Сподвижники Пророка (мир ему и благословение) в Коране и Сунне

27 Апрель 2013
6577

Согласно мусульманскому вероучению лучшим поколением в общине Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) является поколение его сподвижников. К ним относятся все мужчины и женщины, которые видели Пророка (мир ему и благословение), будучи мусульманами, и не отвратились от веры вплоть до самой смерти. Это значит, что если современники Пророка, видевшие его, даже в детском возрасте считается сподвижником если они не отрицали Аллаха и Его Пророка (мир ему и благословение).

Верующие любят сподвижников и стремятся походить на них. Любовь к ним является частью веры, а неприязнь к ним считается проявлением лицемерия. Сподвижники были избраны Аллахом для оказания поддержки Своему Посланнику (мир ему и благословение) и распространения света религии. Они были воспитаны под лучами пророческого света, прошли через многочисленные испытания и передали приобретённые от Пророка (мир ему и благословение) знания последующим поколениям. Благодаря своим выдающимся качествам и добродетелям они превзошли остальных людей и явили собой прекрасный пример для всех, кто стремится к благочестию и духовной чистоте.

Точных сведений относительно общей численности сподвижников нет. По словам выдающегося знатока хадисов Абу Зуры ар-Рази, после смерти Пророка их численность достигала 124 тысяч.

Лишь немногие из сподвижников пересказывали хадисы со слов Пророка Мухаммада (мир ему и благословение). По оценкам имама аз-Захаби, до нас дошли хадисы от полутора тысяч сподвижников. Имам Ахмад бин Ханбал, долго путешествовавший по мусульманскому миру в поисках знаний, собрал рассказы 987 сподвижников. Помимо них, имена ещё около трёхсот сподвижников упомянуты в шести наиболее авторитетных сборниках хадисов.

Сподвижники в Коране и Сунне

Превосходство сподвижников и их добродетели подтверждаются аятами Корана и хадисами Пророка (мир ему и благословение). В Коране сообщается, что Всевышний Аллах «доволен первыми из мухаджиров и ансаров, которые опередили остальных, и теми, которые последовали строго за ними. Они также довольны Аллахом» (Сура «Ат-Тавба», аят 100).

Щедрой похвалы в Коране удостоены сподвижники, присягнувшие на верность Пророку (мир ему и благословение) в Худайбии: «Аллах остался доволен верующими, когда они присягали тебе под деревом» (Сура «Аль-Фатх», аят 18). По свидетельству Джабира бин Абдаллаха, в тот день присягу принесли 1400 мусульман.

Великодушие, отзывчивость, праведность, доброта, снисходительность, самопожертвование, набожность и другие прекрасные качества сподвижников описаны в 8-м и 9-м аятах суры «Аль-Хашр» и в 29-м аяте суры «Аль-Анфаль». В 143-м аяте суры «Аль-Бакара» особо подчёркивается умеренность сподвижников, которая выражалась в приверженности справедливости и отказе от чрезмерности в делах религии.

Духовное богатство сподвижников, их готовность бороться за свободу и справедливость, а также их заслуги в распространении Ислама нашли отражение во многих высказываниях Пророка (мир ему и благословение). В одном из хадисов говорится: «Лучшим среди моих последователей является поколение, к которому я был послан, а потом — те, которые придут после них».

Пророк (мир ему и благословение) называл сподвижников хранителями его общины.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) запретил плохо отзываться о сподвижниках, разъяснив, что никому из мусульман не удастся достичь той искренности и того благонравия, которым отличались его соратники: «Не браните моих сподвижников, ибо если кто-либо из вас израсходует  в милостыню золото величиной с гору Ухуд, то это не сравнится с пригоршней того, что израсходовал кто-либо из них, или даже с её половинкой».

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.