разновидностей кукольного вида пространственно-временного искусства, в который входят мультипликационное и немультипликационное анимационное киноискусство, кукольное искусство эстрады и художественные кукольные программы телевидения.

Используя кукол-актёров, можно рассказать малышам о том, что представляет собой Ислам, на чём строится вера мусульманина. Через религиозное просвещение дети получают представление о нравственных ценностях и высокие идеологические ориентации.

Театр анимации при правильном использовании может внести большую лепту в воспитание патриотизма и любви к своей родине, культуре и обществу.

Особенно важное влияние такой учебный театр-клуб оказывает на «детей с улицы», предлагая им неформальное, откровенное и серьёзное общение по злободневным социальным и моральным проблемам, создавая тем самым защитную социально здоровую культурную среду.

Эффективность такой воспитательной работы зависит от совместной деятельности представителей театрального искусства и исламских теологов. Они совместно могли бы написать новые драматические произведения для театрального представления.

Театр может возродиться?

В театре человек начинает соизмерять себя с передовым обществом и его культурными образцами. Неслучайно советская власть сразу же национализировала театры, и в первую очередь великий МХАТ. Она видела в данном виде искусства прежде всего университет для миллионов безграмотных «шариковых». Но дело в том, что духовный рост не является прямым накоплением знаний прошлого, их необходимо растить с каждым новым поколением почти заново.

Современный театр теряет свою аудиторию, и молодёжь не так часто посещает храм искусства. Яркие и шумные ночные клубы сегодня притягивают молодых больше, чем таинственные залы.

Часто на сцене классические монологи Гамлета тонут в свисте и улюлюканье молодёжной аудитории, которая швыряет на сцену не цветы, а пустые банки из-под пива.

В этой, казалось бы, безвыходной ситуации, когда сценические подмостки уступают место кинематографу и другим формам развлечений, вторую жизнь театру может дать именно Ислам.

Режиссёры, драматурги, сценаристы, артисты и все, кто имеет хоть какое-то отношение к театру, используя духовное богатство исламского наследия, могут создавать прекрасные театральные произведения для детей и взрослых. У них есть уникальная возможность для творческой деятельности, способной привлечь внимание мусульман к театру.

Постоянно растущая мусульманская умма с великим восторгом будет ходить в театр на постановки, в которых затрагивается исламская тематика. Полные залы могут собирать и кукольные театры, куда родители с радостью будут приводить своих детей для приобщения их к исламским ценностям.

В исламских вузах часто ставят театральные сценки, а в качестве актёров играют студенты. И, как правило, в своих постановках они показывают стихию идеального мировосприятия или же пороки современного общества, которые, к сожалению, не обошли стороной и мусульман.

В Дагестане были примеры оригинальных театральных постановок на религиозную тематику, когда в национальных театрах играли спектакли о распространении Ислама в Дагестане. В 2005 году на сцене Аварского театра был воспроизведён эпизод встречи известного проповедника шейха Абу-Муслима с правителем государства Серир Суракатом и принятие Ислама его сыном. Это было очень ярким и запоминающимся событием не только для верующих, но и для всех любителей театрального искусства.

Ещё одним дебютом исламского театра можно назвать спектакль «Покаяние», поставленный театральной труппой Дома культуры селения Дылым Казбековского района РД. Почти все роли сыграли молодые люди, которые до этого ни разу не выходили на сцену, но, несмотря на это, публика была покорена. Секрет успеха – в постановке была поднята тема Ислама.

В спектакле показывается судьба молодого человека – увлекающегося азартными играми, живущего неправедно. В тяжёлой жизненной ситуации, когда его семья оказалась на грани распада, ему на помощь приходят его бывшие друзья. Они помогают ему вернуться к нормальной жизни – через обращение к Исламу. И тунеядец, игрок находит силы начать новую жизнь, раскаяться в грехах и стать достойным человеком.

Спектакль имел ошеломляющий успех, диски с его записью люди передавали друг другу, показывали по местным телевизионным каналам. Это ещё раз доказывает, что мусульмане нуждаются в театральном искусстве, которое может раскрыть и показать жизнь верующих. И надеемся, что в будущем мы сможем ходить в театр, где со сцен станут звучать слова молитвы, хадисы и призывы к добру и миру.

Ислам – это всё. Он не начинается и не заканчивается лишь у порога мечети. Все сферы жизни и деятельности человека на планете Земля непосредственно связаны с Исламом.

«Театр – высшая инстанция для решения жизненных вопросов», – говорил Александр Герцен. Обращение к исламским темам сделает эту мысль реальностью.

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.