История Хаджа в России 18-21 вв

20 Сентябрь 2010
3965

Всегда от 50 до 80% российских паломников составляли дагестанцы.

История Хаджа в России 18-21 ввДагестан исторически и традиционно – лидер по количеству мусульман, выезжающих для совершения паломничества. Со времен принятия российского подданства, в конце 18 - начале 19 веков, ежегодно от 50 до 80% российских паломников составляли дагестанцы. Традиционно ни в одной из национальных окраин России местные власти, общины мусульман, религиозные проповедники и проводники паломников не проводили столько работы, какую проводили в Дагестане по разъяснению верующим канонических и государственных правил, сроков, мест и порядка, совершения обрядов и ритуалов паломничества.

Как всё начиналось

Следует вспомнить, как всё начиналось до революции 1917г., в послереволюционные годы, в годы перестройки 1985- 1992гг. и после распада СССР. Это основные этапы пути и опыта России по организации хаджа в новейшей истории. В конце 18 и начале 19 веков, когда число мусульманских подданных империи возросло, по разным оценкам современников, от 16 до 20 млн. человек проблема паломничества в Мекку постепенно приобретала для России всё большее значение. Принятие в подданство империи традиционно мусульманских кавказских окраин, вместе с зависимыми от России Бухарским и Хивинским ханствами, существенно повлияли на рост и влияние России на международную политику.

Россия заявила миру о себе не только как традиционно православная держава, но и как сообщество народов с традиционно мусульманским укладом жизни и культуры. Взяла на себя историческую ответственность обеспечения внутренних и международных условий для развития их общественной, культурной, национальной и религиозной самобытности. В течение 19 и к началу 20 века Россия выработала собственную концепцию, стратегию имперского управления национальными окраинами и тактику организации интеграции народов и их религиозных организаций в вопросы самобытного общественного управления государственными делами, строительства нового типа религиозно государственных отношений с учётом религиозных и национальных особенностей.

Стратегия и тактика России были уникальными и в корне отличались от европейских стандартов насильственной колонизации и ассимиляции. Подобное утверждение не исключает того, что в ходе развития этих отношений имели место периоды взаимного сползания к напряжённости и военно-карательным акциям и походам. Беспристрастный анализ исторических явлений и фактов свидетельствует о том, что как только Россия усиливала свое военно- политическое и дипломатическое влияние в европейских делах, проникновение в страны Среднего и Ближнего Востока, активизировала усилия в Юго-Восточной Азии, Европа всегда навязывала и «наказывала» Россию затяжными вооружёнными конфликтами на Балканах, Кавказе, на китайско-японском направлениях. Тем не менее, ни войны и конфликты определяли главную линию внутренней и внешней политики России с мусульманским миром. Главным было и остаётся забота о безопасности народов и религий великой России, преемницы духа византийской веротерпимости, и вера в мирное сосуществование православно - мусульманских народов и их национальных традиций в рамках единого и неделимого Отечества. Это была политика сильных Духом, политика сильной, могучей, единой и безопасной для всех России – преемницы Византии, где бы мирно трудились и жили евреи, христиане, мусульмане, как братские народы, сотворённые единым Творцом. Это напугало Европу. Поэтому когда нас сегодня пытаются разделять по национальным и религиозным анклавам, вспомните многовековую трагедию России - собирателя и объединителя земель и народов, которую Европа всегда разделяла и противопоставляла. Вспомните то, кому принадлежит сама идея о мусульманской угрозе мире и несовместимости других религий с Исламом.

В этих сложных условиях Россия искала и нередко находила оригинальные способы и методы воздействия и управления сложными и противоречивыми процессами на дальних национальных рубежах Единого и неделимого Отечества. При этом важное внимание уделялось удовлетворению национальных, культурных и религиозных потребностей мусульманских подданных империи и их вовлечению в управление делами ареалов их традиционного проживания, обеспечения общественной и международной безопасности юга и России в целом. В связи с тем, что религиозные вопросы были тонкими и уязвимыми, имперское управление территориями постоянно укрепляло свое взаимодействие и сотрудничество с авторитетными религиозными деятелями и общинами мусульман.

Важное значение придавалось организации хаджа, его международной деполитизации (избавления от вмешательства Персии и Оттоманской империи на организацию хаджа из России), попыток использования паломничества для подрывных целей и внедрения в сознание мусульман нетрадиционных, сектантских ультрарадикальных убеждений, распространяемых колониальными державами (Англия, Франция, Германия, а в 20 веке США,) в странах Среднего и Ближнего Востока и не имеющих ничего общего с традициями российского Ислама. Следует особо отметить, что как и в прошлом, на рубежах 18-20 веков, так и сегодня подобные опасные идеи активно внедряются антимусульманскими и антироссийскими европейскими политическим режимами в общественное сознание мусульман России.

