Завоевание палестины монголами

13 Июль 2017
2173

После падения Дамаска и завоевания монголами всей территории Шама мусульмане региона попали между двумя жерновами: монголами и христианами. Было ясно, что их сотрудничество затянется надолго, учитывая, что монгольским военачальником в Шаме в то время был христианин Китбуга.

Сами христиане, проживавшие в Шаме, также прекрасно понимали, что означает такое положение дел в регионе и какие возможности для них открываются, поэтому это сотрудничество имело для мусульман болезненные последствия.

Предводитель монголов Китбуга, который придерживался христианской религии несторианского направления, принял решение завоевать Палестину. С этой целью он направился в Палестину. Сперва он завоевал Набулус, а затем Газу и остальную территорию Палестины, которая находилась под властью мусульман.

Как и ожидалось, монгольская армия, так же, как и в Сирии и Ливане, даже не приближалась к тем областям Палестины, которые занимали европейские христиане. Таким образом, Палестину поделили между собой монголы и христиане. («Аль-Музаффар Кутуз ва ма’ракат ’Айн Аль-Джалут», 115)

Но, несмотря на тесные дружественные отношения между монголами и христианами, Китбуга, так же, как Хулагу, не признавал в христианах равноправных партнёров. Китбуга, сам будучи христианином, не позволял христианам выходить из-под своего контроля.

Об этом свидетельствуют события, случившиеся в то время, когда Китбуга вошёл в Палестину. Правитель города Са́йда (араб. صيدا, в древности Сидо́н, третий по величине город Ливана, расположенный на побережье Средиземного моря) Юлиан, воспользовавшись тем, что мусульмане воюют с монголами, напал на соседние территории и занял плодородную долину Бека́а (араб. وادي البقاع долина на востоке Ливана, один из важнейших сельскохозяйственных районов страны).

Юлиан предполагал, что ему представился шанс расширить территорию своих владений. Но не тут-то было! Китбуга отправил Юлиану письмо, в котором предостерегал его от этого военного предприятия, но тот не подчинился приказу монгольского командующего. Тогда Китбуга отправил огромное войско, которое освободило захваченные Юлианом земли и уничтожило город Сайда.

Так же поступил Китбуга и с правителем Бейрута Иоанном Вторым, когда тот напал на Галиле́ю (араб. الجليل Аль-Джалиль – историческая область на севере Израиля на границе с Ливаном. Ограничена Средиземным морем на западе). («Аль-Музаффар Кутуз ва ма’ракат ’Айн Аль-Джалут»)

Из всего этого можно сделать вывод, что монголы задались целью установить на Ближнем Востоке полную гегемонию. А тех, кто хотел сотрудничать, монголы принимали не в качестве равноправного партнёра или союзника, а простыми сателлитами. Это был принцип единовластия монголов во всём мире, при котором не допускалось существование другой силы.

Несомненно, такие действия Китбуги были частью политики, которую проводил Хулагу по отношению к христианам с целью установить монгольский контроль над христианами вплоть до вопроса избрания христианского патриарха.

Эти действия монголов возбудили гнев христианских правителей Шама. Ведь до появления монголов на Ближнем Востоке они жили спокойно, потому что христиане не ждали никакой опасности со стороны слабых мусульманских правителей. Более того, у них с мусульманами были определённые мирные договоры, а мусульмане, в отличие от монголов, договоров не нарушали.

А когда монголы обошлись не самым подобающим образом с некоторыми христианскими правителями – сперва унизили Короля Антиохии (Антакии), затем правителей Сайды и Бейрута, это вселило страх в сердца всех христианских правителей.

Они ясно понимали, что как только ситуация в регионе стабилизируется и монголы упрочат там своё положение, они поступят в Шаме точно так же, как они поступили с христианами восточной Европы во времена правления монгольского хана Угэдэя, сына Чингисхана.

Угэдэй (1186–1241) был третьим сыном Чингисхана и Бортэ и преемником своего отца в качестве Великого хана Монгольской империи (1229—1241). Чингисхан ещё задолго до смерти избрал Угэдэя в качестве преемника, а в сентябре 1229 года этот выбор был утверждён курултаем.

До этого момента империей управлял в качестве регента его младший сын Толуй. Угэдэй провёл ряд успешных административных реформ и продолжил экспансионистскую политику Чингисхана. Подобно другим его сыновьям, участвовал в походах на Северный Китай и Среднюю Азию.

Однако, несмотря на всю серьёзность надвигающей опасности и тревожное положение в регионе, христианские правители Шама оставались в роли наблюдателей и не вмешивались в происходящее. В то же время никто из них не ведал о том, что их ждёт в ближайшем будущем.

Итак, завоевав Палестину, монголы взяли под свой контроль весь Ирак, большую часть Турции, а также всю территорию Сирии. Также ими были завоёван Ливан. И все эти события произошли в течение лишь двух лет.

Завоевав Палестину – последнюю мусульманскую территорию на ближнем Востоке, монголы вплотную приблизились к границам Египта. На то время Египет оставался единственным регионом всего мусульманского мира, который имел какую-то возможность противостоять монголам.

Сможет ли Египет выстоять под натиском многочисленных монгольских полчищ? Как развернутся в дальнейшем события на карте исламского мира, мы узнаем из следующей статьи.

Мухаммад Султанов

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.