Краткий экскурс в историю Андалусии. Часть 2

27 Апрель 2016
2125

Падение Гранады... Потерянная Андалусия

4. Эпоха третьего Оммеядского государства в Андалусии (300 – 368 гг. по хиджре)

Этот период известен как время провозглашения Омейядского Исламского Халифата в Андалусии. За это время государством правили два человека – Абдуррахман Ан-Насыр и его сын Аль-Хакам Аль-Мустансыр. В эту эпоху, после долгих разрушительных революционных волнений и смут, которые периодически возникали на территории Омейядского государства, Андалусия переживала свой расцвет. Также были приведены под единое правление все области, на территории которых берберские или арабские лидеры ранее объявляли независимость.

В это время Абдуррахманом Ан-Насыром и был провозглашён Исламский халифат. Правители Андалусии до него назывались амирами и сторонились даже называться халифами, ибо такой титул требовал от них беспрекословного выполнения предписаний шариата. Эти преобразования Абдуррахмана имели очень много положительных последствий. Государство развивалось и расцветало, собрания учёных получили широкое распространение, и Андалусия вернула свою былую славу.

 

5. Эпоха визиря Аль-Мансура в Андалусии (368 – 399 гг. по хиджре)

Эту эпоху считают самым блистательным периодом за все время существования Исламского государства в Андалусии. Его называют эпохой правления визирей. Визирь Аль-Мансур бен Абу 'Амир был реальным правителем Андалусии, а Халиф Хишам Аль-Муаййид, оставаясь под опекой совета, возглавляемого Аль-Мансуром и Аль-Mушафи, только носил титул Халифа, ибо он стал Халифом в возрасте десяти лет, когда умер его отец Аль-Хакам Аль-Мустансыр. Вследствие этого Аль-Мансур в действительности стал сильным и величественным правителем Андалусиии. Можно сказать, такого высокого уровня не достиг даже сам Абдуррахман Ад-Дахиль, прозванный Соколом курейшитов. И он всю эту работу делал, будучи визирем халифа.

Во времена его правления большое внимание было уделено газаватам и расширению территории Исламского государства. Аль-Мансур организовал более пятидесяти военных походов на христианскую Испанию, и ни в одном из этих походов мусульмане не потерпели поражения. Был завоёван город Сантьяго-де-Компостела – центр паломничества христиан в Испании. Также был завоёван город Барселона, и впервые со времён первого Исламского государства в Андалусии вся его территория была охвачена властью единого Исламского правителя.

После его смерти в 392 году по хиджре на должности визиря его заменил сын – Абдульмалик. Он пошёл по стопам своего отца Аль-Мансура бен Абу Амира. Его правление продолжалось до 399 года по хиджре, после чего Андалусия вошла в тёмный тоннель – в эпоху падения Халифата.

 

6. Эпоха анархии и падения Омейядского халифата в Андалусии (399 – 422 гг. по хиджре)

За этот сравнительно короткий срок в Андалусии сменились многочисленные так называемые правители, количество которых превысило число всех правителей за предыдущую трёхвековую историю Андалусии. В эти времена были потеряны величие, влиятельность, достоинство и авторитет Омейядского государства. Дошло до того, что правители тех или иных областей в борьбе за власть прибегали к помощи христиан Испании. В пылу этих противостояний берберские племена обрели определённую силу и в северных областях Андалусии, и в очередной раз создали несколько независимых государств. А позднее ими было создано сильное государство, известное как государство Бен Хамудов. Этой смутой также воспользовались новые игроки на политической карте Андалусии – славянские племена, которых часто использовал визирь Аль-Мансур бен Абу Амир для поддержания баланса между арабами и берберами. Они провозгласили независимость восточных островов Андалусии.

 

7. Эпоха «Мулукат-таваиф» (удельных царей) в Андалусии (422 – 483 гг. по хиджре)

Это было время, в течение которого Андалусия лишилась благодати Всевышнего. Исламское государство в Андалусии было раздроблено на маленькие удельные княжества, которыми правили разного рода люди, получившие эту власть, заручившись поддержкой своих соплеменников и родственников. То есть тот, чей род был сильнее, и у кого было больше поддержки, тот и стал правителем. Количество этих самостоятельных княжеств на территории Андалусии достигло 22 независимых государств.

На юге Андалусии строили свои государства берберы, а на востоке – славянские племена. Такие независимые государства образовались и на других территориях Андалусии – на западе и на юго-западе: в Альмерии и Дении, Гранаде, Бадахосе и Толедо. В Кордове сложилась своеобразная «патрицианская республика», где власть принадлежала совету шейхов, а главную роль в нём играл род БануДжахвар. В крупнейшем торговом и культурном центре юго-запада Андалусии — портовом городе Севилья власть захватили Аббадиды, ставшие самой могущественной династией среди «Мулукат-таваиф». В Сарагосе правила династия из рода Бану Худ, в Малаге — БануХаммуд.

А что касается тех важных событий, которые происходили в эпоху «Мулукат-таваиф», то их было очень много:

- распространение дворцовых интриг и переворотов, которые пагубно влияли на положение простого народа в Андалусии. Вследствие этого всё то хорошее, чего достигли к тому времени предыдущие правители, пришло к упадку;

- стремительный рост внутренних междоусобных войн между удельными царями. Каждый из них старался расширить территорию своего княжества за счёт территории соседнего государства. В таких войнах с обеих сторон, конечно же, участвовало большое количество мусульман. В этих кровопролитных войнах их погибло очень много. И каждая из противоборствующих сторон прибегала к помощи христиан против своих же соседей-мусульман. Это и было самым унизительным для мусульман в Андалусии признаком – привлекать на помощь неверных в войне против своих братьев-мусульман;

- постепенное возрастание военной мощи христиан и их объединение под руководством Альфонсо Шестого (короля Кастилии), который одержал победу в нескольких важных войнах с мусульманами Андалусии. В 476 году по хиджре всё усиливающаяся Кастилия захватила крупнейший город Андалусии Толедо, которая была столицей Испании в прошлом. Мусульманские эмиры Андалусии решили объединиться для отражения натиска христиан, так называемой Реконкисты («обратного завоевания»), которая с переменным успехом продолжалась до последнего падения исламского государства в Анадалусии. Но попытки эти были безуспешными.

Продолжение следует…

Краткий экскурс в историю Андалусии. Часть 1

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.

Аналитика
Все об Исламе
Все об Исламе