Сдача Хамы и Дамаска монголам

26 Май 2017
1649

Падение Дамаска. Часть 1

После падения Алеппо Хулагу крепко укрепился на обширных территориях Шама. Он захватил огромные земли на севере Сирии и на юге Турции. Закончив свои дела в этих краях, монгольский правитель начал размышлять о дальнейшем продвижении на юг региона.

Хулагу планировал первым делом захватить город Хаму, а затем и Хомс. После этого можно было подумать о встрече с «муджахидом» Насыром Юсуфом Аль-Аюби и его армией, которая располагалась к северу от Дамаска.

Добровольная сдача города Хамы

Когда монгольская армия готовилась к походу на Хаму, случилось неожиданное событие! К Хулагу прибыла делегация, состоящая из предводителей и знатных жителей города Хамы, и нежданно-негаданно вручила ему ключи от города. Это означало, что они без боя сдают город монголом. И это происходило по собственной инициативе горожан, без каких-либо требований со стороны монголов. Хулагу принял от них ключи и в свою очередь дал жителям города гарантии безопасности. («Аль-Бидая ва ан-нихая», 13/253; автор Ибн Касир)

Ранее Хулагу также гарантировал безопасность всем тем городам, которые были опустошены монголами, в том числе и Багдаду, но каждый раз он нарушал своё обещание. Однако на этот раз Хулагу сдержал слово, и его гарантии безопасности жителям Хамы оказались действительными.

Это было со стороны Хулагу стратегическим шагом, которым он подталкивал другие города Шама следовать примеру Хамы.

Закончив все приготовления, Хулагу со своим огромным войском двинулся на юг Сирии. По пути на юг монголы прошли мимо Хамы, не заходя в город. Также они прошли мимо Хомса – города, которым правил «друг» Хулагу Аль-Ашраф аль-Аюби. Далее Хулагу направился прямо к Дамаску. А от Хомса до Дамаска было всего лишь 120 километров.

Тем временем положение в Дамаске было таковым, что Насыр Юсуф разбил лагерь за пределами города и со своими войсками расположился там. С севера страны поступили не самые приятные известия о падении Миафаркина и о страшной казни Камиля Мухаммада Аль-Аюби. Затем они узнали о падении Алеппо и крепости Харим. И, наконец, их добила новость о сдаче Хамы и Хомса без всякого сопротивления и боевых действий.

Насыр Юсуф и все, кто собрался вокруг него, понимали, что следующей целью монголов, несомненно, будет Дамаск. Что им тогда делать? Куда податься потерявшему присутствие духа правителю Дамаска, объявившему войну, которую он был не в состоянии вести?

Насыра Юсуфа пугало не то, что монгольская армия намного превышала его по силам, просто он сам по себе был очень слабым, нерешительным человеком, и это было основной причиной его несостоятельности противостоять врагу.

Что делать Насыру Юсуфу?

Учитывая это, Насыр Юсуф собрал военный совет из командиров своих войск и поставил перед ними конкретный вопрос: что делать? На совете присутствовали практически все командиры во главе с Амиром Зайнуддином Аль-Хафизи.

На совете также присутствовал Амир Рукнеддин Бейбарс Аль-Бандакдари, один из мамлюкских амиров-бахритов, бежавших из Египта вследствие разногласий, возникших между мамлюками в Египте. Зная о его высокой боеспособности и командирских качествах, Насыр Юсуф принял его с распростертыми объятиями и назначил командиром одного из своих отрядов.

Насыр Юсуф с волнением начал собрание. Все присутствующие заметили в его глазах страх, который постепенно перешёл и к другим участникам совета. В ходе собрания выяснилось, что Насыр Юсуф не слишком рвётся в бой и не намерен встречаться лицом к лицу с монголами.

Такого же мнения придерживались и большинство его командиров. На этой волне участники совета, перебивая друг друга, стали рассказывать об огромном численном перевесе монгольской армии над мусульманской.

Тогда слово взял Амир Зайнуддин Аль-Хафизи. Он также поведал собравшимся об огромном военном потенциале монгольской армии, принизил возможности мусульман и предложил Насыру Юсуфу отказаться от войны с монголами.

Этому предложению Зайнуддина Аль-Хафизи категорично возразил Рекнеддин Бейбарс, который глубоко переживал за мусульманскую умму и религию Аллаха. Он был полон энтузиазма и мечтал покончить с монгольскими захватчиками. Мечта о встрече с монголами на поле боя и привела Бейбарса в лагерь Насыра Юсуфа. Но, как оказалось, он попал на сборище униженных трусов и предателей.

Амир Рукнеддин Бейбарс высказал прямо в лицо командиру Зайнуддину Аль-Хафизи всё, что о нём думает, и сильно отругал его. Затем, не выдержав, встал, ударил его и назвал причиной гибели мусульманской уммы.

Эти слова Бейбарса, хотя и были выказаны Зайнуддину, на самом деле были адресованы Насыру Юсуфу, ибо он был главной причиной сложившегося на тот момент бедственного положения мусульман Шама.

Однако обращение Бейбарса было адресовано сборищу «умерших» людей. Как известно, мёртвые не слышат, поэтому даже этими острыми словами Бейбарсу не удалось достучаться до сердец присутствующих на том собрании командиров. («Ас-Сулук иля ма’рифат аль-мулук», 1/508; автор Аль-Макризи)

Исходя из всего этого, совет Насыра Юсуфа принял единственно верное, по его мнению, решение – бегство. Насыр Юсуф был готов бежать, армия и командиры были готовы бежать, а бедный Дамаск и его жители оставались без власти и защиты. «Инна ли-Лляхи ва инна иляйхи раджи’ун» (поистине, мы принадлежим Аллаху (Он поступает с нами, как пожелает), и поистине, к Нему мы возвращаемся).

В этой ситуации, не ведая, как разрешить все эти возникшие одновременно проблемы, Рукнеддин Бейбарс, не дождавшись от этих пораженцев поддержки, отправился в палестинский город Газу. Оттуда он написал правителю Египта письмо с предложением встретиться и объединить усилия в борьбе против общего врага – монголов. («Аль-Бидая ва ан-нихая», 2/197)

Султан Египта с радостью принял предложение Бейбараса и торжественно встретил его на египетской земле.

Продолжение следует…

Мухаммад Султанов

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.