В чём с точки зрения религии заключается вред переедания?

28 Март 2023
2942

Верующий никогда не должен поддаваться страстям своего нафса, особенно когда дело касается чревоугодия. Поэтому нам следует минимизировать употребление того, в чём мы не нуждаемся. Ведь Посланник Аллаха ﷺ советовал нам всегда придерживаться умеренности в еде.

От Аль-Микъдама ибн Ма’дикариба (да будет доволен им Аллах) передаётся, что он слышал, как Посланник Аллаха ﷺ говорил:

مَا مَلَأَ آدَمِيٌّ وِعَاءً شَرًّا مِنْ بَطْنٍ. بِحَسْبِ ابْنِ آدَمَ أُكُلَاتٌ يُقِمْنَ صُلْبَهُ، فَإِنْ كَانَ لَا مَحَالَةَ فَثُلُثٌ لِطَعَامِهِ وَثُلُثٌ لِشَرَابِهِ وَثُلُثٌ لِنَفَسِهِ

«Никогда не наполнял человек сосуда худшего, чем его собственное чрево. Сыну Адама достаточно нескольких кусочков пищи, благодаря которым он сможет выпрямить свою спину (поддерживать свои силы), а если уж для него неизбежно есть больше, пусть треть его желудка будет для еды, треть – для питья, а ещё треть – для лёгкости дыхания». (Имам Ахмад, 17186; Тирмизи, 2380; Ибн Маджах, 3349; Ибн Хиббан, 1348)

Однако учёные-богословы не видят запрета на употребление человеком еды досыта, если это не вредит его здоровью. В пользу этого утверждения они приводят следующий аят Священного Корана:

وكُلُواْ وَاشْرَبُواْ وَلاَ تُسْرِفُواْ إِنَّهُ لاَ يُحِبُّ الْمُسْرِفِينَ

(смысл): «О потомки Адама (люди)! Ешьте и пейте, но не излишествуйте в одежде, еде и питье так, чтобы это вредило вам и вашему имуществу.  Поистине, Он (Аллах) не любит излишествующих (тех, кто переходит грани, которые установил Аллах как в дозволенном, так и в запретном)». («Сафват ат-Тафасир», сура Аль-Аʻраф: 31)

Как известно, многие болезни человека связаны с неправильным питанием, злоупотреблением тех или иных продуктов. Однако переедание может повредить не только здоровью человека, но и его положению на том свете.

От Салмана Аль-Фариси (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

إِنَّ أَكْثَرَ النَّاسِ شِبَعًا فِي الدُّنْيَا، أَطْوَلُهُمْ جُوعًا يَوْمَ الْقِيَامَةِ

«Поистине, большинство людей, которые насыщались в этом мире, будут больше всех голодать в День воскрешения». (Ибн Маджах, 3351; Байхаки, «Шу‘аб аль-Иман», 5256)

В той версии этого хадиса, которую передаёт Байхаки от Абу Джухайфы, сообщается, что с того момента, как он услышал эти слова, и до конца своей жизни он не ел досыта, набивая свой желудок. Более того, если он ужинал, то не ел ничего на завтрак, а когда завтракал, не ел ничего на ужин.

Имам ‘Абдуррауф Аль-Манави, комментируя этот хадис в своей книге «Ат-тайсир би-Шарх Аль-Джами‘ ас-Сагир», пишет следующее:

«Потому что тот, кто много ест, много и пьёт, следовательно, и много спит, а это придаёт леность его организму и удаляет благодать из его жизни. Вследствие этого, его старания в поклонении своему Господу ослабевают, а в День воскрешения на него не обратят внимания, и он станет изгоем, голодным и растерянным».

Бедность Пророка ﷺ и его довольство малым является ещё одним доводом в пользу порицания пресыщения, переедания и частого потребления еды.

От ‘Урвы ибн Аз-Зубайра передаётся, что ‘Аиша (да будет доволен ею Аллах), супруга Пророка ﷺ, сказала:

لَقَدْ مَاتَ رَسُولُ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، ‌وَمَا ‌شَبِعَ ‌مِنْ ‌خُبْزٍ، ‌وَزَيْتٍ فِي يَوْمٍ وَاحِدٍ مَرَّتَيْنِ

«Посланник Аллаха ﷺ умер, так и не поев досыта хлеба и маслин дважды в один день». (Муслим, 2974; Ибн Хиббан, 7344)

От Абу Хазима передаётся, что Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) сказал:

مَا ‌أَشْبَعَ ‌رَسُولُ ‌اللهِ ‌صَلَّى ‌اللهُ ‌عَلَيْهِ ‌وَسَلَّمَ ‌أَهْلَهُ ‌ثَلَاثَةَ ‌أَيَّامٍ ‌تِبَاعًا، مِنْ خُبْزِ حِنْطَةٍ حَتَّى فَارَقَ الدُّنْيَا

