Андалусия: возвращение Ислама в Европу

30 Сентябрь 2011
2831

Не влюбиться в Андалусию невозможно: ведь мавры знали, где строить своё государство…

Андалусия: возвращение Ислама в ЕвропуСегодня в Западной Европе стремительно развиваются антимусульманские настроения: СМИ представляют Ислам как нечто чуждое европейской культуре, хотя когда-то там происходил настоящий расцвет Ислама: Южная Испания в течение восьми веков (с VIII по XV) была самой развитой страной Европы. Европейцы приезжали учиться в университеты Андалусии, там родились такие светила богословской и философской мысли, как Ибн Араби, Ибн Рушд и многие другие.

Архитектура эпохи мавров блистала великолепием и до сих пор остаётся объектом притяжения туристов. Наш корреспондент побывал в современной Андалусии: познакомился с культурным наследием мавров и жизнью нынешних мусульман Испании.

Гранада

Сегодня внимание туристов приковано к двум городам эпохи мавров: Гранаде и Кордове; так получилось, что основным пунктом моего пребывания в Андалусии стала Гранада.

Гранада расположена в живописном месте у подножия гор Сьерра Невада, недалеко от Средиземноморского побережья. Население города – около 400 тысяч. В Гранаду я приехал из холодной для сердца мусульманина Барселоны, и город произвёл на меня совсем иное впечатление: это другая Испания. Хотя прошло пять столетий после окончания Реконкисты, однако культурное влияние мавров можно наблюдать и сегодня: в архитектуре, одежде, быту.

Условно Гранада находится на границе между Западной и Восточной цивилизациями, поэтому город пронизан атмосферой Востока. Особенно это впечатление усиливается в историческом центре города – старинном мавританском квартале Альбазин. Узкие беспорядочные улочки со специфичной архитектурой, запах восточных благовоний из арабских магазинов и кафе – всё это напоминает о мавританском прошлом. Квартал находится на холме напротив Альгамбры – дворца правителей Гранады, поэтому многие туристы поднимаются сюда для того, чтобы любоваться замечательным видом на саму Альгамбру, снежными вершинами Сьерра Невады и красочным закатом над городом. Восточный колорит кварталу добавляют и многочисленные выходцы из Марокко, помимо них можно встретить здесь множество хиппи и растафари, благодаря которым здесь царит атмосфера свободы и непринуждённости.

Главная достопримечательность Гранады – дворцовый комплекс Альгамбра на возвышенности у подножия гор Сьерра Невада. Дворец, который одновременно служил и крепостью, построен в XIV веке последней династией мавританских правителей Андалусии, он отражает традиции поздней архитектуры и культуры мавров. Ныне Альгамбра – одна из главных достопримечательностей Испании, притягивающая сотни тысяч туристов и напоминающая о мусульманском прошлом страны. Позже христианские правители вносили небольшие изменения в облик комплекса, однако основа, заложенная маврами, сохранилась и поныне. Стены крепости красного цвета – отчего и появилось название «аль-гамбра», что в переводе с арабского означает «красный». В Альгамбре стоит подняться на стены форта Альказаба, откуда можно насладить¬ся видом на город, побывать во дворце Насридов. А немного выше находится Генералифе – садовый комплекс маврских правителей с красочными фонтанами.

Мусульманское сообщество Гранады

В Гранаде в наши дни проживает самое многочисленное сообщество мусульман Испании. Сформировавшееся в последние двадцать лет, оно является мощным очагом даавата и притягивает новообращённых мусульман не только Испании, но и других стран. В городе также проживает достаточно большое количество иммигрантов - мусульман из стран Северной и Западной Африки.

Летом 2003 года в Гранаде была открыта мечеть, первая в Андалусии за последние 500 лет, причём построенная на средства испанцев, принявших Ислам. Она располагается в районе Альбазин. При мечети находится красивый сад с фонтанами, выполненными в классическом андалусском стиле – туда может прийти отдохнуть каждый желающий. Как отмечают местные мусульмане, мечеть Гранады символизирует возвращение Ислама в Западную Европу и подчёркивает актуальность послания Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) для современного мира.

При мечети находится Центр исламских исследований, где проходят курсы основ Ислама и арабского языка. Имеется тут богатая библиотека с книгами на испанском, английском и арабском языках. Раз в два месяца издаётся газета, освещающая жизнь мусульман Испании и Европы. Во время мусульманских праздников и месяца Рамадан верующие проводят многочисленные мероприятия, привлекающие внимание местных жителей к Исламу. Двери мечети и центра открыты для каждого, кто интересуется Исламом.

