Предисловие
История жизни прославленного сподвижника Пророка Ну'мана ибн Мукарина (да будет доволен им Аллах) примечательна тем, что впервые в мусульманской истории в Ислам обратилось 11 братьев. Ну'ман, его десять братьев и еще 400 человек из племени Мазина приехали в Медину и коллективно объявили о своем вступлении в новую религию. Посланник Аллаха ﷺ по этому поводу даже сказал: «Воистину, вера, равно как и лицемерие, имеет свои дома. Дом рода Мукарина является домом имана». Эта вера ярко проявила себя на полях сражений, в которых Ну'ман и его племя приняли самое активное участие.
Можно выделить их заслугу в подавлении вероотступничества в Аравии, но ярче всего род Мукарина проявил себя в свержении Сасанидской империи, которая считалась одной из ведущих держав того времени. Ну'ман навсегда вписал своё имя в число таких полководцев, как Са'д, Хашим, Абу Сабра (да будет доволен ими Аллах), которые собственноручно творили историю – историю краха Сасанидской империи. Причем герой нашего рассказа отдал свою жизнь во имя достижения этой великой цели.
Неприступная крепость Нахаванда
После сокрушительного поражения в Кадисии император Персии Яздаджирд начал массовую мобилизацию своих войск для нанесения решающего удара по мусульманам. В ходе масштабной подготовки удалось собрать 150-тысячное войско, которое было стянуто к городу Нахаванд, обладающему природной неприступностью. Ответной реакцией халифа Умара (да будет доволен им Аллах) была подготовка двух третей имеющихся в Куфе и Басре войск, которые, тем не менее, заметно уступали персам в численности. В распоряжении главнокомандующего мусульман Ну'мана было всего лишь 30 тысяч воинов. Однако пятикратное преимущество персов не пугало мусульман, ведь в их арсенале было более мощное оружие – сила веры.
Ещё одно отличие: персы были сильно привязаны к материальному миру, тогда как мусульмане жаждали удостоиться смерти мученика (шахида). Подтверждением этому служит письмо Халида ибн аль-Валида (да будет доволен им Аллах), адресованное персидским чиновникам: «Я пришел к вам с людьми, которые желают смерти так же, как и вы желаете жизни». Это то, что в научной среде называется ментальностью двух миров.
Оба войска встретились за пределами города Нахаванд, где завязалось сражение, которое проходило с переменным успехом. Несмотря на численный перевес, персы не стали испытывать судьбу и под покровом ночи закрылись в городе. Город Нахаванд находился на возвышенности, и взять его имеющимися тогда ресурсами было практически невозможно. Мусульмане оказались в затруднительном положении, ведь они были как на ладони, и персы при приближении к стенам города с легкостью могли атаковать их стрелами. Кроме того, горная местность предполагает низкую температуру, к которой мусульмане, привыкшие к теплым погодным условиям, оказались не готовы. Осада продолжалась около месяца, но эти дни, по свидетельству историков, были тяжелее даже полуторагодовалой осады персидской крепости Тустар.
Стратегия войны
Мусульмане понимали, что персы еще долго могут находиться в осадном положении без какого-либо значимого ущерба для себя. Поэтому задача, которая стояла перед ними, была вполне понятна – выманить противника из крепости и сразиться с ним на открытом поле. Но как это сделать? Для этого нужна была военная хитрость, которую предложил Тулайха Аль-Асади (да будет доволен им Аллах).
Согласно его плану, мусульманское войско должно было отойти от крепостных стен и укрыться за горой, тем самым показывая персам, что мусульмане снимают осаду. Затем небольшой отряд совершает массированную атаку и так постепенно выманивает персов на сражение. Этот план получил одобрение со стороны военного руководства мусульман, и его реализация была поручена видному полководцу Ка'ка'у ибн Амру (да будет доволен им Аллах).
План Тулайхи сработал в полной мере. Не выдержав дерзости небольшого отряда мусульман, персы группами стали выходить из города, а Ка'ка', согласно задуманной стратегии, отступал все глубже и глубже. В таком положении Ка'ка' и его отряд находились до полудня, и с каждым часом удерживать натиск персов становилось все сложнее. Главнокомандующий Ну'ман отвечал отказом на просьбы прийти на помощь Ка'ка'у. Он был мудрым военным стратегом и понимал, что поспешные действия могут разрушить тщательно подготовленный план.
После обеденного намаза Ну'ман выступил перед мусульманами с вдохновенной речью, в которой напомнил им о величии исламской религии и призвал оказывать взаимоподдержку на поле битвы. «Вас ждет одно из двух благ – смерть шахида или скорая победа», – сказал Ну'ман. Слова Ну'мана не были произнесены для красного словца, он знал, о чем говорил, и сам желал удостоиться этой награды. Заключительные слова Ну'мана звучали так: «О Аллах! Прошу тебя обрадовать мои глаза победой, в которой будет величие Ислама. Забери меня к себе шахидом, пусть я буду первым шахидом. Говорите "Амин", да помилует вас Аллах». Мусульмане хором начали произносить «Амин», и при этом их глаза наполнились слезами.
Тем временем Ка'ка', отступая, привёл ничего не подозревающих персов к основным силам мусульман, которые поджидали их за горой. Началась бескомпромиссная битва, в которой никто никого не собирался щадить. Персы отчаянно сражались за своё государство, а мусульмане – за свою религию. Очевидцы рассказывали, что такой ожесточенной битвы на персидском фронте еще не было.
Победа побед
Сражение продлилось до темноты и завершилось блестящей победой мусульман. Количество убитых персов составило 110 тысяч человек, причем 80 тысяч из них погибли не от рук мусульман, а от падения в пропасть, на которую они наткнулись, отступая. Всевышний ответил на мольбу Ну'мана. Стрела, прилетевшая с вражеской стороны, вонзилась прямо в сердце Ну'мана, удостоив его стать первым шахидом в Нахаванде. Это сражение вошло в историю Ислама и под другим названием – «Победа побед». Такое триумфальное название было дано, поскольку это сражение стало финальной точкой сопротивления персов, после чего Персидская империя фактически пала.
Халиф Умар (да будет доволен им Аллах), как и в прошлых военных кампаниях, ожидал вестей из-под Нахаванда. Ежедневно он выходил на окраину Медины, чтобы лично встретить гонца с фронта. Умар не сомневался в конечном успехе мусульман, ведь о завоевании Шама и Персии было сообщено самим Пророком ﷺ. Его уверенность в этом была настолько велика, что ещё до начала битвы при Нахаванде он назначил человека, который будет отвечать за сбор военной добычи. И это несмотря на численное превосходство персов. Вот что значит сила веры.
Все же, дождавшись гонца по имени Саиб, халиф испытал двоякое чувство. С одной стороны, то были слезы радости, ведь Всевышний даровал великую победу, но с другой – слезы горести, ведь потери мусульман были немалыми. Эта победа далась большой ценой.
По материалам Islamstory.com и islamstory.info
Подготовил Хаджимурад Алиев