К примеру, на рубеже концов 18 - 19 веков религиозно-политические эмиссары из Ирана, Турции, действовавшие под патронажем Англии, Франции, Порты (Турции), с одной стороны, призывали дагестанцев к массовому исходу за рубеж, обещая свою помощь и покровительство. В то же время обвиняли Россию в ущемлении религиозных прав, неумении управлять мусульманами - своими подданными и подавлении их стремления отделиться от России. Особого внимания заслуживает и то, что эта работа проводилась по двум основным направлениям. Делалось это, с одной стороны, в целях обеспечения международной изоляции России, после ошеломивших Европу побед России по разгрому Наполеона и успешного распространения его влияния и укрепления её авторитета в странах Востока.

С другой стороны, Европа вела активную политику по подрыву международных позиций турецкого халифата по управлению традиционно мусульманскими территориями стран Востока, самой Европы, Средней Азии, Закавказья и Северного Кавказа. С учётом сложной международной обстановки с конца 19 и начале 20 веков военно-политические агенты России на мусульманских территориях империи и посольства в Константинополе (Стамбул), консульства в Багдаде, Мешхеде, Джидде отслеживали ситуацию на канале хаджа из России, как наиболее уязвимого направления для единства, целостности и безопасности Российской империи.

Они сообщали, что в империи существует разветвлённая сеть неподконтрольных местным властям и государству «уполномоченных» и «проводников», занимающимися «поборами» от паломников, что приносит им «значительные прибыли». Российские паломники «пользуются для выезда из империи старыми турецкими, персидскими, бухарскими и даже китайскими паспортами», что в конце 19 века в значительной мере объяснялось «бюрократическими препятствиями, которыми было обставлено получение заграничного паспорта в России». Зарубежные российские агенты с тревогой сообщали имперским властям, что отсутствие у паломников российских паспортов не только не уменьшает их количество, но «ставит паломников в зависимое положение от разного рода проходимцев, бравших с них за паспорта и услуги проводников огромные деньги».

В донесениях из-за рубежа и особенно из Джидды сообщалось, что «установить точное количество российских подданных паломников совершенно невозможно, так как преобладающее большинство шло без всяких паспортов». В донесениях утверждалось, что циркулирующие в империи сведения о ежегодном участии в паломничестве 8-10 тыс.человек не соответствуют фактическому их прибытию в Мекку и что эта цифра оценивалась 18-25 тыс. человек в год. Вносились предложения о рассмотрении имперскими властями «вопроса об упорядочении паломничества российских подданных мусульман». Обращали внимание на гибель 2/3 из числа паломников в пути и по прибытию в святые города от опасных инфекций - чумы, холеры, тифа, оспы. Указывали на возможную опасность ввоза и распространения этих болезней в пределах Российской империи. В 1896-1897гг., после возвращения некоторых паломников из хаджа, в Астраханской губернии вспыхнула чума. В те же годы Кавказ был охвачен холерой. В январе 1897г. при МВД Российской империи была создана Особая Комиссия по борьбе с чумой под руководством принца А.П. Ольденбургского. В ведение этой Комиссии и был передан вопрос об упорядочении паломничества мусульман России. Комиссия проделала большую работу. В Джидду были направлены врачи Соколов, Далгат, Такаев, Туланов.

Для всесторонней оценки религиозно- политических и медико-эпидемиологических аспектов хаджа впервые в истории российского хаджа в Мекку был направлен мусульманин – офицер русской армии Абдуль Азиз Давлетшин. Его отчёт, опубликованный 1899г. под грифом «секретно», сыграл важную роль в объективной оценке роли и значения хаджа из России для мусульман, самой империи и её международного авторитета. Отчёт Давлетшина, озаглавленный за рубежом как «Секретная миссия русского офицера» открыл совершенно новую страницу в организации хаджа из России.

Многие его положения актуальны и сегодня. Он пронизан оригинальными идеями и мыслями о строительстве в настоящем и будущем доверительных отношений с мусульманским миром в России и за рубежом и призывами к противодействию проникновения и распространения в пределах империи враждебных традиционному Исламу раскольнических верований. К концу 1889 г. были подготовлены обширные зарубежные и отечественные исследования и материалы для принятия в империи кв1902 году «Временных Правил о паломничестве мусульман». Правила выражались понятной для мусульман формулой: Хадж – столп Ислама, одна из главных манифестаций принадлежности к умме и один из важнейших элементов взаимоотношений Российского государства с общиной своих мусульман и странами мусульманского Востока. Россия признаёт и уважает традиции мусульман. Объективно оценивает международную и эпидемиологическую обстановку в странах Востока. Исходит из необходимости укрепления мер доверия между государством и мусульманами. При этом руководствуется соображениями общественной и национальной безопасности империи и безопасности своих подданных мусульман, выезжающих на паломничество за рубежи России. Важным в Правилах было то, что к началу 20 века хадж из России фактически стал фактором доверия между властью и общиной мусульман, был признан неотъемлемым столпом Ислама и важным элементом международных религиозных связей. Хадж был приравнен к паломничеству православных и иудеев в Иерусалим.

