В Исламе уделяется огромное внимание чистоте и гигиене. Каждая книга по мусульманскому праву начинается с раздела «Тахара» (очищение). Ведь именно очищение является ключом к молитве, поклонению.
В хадисе Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) говорится: «Чистота – это половина веры».
Человеку следует всегда быть чистым и опрятным, Пророк Мухаммад (мир ему и благословление) велел чистить зубы, стричь ногти, хранить в чистоте одежду, убирать волосы из подмышек половых органов, держать в чистоте тело, ухаживать за бородой итак далее. Мусульманин все, что его окружает, должен держать в чистоте.
Всевышний в Коране говорит:
إِنَّ الله يُحِبُّ التوابين وَيُحِبُّ المتطهرين
(Смысл): «Поистине Аллах любит обращающихся, кающихся (о прощении грехов) и очищающихся» (сура «аль-Бакара», аят 222).
Когда Пророк (мир ему и благословение) видел человека с пожелтевшими зубами, с растрепанными волосами, в запыленной одежде, то говорил: «Соблюдайте чистоту!» (Байхаки Баззар) или «Ключ к намазу - это чистота» (Тирмизи).
Для чистки зубов Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) повелевает нам использовать сивак. В хадисе говорится: «Он очищает рот (от неприятных запахов), угождает Господу и вызывает гнев шайтана» (ан-Насаи).
В другом хадисе передается: «Молитва, совершенная с использованием сивака, превыше семидесяти намазов, исполненных без сивака» (Ибн Занджавих).
Передают, что Абу Хурайра, (да будет доволен им Аллах) рассказывал, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Если бы я не боялся обременить моих последователей, то велел бы использовать сивак перед каждой молитвой» (Бухари, Муслим). От него же передан хадис: «Мне было приказано выполнять сивак, и я даже боялся, что Аллах возложит это на меня как долг (фарз)» (имам Ахмад).
Шариатом одобряется применение сивака во всех случаях перед подготовкой к омовению, намазу, чтению Корана, поминанием Аллаха, рассказом хадиса, перед вхождением в дом, перед сном и пробудившись ото сна. При появлении неприятного запаха изо рта, желтоватого цвета зубов, при долгом молчании, после еды и так далее. Постящемуся же нежелательно использовать сивак после полудня, поскольку в хадисе говорится: «Запах постящегося для Аллаха, лучше чем запах мускуса».
Передано от Айши (да будет доволен ею Аллах) что «Посланник Аллаха (мир ему и благословение) при возвращении домой в первую очередь чистил зубы».
Желательно проводить сивак по зубам в ширину правой рукой с правой стороны до середины, затем с левой стороны до середины. В длину протирать является не желательным, так как может повредиться десна.
Полезные свойства сивака:
- Освежает рот.
- Укрепляет зубы.
- Прекращяет выделение слизи.
-Улучшает зрения, так как нервы, тянущиеся от корней зубов, так или иначе связаны с соседствующими частями лица человека.
- Удаляет зубной камень.
- Способствует процессу пищеварения в желудке.
- Поднимает общий тонус человека.
- Настраивает человека на чтение Корана, поминание Всевышнего, совершение намаза.
- Устраняет вялость.
- Увеличивает вознаграждение человека на чаше его благих дел в Судный день.
- Превосходное средство профилактики и лечения заболевания кариеса детских зубов, благодаря содержанию в нем флюидных веществ.
- устраняет пятнистость и крапчатость зубной эмали, благодаря содержанию обесцвечивающих компонентов.
- отбеливает зубы, благодаря содержанию кремниевых веществ.
- благодаря содержанию серных и гальванических веществ не дает развиваться бактериям в кромках зубов.
- способствует избавлению от курения.
Также, следуя Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение), необходимо стричь ногти, дабы предотвратить грязь на пальцах. Сунной является стрижка ногтей утром пятничного дня, ученые говорят, что в это время тот, кто стрижет ногти, избавляется от болезней.
Одежда должна быть чистой, в хадисе передается: когда к Пророку (мир ему и благословение) подошел человек в изношенной одежде, он спросил его: «У тебя есть достаток?». «Да», - ответил тот. Тогда Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Поскольку Аллах даровал тебе богатство, позволь увидеть на тебе плоды Его милости и щедрости» (ан-Насаи).
Увидев как-то мусульманина в грязной одежде, Посланник Аллаха (мир ему и благословение) выразил недовольство: «Неужели он не может постирать одежду?» (Абу Дауд).
В другом хадисе Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) сказал: «Вы очищайте пороги своего дома и дворы перед ними» (Абу Дауд), а также «Каждую пятницу, когда вы идете в мечеть и на собрания, купайтесь, одевайтесь в красивые одежды и пользуйтесь благовониями».
