Дорога на ‘Айн Аль-Джалут. Часть 2.
Местность ‘Айн Аль-Джалут, которая расположена между городом Байсаном с севера и городом Набулусом с юга, стала местом, где произошло одно из самых важных сражений в истории мусульманской уммы.
‘Айн Аль-Джалут расположен на расстоянии шестидесяти пяти километров от местности Хиттин, где в 583 году по хиджре семьдесят пят лет тому назад до этих событий произошло большое сражение.
Также ‘Айн Аль-Джалут находится на расстоянии шестидесяти километров к западу от местности Ярмук, где произошло великое сражение между мусульманами под предводительством Халида ибн Аль-Валида и Абу ‘Убайды ибн Аль-Джарраха (да будет доволен ими Аллах) и византийцами более шести веков тому назад. Память об этих великих победах тоже сыграла свою роль в поднятии духа мусульманской армии.
Кутуз увидел, что ‘Айн Аль-Джалут является более чем подходящим местом для предстоящего сражения. Он представлял собой обширную поляну, окружённую множеством небольших холмов. Эти холмы были расположены вокруг поляны со всех сторон, кроме северной. С этой стороны вход на поляну был открыт.
На холмах росли деревья и кустарники, что пришлось очень кстати для мусульманской армии, чтобы укрыться вокруг поляны практически по всему её периметру.
По прибытии на место Кутуз, не откладывая, начал расставлять свои войска по боевому порядку. К северной части поляны ‘Айн Аль-Джалут он поставил передовой отряд под командованием Рукнеддина Бейбарса. Отряд Бейбарса расположился на видном месте, чтобы приманить монголов на поляну. А Кутуз с остальными войсками укрылся за холмами и деревьями. («Аль-Музаффар Кутуз ва ма‘ракату ‘Айн Аль-Джалут», 122,123)
Все эти приготовления происходили 24 числа месяца Рамадан 658 года по хиджре (1260 году), то есть в последнюю декаду Рамадана, в те же дни, когда в прошлом мусульмане одерживали великие победы: сражение Бадр, взятие Мекки, завоевание Андалусии и другие.
Самоуверенная армия монголов, о которой только и слышали, что она проливает кровь, уничтожает города и приносит беды, приблизилась к ‘Айн Аль-Джалуту. Монголы прошли мимо города Байсан, затем немного свернули на юг в сторону ‘Айн Аль-Джалута, где их ждала в полной боевой готовности египетская армия.
Тем временем, когда Кутуз в ‘Айн Аль-Джалуте готовился к сражению с монголами, к нему из деревень и городов Палестины стали прибывать мусульмане, желающие участвовать в войне против монголов.
Здесь может возникнуть вопрос: почему эти люди не вышли против монголов, когда они опустошали города Палестины и уничтожали мусульман? Ответ очевиден: не было у них лидера, подобного Кутузу. А когда появился такой предводитель, они как истинные мусульмане вышли против своих притеснителей.
До этого эти простодушные и наивные люди считали своими предводителями правителей Шама, которые спешили заключить унизительные союзнические договоры с монголами, открывали перед ними двери городов и крепостей и предоставляли им пути для безопасного передвижения по мусульманским землям.
А когда пришёл Кутуз и его спутники из числа истинных мусульман, закрывая монголам далее путь к исламским землям, в сердцах этих людей проснулась любовь к родине и к своей религии. Поэтому они и решили присоединиться к этому предводителю.
Конечно же, люди, присоединившиеся к Кутузу, когда он прибыл в ‘Айн Аль-Джалут, не были такими подготовленными воинами, как солдаты египетской армии, но это были люди, охваченные энтузиазмом и жаждущие служить на пути Всевышнего Аллаха. В большинстве случаев на поле боя такой энтузиазм оказывается очень даже эффективным фактором.
Тем не менее, Кутуз не стал рисковать и поручил им более безопасную работу – подвоз снаряжения, оружия и припасов для основных частей мусульманской армии. Подготовка еды, снабжение боевых частей стрелами и копьями, подготовка лошадей, вывоз раненных с поля боя и оказание им первой медицинской помощи – эти и другие работы, не требующие боевой подготовки, входили в обязанности тех, кто в это время присоединился к Кутузу.
Даже если эти люди не участвовали непосредственно в битве, их работа имела большое значение для благополучного завершения сражения. В хадисе Пророка (мир ему и благословение Аллаха) говорится:
وَكُلٌّ مُيَسَّرٌ لِمَا خُلِقَ لَهُ
«Каждому облегчено то, для чего он создан». (Ибн Маджах, 91)
Плюс к этому после присоединения новых людей мусульманская армия в глазах противника выглядела намного больше. Несомненно, это будет иметь важное значение и вселит страх в сердца монголов.
