Имам ибн Хаджар в своей книге «Тухфат аль-Мухтадж», перечисляя причины, из-за которых желательно разводиться, пишет следующее:
...أو يأمره به أحد والديه أي من غير نحو تعنت كما هو شأن الحمقى من الآباء والأمهات ومع عدم خوف فتنة أو مشقة بطلاقها.
«Причинами, из-за которых желательно дать развод, является требование одного из родителей дать его, если они требуют развестись не из-за упрямства и принципа, как это наблюдается у недалёких отцов и матерей. А также отсутствие опасения смуты и проблем по причине развода с ней»
[См.: Ибн Хаджар аль-Хайтами, Тухфат аль-Мухтадж, т. 8, с. 3].
Также имам ад-Дим’яти аль-Бакри в своей книге «И’анат ат-Талибин» пишет:
)قوله: من غير تعنت ( أي بأن يكون لغرض صحيح، فإن كان بتعنت، بأن لا يكون لذلك - كما هو شأن الحمقى من الآباء والأمهات - فلا يندب الطلاق إذا أمره أحد والديه به.
«Под словами “... если они его требуют не из-за упрямства и принципа...” подразумевается наличие объективной причины. Если же требование развода мотивировано их упрямством, свойственным недальновидным родителям (т. е. отсутствием обоснованной причины), то тогда нет желательности разводиться по их требованию»
[См.: Имам ад-Дим'яти аль-Бакри, И’анат ат-Талибин, т. 4, с. 6].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
• Если оба родителя или один из них повелит сыну дать развод своей супруге, то ему желательно развестись при условии, что они требуют развода не ввиду своих эгоистичных соображений, а из-за веских оснований. Если же нет таковых, то разводиться нежелательно. Также нежелательно разводиться по требованию родителей, если развод может привести к каким-то проблемам у супругов или к смуте.
• Вопрос развода не из тех деяний, в которых надо беспрекословно подчиняться велению родителям. Это не является ‘укук аль-валидайн (ослушанием родителей), о запрете на который указывают Коран и Сунна Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и который является тяжким грехом.
Отдел фетв Муфтията РД
Почта: [email protected]
Телеграм: https://t.me/fatawadag
Инстаграм: https://www.instagram.com/fatavadag
Фейсбук: https://m.facebook.com/fatavadagrd