Каким будет религиоведение в школе?

7 Октябрь 2011
855

В Общественной палате Дагестана обсудили новую дисциплину в среднем образовании.

Каким будет религиоведение в школе?Проблему внедрения в среднюю школу религиозных дисциплин обсуждают в обществе практически с того момента, как в нашей стране была объявлена свобода вероисповедания. С тех пор прошло уже два десятка лет, а в школах до сих пор нет предмета, который рассказывал бы детям об основах мировых религий.

В некоторых регионах в виде эксперимента внедрили преподавание истории православия, Ислама, но в повсеместную программу предмет пока не введён. Как стало известно, в 2013-м году этот предмет под тем или иным названием всё-таки будет введён в программу средней школы.

На днях, чтобы обсудить эту новость, подготовить рекомендации к законопроекту, было проведено слушание в Общественной палате Дагестана. Открывая слушание, председатель Общественной палаты Дагестана Гамзат Гамзатов отметил, что государство среди прочих целей должно иметь и такую, как обеспечение граждан религиозными знаниями.

Выступивший с докладом заместитель министра по национальной политике, делам религии и внешним связям Кафлан Ханбабаев, не давая комментариев, подробно рассказал о состоянии исламского образования в Дагестане.

– В Дагестане за двадцать лет сложилась стройная система исламского образования, – сказал Кафлан Муслимович. – Учебные заведения разделены на три уровня: вузы, медресе, мактабы. Из 18 исламских вузов Северного Кавказа 15 находятся в Дагестане! В них проходят обучение 1427 студентов. В 79 медресе учатся около трёх тысяч студентов, в 158 мактабах обучается примерно такое количество ребят. Обучение везде бесплатное и проходит по программе, согласно которой 40 % времени уходит на обучение светским дисциплинам, остальное время уделяется религиозным наукам.

Ханбабаев затронул тему обучения молодых людей за границей, сказав, что около 1200 дагестанцев в данное время учатся в неизвестно каких учебных заведениях. «Как правило, они быстро теряют свою российскую идентичность», – отметил докладчик. Забегая вперёд, можно отметить, что эта проблема стояла бы менее остро, будь у наших школьников доступ к базовым знаниям своей религии у себя на родине.

Выступивший следом проректор по учебной части ИТиМО Мансур Зайнулабидов призвал собравшихся не бояться религии, в том числе Ислама, и делать всё возможное, чтобы поскорее внедрить в школьную программу предмет религиоведения.

Религия ничему плохому не учит, только хорошему, – сказал Мансур Магомедович. – Надо к религии относиться как к науке, тогда всё встанет на свои места.

Его мысль продолжила и расширила, а также поделилась опытом работы проректор по воспитательной работе ИТиМО Айшат Самедова.

Этот урок, как бы он ни назывался, должен преподаваться не по тем учебникам, что будут «спущены сверху»; учебники должны быть разработаны на местах с учётом ментальности местного населения. Второй момент, на который хотелось бы обратить внимание, это хотя бы в порядке эксперимента внедрить раздельное обучение. Надо изучать историю и культуру Ислама и на этих незыблемых основах строить образование и воспитание нашей молодёжи, чтобы знания стали щитом перед угрозой экстремизма и терроризма, – отметила Айшат Абдусамадовна.

Председатель Комитета Народного Собрания РД по делам молодёжи, спорту и туризму Марина Абрамкина, член Общественной палаты РД, депутат Народного Собрания РД Людмила Авшалумова однозначно высказались за введение религиоведения в школах. По их мнению, важно учитывать интересы как представителей всех конфессий, так и атеистов. Конституция гарантирует право на свободу вероисповедания, точно так же защищает права отрицающих религию.

Духовно-нравственное образование – это не только обучающая, но и воспитывающая наука, – сказала Марина Владимировна. – Преподавать новый предмет должны люди светские, чтобы не было перекосов и чтобы учащийся сам мог выбрать, какой религии следовать или не следовать. У этого предмета большое будущее, но есть ещё над чем поработать.

Заместитель министра образования РД Нателла Мусалаева разъяснила позицию своего ведомства по данному вопросу.

– Кто-то поднимает вопрос: а не много ли у нас религиозных учебных заведений. Я бы сказала, что их не много – пусть выпускают. Чем больше, тем лучше: будут образованные, подготовленные люди. А вопрос о том, стоит ли вводить данный курс, для нас не стоит. Давно понятно, что такой предмет в школу вводить необходимо. Надо думать над тем, какие будут учебники, как подготовить нужное количество специалистов. Понятно ведь, что кого попало к детям не пустим. Думаю, что вводить предмет религиоведения в 4–5 классах, как сейчас планируется, всё-таки рано, лучше будет, если ввести его в 8–9 классах.

Естественно, что для обсуждения данного вопроса были приглашены и представители Духовного управления. Руководитель информационно-аналитического отдела ДУМД Магомедрасул-хаджи Омаров поблагодарил Общественную палату за то, что на таком высоком уровне поднимается проблема введения религиозного преподавания в школе.

Для начала неплохо было бы понять, что преподавание религиозных дисциплин в медресе и в школе идёт по-разному. Надо разграничить эти понятия. При отсутствии необходимых преподавателей предлагалось задействовать учителей истории или литературы. Как нам кажется, было бы правильным, чтобы тот, кто рассказывает о религии, сам её придерживался. А то есть опасность, что будет мифология вместо религиоведения. Надо торопиться. Ведь пока мы думаем, разрабатываем тут учебники, программы, молодёжь отовсюду черпает негативную информацию. Чтобы не отставать, надо поскорее начать давать детям правдивую информацию о своей религии. А чтобы процесс пошёл быстрее, предлагаем на уровне Северо-Кавказского университетского центра или Института повышения квалификации педагогических кадров, можно и в ИТиМО, обучать или переобучать необходимые педагогические кадры, – заключил Магомедрасул-хаджи Омаров.

Имам Центральной джума-мечети Махачкалы, член Общественной палаты Магомедрасул-хаджи Саадуев наряду с обсуждаемой темой затронул и проблему внешнего вида школьников.

Ко мне как к члену Общественной палаты не раз обращались с просьбой поднять тему школьной формы. Согласитесь, что с этим надо что-то делать: то, во что одеты наши девочки, никуда не годится. Добавлю, что наши обсуждения будут полезны, если будут направлены на решение проблеме, а не на искание противоречий.

Следует добавить, что слушание по данной проблемы в Общественной палате РД проходит уже во второй раз. Это говорит о том, что данный вопрос не оставляет равнодушными членов ОП. По окончании слушания будут подготовлены рекомендации к законодательным органам. Нельзя пессимистично думать: «Что мы можем? Мы же маленькие люди, от нас ничего не зависит». Всё-таки если каждый на своём уровне по мере сил будет стараться изменить ситуацию, решить проблему, иншааллах, что-нибудь да изменится. Надо стараться, тогда и Создатель поможет.

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.