Уход за бородой и волосами тоже имеет важное значение. Порицается частичное бритье головы. Как-то раз, увидев мальчика, голова которого была частично побрита, Посланник Аллаха (мир ему и благословение) запретил людям так поступать, сказав: «Либо сбривайте ему все на голове, либо оставляйте все!» (Тирмизи).
Однажды некий человек с всклокоченными волосами и бородой подошел к Пророку (мир ему и благословение). Тогда Пророк (мир ему и благословение) дал ему понять, что тому следует привести себя в порядок. Когда человек причесался и вернулся обратно, Посланник (мир ему и благословение) сказал: «Разве это не лучше, чем быть со всклокоченными волосами, походя на шайтана?» (Малик).
Второй праведный халиф Умар (да будет доволен им Аллах), увидев человека с длинной и неухоженной бородой, приказал подарить ему новую одежду и подстричь бороду на длину сжатого кулака (большинство авторитетных ученых считает, что сунной в длине отпускаемой бороды является длина сжатого кулака). Затем сказал: «Иди и поступай, как тебе заблагорассудится» И, обращаясь ко всем, воскликнул: «Некоторые из вас совсем не смотрят за собой и ходят как дикари». Бороду нужно регулярно мыть, расчесывать и содержать в чистоте. Ее надо подправлять, не оставляя в потрепанном виде. Желательно наносить масло на волосы и бороду, чтоб они выглядели красиво, а то же самое полезно делать и с телом.
Красить волосы и бороду желательно тогда, когда на них начнет появляться седина. Лучше всего красить волосы хной, либо басмой. Желательно красить в красный или желтый цвет, но в черный запрещено. Хна оказывает благотворное омолаживающее и смягчающее действие на кожу лица и тела. Хна улучшает структуру волос и предотвращает их выпадение, устраняет перхоть, укрепляет корни волос, питая луковицы, придает естественный блеск, отлично кондиционирует волосы, придавая им густоту и облегчая последующую укладку.
В хадисе Пророка (мир ему и благословение) говорится: «Поистине, лучшее, чем вы можете окрасить седину – это хна и басма». Что касается Посланника Аллаха (мир ему и благословение), то имеются достоверные сообщения о том, что его волосы были окрашены хной и басмой (Ахмад, Ибн Маджда, Хаким) а также в желтый цвет и шафраном (Ахмад).
Умар (да будет доволен им Аллах) сказал: «Я видел как Посланник Аллаха (мир ему и благословение) красил бороду и волосы на голове в желтый цвет и я люблю краситься этим цветом» (Бухари, Муслим).
Выдергивать седые волосы является нежелательным. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Не выдергивайте седые волосы, поистине они будут светом мусульманина в Судный день» (Абу Дауд, Тирмизи). «И в данном случае нет разницы между удалением седых волос на голове и удалением их на бороде» – поясняет ан-Навави (да будет доволен им Аллах).
Борода должна быть привлекательной, а не уродливой, особенно у тех, кто призывает людей на путь Ислама. Необходимо стричь усы, чтоб была видна краснота верхней губы. А также Пророк (мир ему и благословение) велел нам не реже, чем каждые сорок дней, убирать волосы из подмышек. Сунной считается убирать сначала с правой, затем с левой стороны, а также в области половых органов.
В Исламе также уделяются внимание уходу за глазами. Является сунной подкрашивать глаза сурьмой, как женщине, так и мужчине. В хадисе Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Подкрашивайте глаза сурьмой, ибо поистине она улучшает зрение и способствует росту ресниц!» (Тирмизи). Подкрашивая глаза сурьмой, желательно делать это нечетное количество раз - каждый глаз по три раза, начиная справа и заканчивая справа. Сегодня мужчина, последовав этой сунне, рискует быть объектом насмешек со стороны людей. Нужно объяснять людям, что это дело является полезным и сунной Посланника Аллаха (мир ему и благословление).
Чистота, согласно Шариату, не ограничивается только вышеупомянутым. Имам Газали (да будет доволен им Аллах) пишет: «Чистота по требованию Шариата имеет четыре ступени».
Это то, о чем мы упомянули - элементарные вещи личной гигиены;
Это очищение тела от грехов и приучение его к служению Аллаху;
Заполнение сердца благими, праведными чертами характера и очищение его от скверного нрава;
Это очищение тайны, скрытой в сердце. Иначе говоря, необходимо отказаться от мыслей, которые не приближают к Аллаху, и каждый миг думать о Всевышнем.
Ученые говорят, что внешний вид верующего не должен расходиться с его внутренним состоянием. Подобно тому, как мы познаем, когда и как нам необходимо соблюдать чистоту внешнюю, точно так же мы обязаны искать знания и пути, способствующие внутреннему очищению.
ISLAMDAG.RU