Ибн Хаджар в своей книге «Тухфат аль-мухтаж» пишет:
ﻭﻳﺴﻦ اﻹﺳﺮاﺭ ﺑﻬﻤﺎ ﺇﻻ ﻹﻣﺎﻡ ﻳﺮﻳﺪ اﻟﺘﻌﻠﻴﻢ اه. ج 2ص104
«Является желательным читать их (зикр и дуа) шепотом, кроме имама, который желает обучить других».
См.: «Тухфат аль-мухтаж» том 2, стр. 104
Комментируя слова Ибн Хаджара, Аш-Ширвани говорит:
ﻗﻮﻟﻪ (ﺇﻻ ﻹﻣﺎﻡ ﻳﺮﻳﺪ اﻟﺘﻌﻠﻴﻢ) ﺃﻱ ﺗﻌﻠﻴﻢ اﻟﻤﺄﻣﻮﻣﻴﻦ ﻓﻴﺠﻬﺮ ﺑﻬﻤﺎ ﻓﺈﺫا ﺗﻌﻠﻤﻮا ﺃﺳﺮ
ﺷﻴﺦ اﻹﺳﻼﻡ ﻭﻣﻐﻨﻲ ﻭﻧﻬﺎﻳﺔ . ج 2 ص 104
«Является желательным читать азкары и дуа (вне зависимости, пришли они от Пророка или нет, даже если это мольбы о мирском) шепотом, кроме имама, который желает обучить этим азкарам (и дуа) ма’мумов и не только. Когда ма’мумы выучат их, имам тоже будет читать тихо».
См.: «Тухфат аль-мухтаж» том 2, стр. 104
Известный ученый мазхаба Аш-Шафии, Аль-Малибари в книге «Фатх аль-муин» пишет:
ﻗﺎﻝ ﺷﻴﺨﻨﺎ: ﺃﻣﺎ اﻟﻤﺒﺎﻟﻐﺔ ﻓﻲ اﻟﺠﻬﺮ ﺑﻬﻤﺎ ﻓﻲ اﻟﻤﺴﺠﺪ ﺑﺤﻴﺚ ﻳﺤﺼﻞ ﺗﺸﻮﻳﺶ ﻋﻠﻰ ﻣﺼﻞ ﻓﻴﻨﺒﻐﻲ ﺣﺮﻣﺘﻬﺎ اه. ص 128
«Наш шейх Ибн Хаджар Аль-Хайтами сказал: «Читать их громко, если это мешает тому, кто совершает намаз, следует считать запретным (харам)».
См.: «Фатх аль-муин» стр.128
Ибн Хаджара Аль-Хайтами спросили:
ﻭﺳﺌﻞ - ﻧﻔﻊ اﻟﻠﻪ ﺑﻪ - ﻫﻞ اﻷﻭﻟﻰ ﻗﺮاءﺓ اﻷﺫﻛﺎﺭ ﻭاﻷﺩﻋﻴﺔ ﺳﺮا؟ ﻭﻛﻴﻒ ﻛﺎﻧﺖ ﻗﺮاءﺗﻪ ﺻﻠﻰ اﻟﻠﻪ ﻋﻠﻴﻪ ﻭﺳﻠﻢ -؟
ﻭﺇﺫا ﺟﻬﺮ ﺑﻬﺎ ﻓﻲ ﻣﺴﺠﺪ ﻭﺛﻢ ﻣﺼﻠﻮﻥ ﻳﺸﻮﺵ ﻋﻠﻴﻬﻢ ﻫﻞ ﻳﻤﻨﻊ ﺃﻡ ﻻ؟
(ج1 ص 158)
«Как лучше читать азкары и дуа: тихо или вслух? Как их читал Пророк?
Запретно ли читать их вслух в мечети, если это мешает тому, кто совершает намаз?»
Он в своей книге «Фатава аль-кубра» ответил:
ﻓﺄﺟﺎﺏ ﺑﻘﻮﻟﻪ: اﻟﺴﻨﺔ ﻓﻲ ﺃﻛﺜﺮ اﻷﺩﻋﻴﺔ ﻭاﻷﺫﻛﺎﺭ اﻹﺳﺮاﺭ ﺇﻻ ﻟﻤﻘﺘﺾ،
«Большинство азкаров и дуа желательно читать шепотом, если только нет необходимости читать их вслух».
ﻭﻋﺒﺎﺭﺓ ﺷﺮﺣﻲ ﻟﻠﻌﺒﺎﺏ ﻣﻊ ﻣﺘﻨﻪ
ﻭﻳﺴﻦ اﻟﺪﻋﺎء ﻭاﻟﺬﻛﺮ ﺳﺮا، ﻭﻳﺠﻬﺮ ﺑﻬﻤﺎ ﺑﻌﺪ اﻟﺴﻼﻡ اﻹﻣﺎﻡ ﻟﺘﻌﻠﻴﻢ اﻟﻤﺄﻣﻮﻣﻴﻦ، ﻓﺈﺫا ﺗﻌﻠﻤﻮا ﺃﺳﺮﻭا
В своей книге «Шарх аль-убаб» Ибн Хаджар Аль-Хайтами говорит: «Является желательным читать дуа и азкары тихо. Имам будет читать их громко, после саляма, чтобы обучить ма’мумов. Когда же ма’мумы выучат их, то он будет читать шепотом».
Далее Ибн Хаджар пишет:
ﻭاﻟﺠﻬﺮ ﺑﺤﻀﺮﺓ ﻧﺤﻮ ﻣﺼﻞ ﺃﻭ ﻧﺎﺋﻢ ﻣﻜﺮﻭﻩ، ﻛﻤﺎ ﻓﻲ اﻟﻤﺠﻤﻮﻉ ﻭﻏﻴﺮﻩ، ﻭﻟﻌﻠﻪ ﺣﻴﺚ ﻟﻢ ﻳﺸﺘﺪ اﻷﺫﻯ، ﻭﺇﻻ ﻓﻴﻨﺒﻐﻲ ﺗﺤﺮﻳﻤﻪ،
ﻭاﻟﻠﻪ - ﺳﺒﺤﺎﻧﻪ ﻭﺗﻌﺎﻟﻰ - ﺃﻋﻠﻢ ﺑﺎﻟﺼﻮاﺏ اه.(ج 1 ص 158
«Читать громко рядом с совершающим намаз или спящим является нежелательным, как об этом написано в «Аль-маджму’» и в других источниках. Но, возможно, речь идет о той ситуации, когда это чтение не сильно мешает окружающим. Если же очень мешает, то читать громко, следует считать запрещенным (харам)».
См.: «Фатава аль-кубра» том 1, стр.158
Отдел фетв, Муфтият РД
Почта: [email protected]
Канал в телеграмм: https://t.me/fatawadag