Правила положили конец международным и внутренним антироссийским провокационным политическим спекуляциям об ущемлении прав мусульман в России. Если в 1901 г., по официальным данным, хадж совершили 6 тыс. человек, то после введения новых временных Правил 1902 года паломничество совершили более 16 тыс. человек. В то же время зарубежные источники сообщали о фактическом прибытии из российских имперских территорий около 25 тыс. пилигримов. В империи, после долгих лет отчуждения и взаимного недоверия, возрождался и развивался уникальный опыт мирного сосуществования мировых религий и цивилизаций, внутренний и международный диалог культур и религий России. Это были столетия, когда «Петровская Россия своими победами удивила Европу, а Екатерина приучила Европу к своим победам».

Статистика.

Россия отправила на хадж в 1903г. -5 тыс. человек, 1904г. – около 7 тыс. 1905г.- 10 тыс. В 1905 вступила войну с Японией и широко шагнула в первую русскую революцию и гражданскую войну - «европейскую модель самоуничтожения для России», путём принесения в жертву «диктатуре пролетариата» своей традиционной православной и мусульманской духовности и единства народов - основ Державности. Для сведения читателя, для нужд первой русской революции 1905 – 1907гг. Япония выделила 10 млн. долларов.

Феноменальные исторические явление 20 века – революции и войны стали; 1) прибыльным бизнесом, 2) мощным инструментом внутренней и внешней политики, 3) скрытой формой массового казнокрадства, 4) фактором оправдания коррупции и деятельности оргпреступных сообществ, 5) и идеологического обоснования вне правовых действий властей в отношении собственных граждан в чрезвычайных условиях, 6) теневыми схемами массового вывоза сырья, минералов, технологий, капиталов, интеллектуальных ресурсов и перспективных для страны кадров за рубеж и т.д.

В начале 20 века, привнесённые извне и навязанные России идеи «народовластия, революционных реформ и демократии», по лекалам евроатлантической модели общественного развития, отбросили некогда могучую державу в пучину мировых и опустошительных гражданских войн и нескончаемых революционных реформ, репрессий, оттепелей, застоев, перестроек. Было уже не до хаджа. Паломничество, как и религия в целом, были признаны пережитком прошлого. После репрессий конца 1930-х годов, отношения с КСА были «свернуты», посольство закрыто. В ходе Отечественной войны 1941- 1945гг. отношение к организации паломничества мусульман несколько изменилось. Советский союз с 1945г. по 1990г. ежегодно мог получать и осваивать квоту до 25 человек в год при населении 250 млн. человек, где мусульмане составляли по разным оценкам от 40 до 60 млн. человек. В этих условиях, Российская Федерация не имела своей собственной квоты и была вынуждена эпизодически просить у ДУМ республик Средней Азии 4-5 мест для своих мусульман.

Разумеется, мусульмане России обоснованно обращали внимание властей РФ на явную несправедливость в решении вопросов, гарантированных Конституцией СССР религиозных прав и свобод. До 1985 г. получение 3-5 мест для Дагестана и то не регулярно, с одной стороны было событием, а с другой сопровождалось скандалами о том, что на хадж выехали не те и не из тех регионов. Каждый считал, что именно его регион и только он достоин этого права на выезд из страны. Прямо скажем, это были непростые годы для властей и религиозных организаций.

 Год 1985. Грянула перестройка и широко открыла своим гражданам границы для выезда и въезда в Россию. В результате демократизации общественной жизни, конституционного признания и законодательного закрепления религиозных прав и свобод мусульмане получили право совершения ежегодного паломничества. Постепенно возвращается уважение к традициям мусульман России, историческому опыту взаимодействия и сотрудничества органов власти всех уровней и религиозных организаций.

В современной России ежегодно обеспечиваются благоприятные внутренние и международные условия для организации паломничества. Для этого мобилизуется потенциал государственных административных, материально-технических, финансовых, международных и кадровых ресурсов, не государственных и общественных и религиозных организаций всех регионов России.

 Почему организация паломничества мусульман важна для России, особенно для Дагестана – это тема для отдельного, специального и профессионального рассмотрения с учётом канонов Ислама и международного опыта его организации.

Министр по национальной политике, делам религий и внешним связям РД Бекмурза Бекмурзаев

Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.