Вместе с этими людьми в расположение Кутуза из разных деревень прибыло большое число крестьян, которые не способны были принимать участие ни в военных действиях, ни в подвозе снаряжения либо по причине возраста, либо по болезни, либо по другим причинам.
Также вместе с ними пришло много женщин и детей. Они все вместе встали по обе стороны ‘Айн Аль-Джалута и громко читали такбир и дуа, которым они поднимали дух воинам. В своих дуа они просили Всевышнего ниспослать победу Исламу и мусульманам и унизить язычников-монголов.
Тем временем в расположение армии Кутуза спешно прибыл один человек из Шама. Он сразу потребовал встречи с предводителем мусульманской армии Кутузом и с другими его амирами и сказал, что он является посланцем от Сарима Ад-Дина Айбека.
Сарим Ад-Дин Айбек был мусульманином, которого Хулагу взял в плен, когда он воевал в Шаме. Далее Айбек вступил в монгольскую армию и даже принимал участие в некоторых сражениях на стороне монголов. И на этот раз он в рядах монгольской армии прибыл в Айн Аль-Джалут.
Мы не можем знать, с какой целью он поступил на службу к Хулагу: для сохранения своей жизни или ожидал удобного случая, чтобы принести какую-то пользу мусульманам. Это всё осталось между ним и Всевышним Аллахом. Однако мы знаем, что он накануне сражения при ‘Айн Аль-Джалуте твёрдо решил по мере своей возможности послужить мусульманской армии.
Это был человек, с которым Кутуз даже не был знаком, которого не знал ни один из его командиров, но Всевышний Аллах сделал так, чтобы он оказался среди монгольской армии и предлагал мусульманам свою помощь. И когда египетская армия прибыла в Палестину, а монголы вышли к ним навстречу, Айбек отправил своего человека к Кутузу с очень важными сведениями о монгольской армии.
Он принёс следующие сведения:
1. монгольская армия не имеет в своём распоряжении тех сил, которые имела раньше, ибо Хулагу, отправившись в Тебриз, увёл с собой большое количество командиров и солдат;
«Это не то войско, которое вошло в своё время в Шам, поэтому не бойтесь его», – писал Айбек. Это было сверхважным донесением для мусульман, ибо подняло дух даже тем, кто в глубине сердца боялся монголов.
2. правый фланг монгольской армии намного сильнее левого. Поэтому мусульмане должны усилить левый фланг, который, соответственно, будет сражаться с правым флангом монголов;
3. правитель Хомса Аль-Ашраф Аль-Аюби со своей армией также находится в монгольской армии. Именно вместе с ним находится и Сарим Ад-дин Айбек. Но они не будут сражаться и сразу убегут от мусульман.
То есть в письме Айбека говорилось, что Аль-Ашраф Аль-Аюби скрытно отрёкся от монголов и решил перейти на сторону Кутуза. Но он вышел в поход вместе с Китбугой, чтобы ввести монголов в заблуждение и в нужный момент ослабить их ряды.
Эти сведения были очень важными, и их предоставили в самый нужный момент, но правила военной стратегии требуют от командиров не слишком доверять таким сведениям, потому что они могут быть дезинформацией со стороны противника, в данном случае – от монголов, Аль-Ашрафа Аль-Аюби либо от Сарима Ад-Дина Айбека.
Тем не менее, амиры Кутуза дружно утверждали: «Это не может быть уловкой монголов». Однако этими сведениями Кутуз воспользовался с большой осторожностью.
Так закончился двадцать четвёртый день месяца Рамадан 658 года по хиджре, а всю ночь мусульмане провели в богослужении, читая дуа и зикр. Это была одна из великих ночей в году, ибо это была последняя декада Рамадана. Более того, это была нечётная ночь, которая, возможно, могла быть ночью Лайлат уль-Кадр.
Это всё не считая того, что эта ночь стала одной из самых великих ночей в истории Ислама, ибо это была ночь накануне великого сражения, в котором мусульмане отомстят за кровь миллионов мусульман, убитых монголами за всё время ближневосточной экспедиции.
Предводитель мусульман султан Альмузаффар Кутуз также провёл ночь, обращаясь к Всевышнему с мольбами, чтобы Он даровал мусульманам победу в предстоящем сражении. Это была долгая ночь для Кутуза, ночь, которой он ждал и к которой готовился с того дня, как он сел на трон правителя Египта.
Оставались считанные часы до того момента, когда на поле боя встретятся мусульмане и монгольские захватчики.
О том, что произошло дальше, мы расскажем в следующих материалах.
Понравилась статья? Будем благодарны за репост!
Мухаммад Султанов
Смотрите также: