Нужно ли соблюдать равенство между детьми?

14 Июль 2020
1465
Вопрос: 
Нужно ли соблюдать равенство между детьми, внуками и т. д.?

• Родителям, дедушкам, бабушкам и т. д. желательно соблюдать равенство между своими детьми, внуками, не различая мальчиков и девочек, в чем бы это ни было: в одаривании чем-нибудь, в покупке одежды, даче милостыне и даже в проявлении ласки (в объятиях, поцелуях и т. д.). То же самое решение и в отношении к родителям и к младшим братьям и сёстрам.

• Несоблюдение равенства между ними нежелательно. Исключением могут быть случаи, когда один из них испытывает материальную нужду, отличается какими-то благородными качествами, религиозными знаниями или же выделяется чем-то. Тогда благосклонность к одному из них не является нежелательной.

Примечание:

— Если же кто-то из детей, внуков ослушивается родителей, дедушек, бабушек, то можно в целях перевоспитания пренебрегать равенством и лишать их всякого рода поощрений. Родители даже обязаны прибегнуть к этому, если уверены, что награду дети могут использовать в греховном.

АРГУМЕНТАЦИЯ:

عبارة تحفة المحتاج: (ويسن للوالد) أي: الأصل وإن علا (العدل في عطية أولاده) أي: فروعه وإن سفلوا ولو الأحفاد مع وجود الأولاد على الأوجه وفاقا لغير واحد وخلافا لمن خصص الأولاد سواء أكانت تلك العطية هبة أم هدية أم صدقة أم وقفا أم تبرعا آخر فإن لم يعدل لغير عذر كره عند أكثر العلماء وقال جمع يحرم

ويسن للولد أيضا العدل في عطية أصوله فإن فضل كره خلافا لبعضهم نعم في الروضة عن الدارمي  فإن فضل فالأولى أن يفضل الأم  ويسن على الأوجه العدل بين نحو الإخوة أيضا[1]

عبارة حاشية البجيرمي على الخطيب

فرع: يندب للأصل أن يعدل بين أولاده في العطية وغيرها ولو بنحو قبلة، نعم إن تميز أحدهم بنحو فضيلة فله تمييزه أو بنحو عقوق فله منعه من الإعطاء، بل يجب إن لزم على إعطائه معصية[2]

عبارة حاشية إعانة الطالبين: محل الكراهة عند الإستواء في الحاجة وعدمها وفي الدين وقلته وفي البر وعدمه وإلا فلا كراهة[3]

 

 

Отдел фетв Муфтията РД

Почта: [email protected]

Телеграм: https://t.me/fatawadag

Инстаграм: https://www.instagram.com/fatavadag

 

[1] См.: Тухфат аль-Мухтадж, т. 6, с. 308

[2] См.: Хашия аль-Буджайрами, т. 3, с. 270

[3] См.: Хашия Ианат ат-Талибин, т. 3, с. 182

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.