«Клянусь Тем, в Чьей власти моя душа, не насыщал Посланник Аллаха ﷺ свою семью три дня подряд пшеничным хлебом до конца своих дней». (Муслим, 2976; Ибн Хиббан, 7335)

От ‘Абдуллаха Ибн ‘Умара (да будет доволен ими обоими Аллах) передаётся, что он слышал, как Пророк ﷺ сказал:

المُؤْمِنُ يَأْكُلُ فِي مِعًى وَاحِدٍ، وَالكَافِرُ يَأْكُلُ فِي سَبْعَةِ أَمْعَاءٍ

«Верующий ест в один желудок, а неверующий – в семь». (Бухари, 5393; Муслим, 2060)

Мухаддисы в своих сборниках приводят множество достоверных хадисов, которые указывают на то, как мало ел Пророк ﷺ. Однако причиной тому не всегда была нужда, напротив, это было его выбором, он питался так по своей воле, ведь он не всегда испытывал нужду.

Следуя примеру Посланника Аллаха ﷺ, его сподвижники, их последователи и другие праведные предшественники (да будет доволен ими всеми Аллах) проявляли умеренность в еде и не допускали чревоугодия и переедания.

От Ибн Сирина (да помилует его Аллах) передаётся, что однажды один человек сказал ‘Абдуллаху Ибн ‘Умару (да будет доволен ими обоими Аллах): «Хочешь, я тебе принесу джавариш?» Ибн ‘Умар спросил: «А что это такое?» Он сказал: «Это то, что помогает переварить пищу, когда ты наелся и переел». Тогда Ибн ‘Умар сказал:

مَا ‌شَبِعْتُ ‌مُنْذُ ‌أَرْبَعَةِ ‌أَشْهُرٍ، وَمَا ذَاكَ أَنْ لَا أَكُونَ لَهُ وَاجِدًا، وَلَكِنِّي عَهِدْتُ أَقْوَامًا يَشْبَعُونَ مَرَّةً وَيَجُوعُونَ مَرَّةً

«Я не ел досыта уже четыре месяца, и не потому, что мне нечего есть, а потому что застал людей (сподвижников), которые иногда ели досыта, а иногда голодали». (Абу Давуд, «Аз-Зухд», 311)

Также от Бишра передаётся, что он слышал, как Фузайль ибн ‘Ияз говорил:

خَصْلَتَانِ ‌تُقَسِّيَانِ ‌الْقَلْبَ: كَثْرَةُ النَّوْمِ، وَكَثْرَةُ الْأَكْلِ

«Две привычки ожесточают сердца: излишество во сне и излишество в еде». (Байхаки, «Шу‘аб аль-Иман», 5315)

Как и любое действие человека, употребление еды подразделяется на обязательное, желательное, дозволенное, нежелательное и запретное. Запретным является переедание, которое вредит организму человека.

 

Ибн Аль-Хадж Аль-Малики в своей книге «Аль-Мадхаль» пишет об этом следующее:

«Употребление еды, собственно, может быть пяти степеней: обязательное, желательное, дозволенное, нежелательное и запретное.

Обязательное (фарз) ‒ это то, что даёт человеку силы для исполнения предписаний (фарзов) своего Господа, ибо то, без чего невозможно исполнение обязательного, тоже обязательно (фарз).

Желательное (мандуб) ‒ это то, что помогает человеку исполнить желательные деяния, получать знания и совершать другие виды поклонения.

Дозволенное (мубах) ‒ это употребление такого количества пищи, которого достаточно для насыщения.

Нежелательное (макрух) ‒ это употребление больше того количества пищи, которого достаточно для насыщения, но не причиняет вреда человеку.

Запретное (харам) ‒ это чревоугодие, которое подразумевает употребление большого количества еды, которое причиняет вред организму человека».

Учёные-богословы, учитывая советы, содержащиеся в сунне Пророка ﷺ, обращают наше внимание на вред чревоугодия и чрезмерности в еде.

 

Учитывая всё это, имам Аль-Газали и Ибн Сина вывели два основополагающих правила в вопросах питания:

1. не есть до тех пор, пока не появится настоящее чувство голода;

2. вставать из-за стола с чувством лёгкого голода и ничего не есть между основными приёмами пищи.

Когда человек испытывает голод, его организм выводит накопленные вредные вещества, что, в свою очередь, способствует избавлению от многих недугов. По этой причине многие врачи называют пост «операцией без скальпеля».

Мухаммад Султанов

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.