Действительность хаджа не зависит от совершения или несовершения прощального тавафа.
Один из великих учёных шафиитского мазхаба Ибн Хаджар Аль-Хайтами (да смилуется над ним Аллах) в своей книге «Тухфат аль-мухтадж» (5\243) пишет об этом следующее:
«Прощальный таваф обязан совершить всякий, кто покидает пределы Мекки (вне зависимости от того, совершил он хадж, умру, или нет) и намерен проделать путь, позволяющий ему сокращать намазы (минимальное такое расстояние равно 80 км 640 м. («Танвир аль-кулюб» Мухаммад Амин Аль-Курди)).
Однако если его родина находится на расстоянии, не позволяющем сокращать намазы (менее 80 км), то и в этом случае он обязан совершить прощальный таваф. Это не касается женщины, находящейся в менструальном цикле, и той, у которой идут послеродовые выделения.
Это правило также не распространяется на тех, кто с намерением вернуться обратно выезжает на расстояние, не позволяющее сокращать намазы. Тот, кто не совершил прощальный таваф, обязан выплатить штраф. Если же он вернулся, не пройдя вышеупомянутое расстояние, и совершил прощальный таваф, то он не должен платить штраф».
Согласно более аргументированному мнению в Шафиитском мазхабе, прощальный таваф считается отдельным поклонением, которое не связано с обрядами хаджа и умры, и поэтому для него необходимо делать намерение, в отличие от других тавафов.
Примечание:
Если человек, вступив в обряды хаджа или умры, пожелает отправиться в путь на вышеупомянутое расстояние, не завершив эти обряды, то в этом случае он не совершает прощальный таваф.
Отдел фетв при Муфтияте РД