В 2005 году в Гранаде был открыт Мусульманский образовательный центр, где обучаются дети- мусульмане. Здесь преподают учителя-мусульмане, которые дают детям здоровое и правильное воспитание в рамках Шариата. Умма Гранады с каждым годом увеличивается, поэтому потребность в подобной школе возникла ещё в начале 1990-х годов. Однако тогда мусульмане ограничивались лишь обучением детей основам Ислама вне школьных стен. Теперь же появилась возможность давать детям полноценное образование в рамках Ислама.

В Гранаде я жил в доме Томаса (мусульманское имя – Халид), который переехал сюда с семьёй из Барселоны. Его жена – коренная испанка Тасним – тоже мусульманка, у них двое детей, которые получают исламское воспитание. Для меня было удивительным встретить дом в далёкой Испании, в котором создан… мусульманский уют. По словам Томаса, его родители тоже перешли в Ислам. «Хотя мы испанцы, но Ислам – часть нашей жизни», – рассказал он. Помимо семьи Томаса в Гранаду переезжают и другие испанцы-мусульмане.

Местные мусульмане следуют маликитскому маз¬хабу. Помимо этого, в Гранаде широкое распространение получил тасаввуф, большинство местных мусульман придерживаются тариката Кадирия-Шазилия.

Кордова

Другой исторический город Андалусии – Кордова – был основан ещё в античные времена, но более известен как столица знаменитого Кордовского халифата. В X–XI веках он был одним из культурных и экономических центров мира и едва ли не самым населённым городом Западной Европы. Нынешнее же население города – чуть менее 400 тысяч человек. В исламские времена Кордова была университетским центром Европы – сюда приезжали учиться многие европейцы. Однако позже величие Кордовы упало, и постепенно город превратился в один из провинциальных городков Испании.

Однако архитектурное наследие мавров продолжает привлекать сюда туристов, и недавно ЮНЕСКО объявила Кордову культурной столицей Европы 2016 года. В отличие от Гранады, этот город всё-таки более испанский. Об исламском прошлом напоминает только знаменитая мечеть, построенная андалусскими правителями, – главная достопримечательность города. Первоначально на месте мечети была христианская церковь, однако один из первых маврских халифов Абдрахман построил здесь мечеть, которая постепенно достраивалась последующими правителями, разрослась в одну из самых больших мечетей и стала одним из символов исламского мира.

Храм в первую очередь известен благодаря уникальным гигантским аркам и колоннам. Можно сказать, что знаменитые арки стали символом Кордовы. Интересная особенность мечети состоит в том, что она направлена не в сторону киблы, а на юг. Историки объясняют это тем, что халиф Абдрахман, строивший мечеть, представлял себе, что находится в Дамаске, тогдашней столице государства Омейядов, где направление киблы – строго на юг. По другой версии, это связано с тем, что маликитские богословы допускают отклонение от киблы при чтении молитвы до 89 градусов.

После захвата Кордовы в 1236 году мечеть была превращена в церковь, однако испанцы были настолько изумлены её великолепием, что решили сохранить мечеть в прежнем виде. Ныне она служит музеем и является объектом всемирного наследия по списку ЮНЕСКО. Недавно мусульмане Испании пыта¬лись получить разрешение на поклонение в мечети, но не смогли добиться этого. Однако прочитать намаз тут можно: я расстелил дорожный коврик и спокойно прочитал намаз внутри, никто мне не мешал. Хотя, думаю, если это приобретёт массовый характер, возможно, и будут приняты соответствующие меры.

Мусульмане покинули Андалусию более 500 лет назад, однако их богатое наследие очаровывает – и даже немного грустно, что мы потеряли это великолепие. Хотя, как отмечают местные мусульмане, Ислам возвращается в Андалусию.

Домой я возвращался через Севилью, самый крупный город Андалусии, где познакомился с бельгийцем Микаэлем, который год назад переехал в Андалусию и работает там преподавателем английского языка. «Когда впервые приехал сюда несколько лет назад, я влюбился в Андалусию», – объяснил он мне свой переезд. Действительно, не влюбиться в Андалусию невозможно: ведь мавры знали, где строить своё государство…

Искандер Набиуллин

Духовно-просветительский журнал «Ислам» № 26 (02) 2011

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.