ОТВЕТ:
С именем Аллаhа! Вся хвала Господу миров! Благословение и приветствие Его Посланнику Мухаммаду и его семье, сподвижникам и всем тем, кто за ним последовал до Судного дня. А затем…
Если человек даст обет отправиться в мечеть аль-Харам, то он обязан отправиться туда, намерившись или на умру, или на хадж, или на хадж и умру вместе, так как обыкновенное посещение мечети Харам без вступления в нусук (обряд хаджа) не является паломничеством.
Что касается обета отправиться в мечеть Пророка ﷺ, в Медине, или в мечеть аль-Акса, или в любую другую мечеть, то давший обет не обязан посещать их или что-то предпринимать, так как нет такого обрядового поклонения, как паломничество к этим мечетям. Есть только паломничество к Каабе.
Важно обратить внимание на то, что вышеупомянутое решение относится именно к обету оправиться к этим мечетям. А что касается обета совершить намаз в одной из трех мечетей: в мечеть аль-Хараме, мечети Пророк ﷺ, и мечеть аль-Аксе (да освободит ее Аллаh), то этот обет действителен, и он обязан совершить намаз в указанной в обете мечети.
Если же дать обет совершить намаз в мечети аль-Акса, то данный обет исполнится совершением намаза в самой аль-Аксе или в Мечети Пророка ﷺ, или в мечети аль-Харам.
Если дать обет совершить намаз в мечети Пророка ﷺ, то данный обет считается исполненным только если совершить намаз в самой мечети Пророка ﷺ или же в мечети аль-Харам, но не в мечети аль-Акса. А если дать обет совершить намаз в мечети аль-Харам, то он считается исполненным только если совершить намаз в самой мечети аль-Харам.
Если человек дал обет совершить намаз в любой другой мечети помимо трех вышеуказанных мечетей, то для исполнения такого обета достаточно совершить намаз в любой мечети, то есть нет необходимости совершать намаз именно в той мечети, которая была указана в обете.
В вопросе обета, на иътикаф распространяются все те же решения что и на намаз.
Примечание:
Под мечетью аль-Харам здесь имеется в виду мечеть Каабы. Остальные мечети, находящиеся на территории Харама в данном вопросе имеют статус обычных мечетей.
АРГУМЕНТАЦИЯ:
عبارة تحفة المحتاج: (نذر المشي إلى بيت الله تعالى) وقيده بكونه الحرام أو نواه أو نوى ما يختص به كالطواف فيما يظهر، ومن ثم كان ذكر بقعة من الحرم كدار أبي جهل كذكر البيت الحرام في جميع ما يأتي فيه (أو إتيانه) أو الذهاب إليه مثلا (فالمذهب وجوب إتيانه بحج أو عمرة) أو بهما... لأنه لا قربة في إتيان الحرم إلا بذلك فلزم حملا للنذر على المعهود الشرعي، ومن ثم لو نذر إتيان مسجد المدينة أو بيت المقدس لم يلزمه شيء كسائر المساجد؛...(أو) نذر (صوما) أو نحوه (في بلد) ، ولو مكة (لم يتعين) فيلزمه الصوم ويفعله في أي محل شاء... (وكذا صلاة) ومثلها الاعتكاف كما مر نذرها ببلد أو مسجد لا يتعين لذلك نعم لو عين المسجد للفرض لزمه، وله فعله في مسجد غيره وإن لم يكن أكثر جماعة فيما يظهر خلافا لمن قيد به لأنا إنما أوجبنا المسجد؛ لأنه قربة مقصودة في الفرض من حيث كونه مسجدا فليجزئ كل مسجد لذلك ويظهر أن ما يسن فيه من النوافل كالفرض (إلا المسجد الحرام) ...(وفي قول) إلا المسجد الحرام (ومسجد المدينة والأقصى) لمشاركتهما له في بعض الخصوصيات للخبر الصحيح «لا تشد الرحال إلا إلى ثلاثة مساجد» وبينت معناه في كتابي الجوهر المنظم في زيارة القبر المكرم (قلت الأظهر تعينهما كالمسجد الحرام والله أعلم)...
______
См.: Тухфат аль-мухтадж, т. 10, с. 95.
Отдел фетв Муфтията РД
Телеграм: t.me/fatawadag
Ватсап: https://wa.me/79898883527